Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    11.09.2019
    Разное Комментариев нет

    «Якут»

    «ЯКУТ» — военный транспорт Сибирской военной флотилии, совершал снабженческие рейсы на Тихом океане и некоторое время охранял котиковые промыслы на Командорских островах. Судно заложено в 1887 году в Абердине на верфи «Hall, Russell & Company» под строительным номером 245 для судоходной компании «Aberdeen Steam Navigation Co.» («Aberdeen S.N.Co»). Названо «Oithona». 21 сентября 1887 года состоялся спуск на воду. В октябре 1887 года транспорт сдан в эксплуатацию.
    Длина судна 62,5 метра, ширина 8,4 метра. Водоизмещение 723 тонны. Транспорт относился к типу P-C-type. Движителем являлся один винт фиксированного шага. Крейсерская скорость составляла 9 узлов.
    15 февраля 1892 года судно было выкуплено Морским ведомством Российской империи и зачислено в состав Сибирской военной флотилии. Транспорт выполнял снабженческие рейсы, а так же охранял котиковые промыслы на Командорских островах.
    В 1893—1894 годах «Якут» под командованием капитана 2-го ранга О. О. Хмелевского ходил в Японском море между портами России, Японии и Китая [Степанов А. И. Русский берег: Морской топонимический справочник. — Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1976. — 190 с.].
    С 6 декабря 1901 года по 11 февраля 1902 года командиром являлся капитан 2-го ранга А. А. Гинтер [Биографический справочник офицеров и морских чиновников Владивостокского отряда крейсеров 1904-1905 гг. // Владивостокский отряд крейсеров 1904—1905 гг. / науч. ред. В. И. Ларин, отв. ред. А. В. Полутов. — Владивосток: Русский остров, 2012. — 358 с.].
    Во время Русско-японской войны из состава Сибирской военной флотилии был создан оборонительный отряд Владивостока под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирала Н. А. Гаупта. Он состоял из отряда миноносцев под командованием капитана 1-го ранга Я. И. Подъяпольского и отряда транспортов под командованием капитана 2-го ранга Н. К. Тундермана. На 1 марта 1904 года отряд транспортов состоял из транспортов «Алеут» (командир капитан 2-го ранга Н. К. Тундерман), «Камчадал» (командир капитан 2-го ранга А. А. Рюмин), «Якут» (командир капитан 2-го ранга А. А. Балк), «Тунгуз» (под командованием командира «Якута»), «Надёжный» (бывший ледокол) (командир корпуса флотских штурманов подполковник С. С. Чихачёв)[3]. 29 июля отряд («Лена», «Камчадал» и «Якут») вышел из Владивостока в Охотское море для обнаружения и уничтожения японских рыболовных промыслов у берегов Камчатки. Также отряд доставил грузы в Корсаковский пост, Петропавловский порт и Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре). Отряд вернулся во Владивосток 3 сентября.
    После окончания войны транспорт был передан в Гидрографический отдел флота для обслуживания маяков.
    К 1907 году на случай начала новых боевых действий был разработан план по минированию залива Петра Великого и Амурского лимана. По этому плану предусматривалось «Алеут», «Камчадал», «Якут», «Шилку» и Транспорт № 5 переоборудовать в минные заградители. В апреле 1910 года морской министр вице-адмирал С. А. Воеводский отменил переоборудование «Камчадала» и «Якута» и оставил их при гидрографической службе.
    К 1917 году «Якут» был возвращён в состав Сибирской флотилии с переклассификацией в посыльное судно. Продолжил выполнять транспортные рейсы. В сентябре и октябре 1917 года «Якут» и «Адмирал Завойко» обходили западное и восточное побережья Камчатки.
    29 ноября 1917 года «Якут» перешёл под контроль большевиков и зачислен в состав Красной Сибирской флотилии.
    Осенью 1918 года во Владивостоке была воссоздана Сибирская флотилия в составе Морских сил Дальнего Востока Белого флота. В её состав вошли несколько миноносцев и транспортов с 23 ноября 1918 года и «Якут» вошёл в её состав. В декабре 1918 года во Владивостоке было открыто Морское училище, которое возглавил капитан 1-го ранга М. А. Китицин. В отряд судов Владивостокского училища вошли: посыльное судно «Якут» (командир старший лейтенант М. М. Коренев, руководитель практики лейтенант А. Г. Рыбин), ледокол «Диомид» (командир лейтенант С. Н. Иванов, руководитель практики мичман А. И. Троян), ледокол «Улисс» (командир старший лейтенант Е. П. Винокуров, руководитель практики лейтенант С. И. Цветков). Так же к отряду были прикомандированы канонерская лодка «Манджур» и миноносец «Смелый».
    В апреле 1919 года отряд генерала В. И. Волкова был окружён красными партизанами в селе Владимиро-Александровское, в районе Сучанских рудников. К нему на помощь были отправлены гардемарины Владивостокского Морского училища под командованием М. А. Китицына. 9 апреля произошла первая стычка, в ходе которой были убиты несколько морских офицеров, и отряд был отозван для усиления и перегруппировки. Для второй попытки деблокирования отряд насчитывал четыре роты Инструкторской школы и Морскую роту Амурской речной флотилии, общая численность около 1500 человек при 10 пулемётах, двух полевых орудиях и гаубице. Для поддержки в бухту Находка пришли миноносец «Лейтенант Малеев», «Якут», транспорт «Георгий», транспорт «Магнит», вооружённый буксир «Свирь», катер «Удалой», Шаланда № 2 и британский крейсер «Кент» (HMS Kent). После окончания операции корабли вернулись во Владивосток.

    15 июля в 1919 года учебный отряд вышел практическое плавание с гардемаринами 1-ой роты и вернулся 20 октября. Учебное плавание проходило в северной части Тихого океана с заходами в порты Японии, Сахалина, Камчатки, Чукотки и Аляски. С декабря 1919 года к отряду были прикомандированы вспомогательный крейсер «Орёл», эсминцы «Бойкий» и «Грозный».
    После гибели адмирала А. В. Колчака часть кораблей флотилии были захвачены образовавшимся во Владивостоке новым правительством. Командующий морскими силами на Дальнем Востоке контр-адмирал М. А. Беренс приказом № 127 от 28 января 1920 года обязал начальника Морского училища капитана 1-го ранга М. А. Китицына сформировать новый отряд, из всех способных двигаться кораблей и судов Сибирской флотилии. М. А. Китицыну подчинились только ВсКр «Орёл» и «Якут» под командованием капитана 2-го ранга Е. П. Винокурова. На эти суда было эвакуировано Морское училище, а так же офицеры Сибирской флотилии с семьями и беженцы. Команда отряда насчитывала 40 офицеров, 250 гардемаринов и не определённое количество других офицеров и матросов. В ночь с 30 на 31 января контр-адмирал М. А. Беренс отдал приказ об отбытии судов в Японию. Командир портового ледокола «Байкал» отказался добровольно выводить суда из бухты Золотой Рог, и только когда на борт был высажен караул, ледокол приступил к буксировке судов и очистке выхода ото льда. В 5 часов утра 31 января суда вышли в море.
    «Орёл» и «Якут» пришли в Токусима, где на берег сошёл контр-адмирал М. А. Беренс и некоторые офицеры с семьями. Командование отрядом и «Орлом» принял капитан 1-го ранга М. А. Китицын. Через месяц отряд перешёл в порт Моджи. Здесь было принято решение отправится в Севастополь. Первым пунктом захода стал Гонконг. В походе началась подготовка гардемаринов к сдаче экзаменов. Далее отряд пришёл в Сингапур. С 6 апреля по 5 мая 1920 года суда прошли докование, а 1-я рота закончила сдавать экзамены. 11 апреля 104 человека были произведены в корабельные гардемарины, поскольку начальник Морского училища не имел права присваивать чин мичмана. Позже еще 15 человек были произведены в корабельные гардемарины. Этот выпуск получил неофициальное название «китицынского». Далее отряд ушёл в Калькутту, перевозя попутный груз. В Калькутте на «Якут» была переведена 3-я рота с несколькими офицерами училища. Некоторые офицеры и гардемарины покинули отряд, списавшись на берег. Далее отряд ушёл на Андаманские острова. Переход был использован для теоретического и практического обучения и шлюпочных учений. На Андаманских островах было проведено учение по высадке десанта. Несколько пополнив запасы на вырученные деньги за доставку груза, отряд ушёл в Аден, а от туда в Порт-Саид. В Порт-Саиде отряд столкнулся с проблемой — кончились провизия, вода и уголь, а представитель правления Добровольного флота (ДФ) при поддержке русского консула попытался изъять «Орёл» в пользу ДФ. К тому же английский командир порта запретил выход отряда в море. Тогда капитан 1 ранга М. А. Китицын отказался подчинится и поставил ультиматум местному английскому правлению, что если отряд в течение 36 часов не получит уголь, снабжение и разрешение на выход в море, то он затопит суда поперёк Суэцкого канала. Через 24 часа всё необходимое было предоставлено и отряд покинул Египет. 14 августа 1920 года «Якут» под командованием М. А. Китицына прибыл в Югославский порт Груж (район Дубровника), «Орёл» за два дня до этого. К этому моменту команда отряда насчитывала 23 офицера, 194 гардемаринов и 37 матросов, также на отряде в качестве матросов находились 56 вольнонаёмных китайцев и индусов. За переход с Тихого океана до Средиземного моря убыль состава была по списанию на берег, смертельный случай был только один — отравился консервами корабельный гардемарин Ландышевский [Кузнецов Н. Подводник № 1 (рус.) // Родина : Журнал. — 2011. — № 3].
    Здесь начальник отряда и морского училища капитан 1 ранга М. А. Китицын связался со штабом флота в Севастополе. 28 августа генерал П. Н. Врангель прислал телеграмму военно-морскому агенту в Югославии с предписанием арестовать капитана 1-го ранга М. А. Китицына, а «Орёл» и «Якут» направить в Севастополь. Дело расследовал М. А. Кедров и после разбирательства, он был оправдан и восстановлен в должностях. Позже поступил приказ вернуть мобилизованный в начале русско-японской войны «Орёл» в состав ДФ. Переговоры по поводу передачи судна между представителями ДФ, командой «Орла» и штабом Черноморского флота продолжались почти месяц — команда требовала погасить денежную задолженность по зарплате. После найденных компромиссов «Орёл» был передан 29 сентября 1920 года представителю Добровольного флота А. С. Леонтовичу и новому командиру капитану дальнего плавания Н. А. Титову. Часть гардемаринов осталась на «Орле». Перед отходом «Якута» в Севастополь, на отряд прибыл контр-адмирал К. В. Шевелев с призывом гардемаринам и офицерам идти в Крым и продолжать борьбу, но многие отказались. Тогда М. А. Китицын отправил их в двухмесячный отпуск по состоянию здоровья, на вполне на законных основаниях. К моменту выхода в море команда «Якута» состояла из 3 офицеров, 49 корабельных гардемаринов, 47 гардемаринов 2-й роты и 15 гардемаринов 3-й роты. По пути «Якут» зашёл в Константинополь, где на него были погружены военные грузы. В Севастополь «Якут» прибыл 27 октября 1920 года. А уже 10 ноября последовал приказ об оставлении Крыма в виду невозможности дальнейшего сопротивления. Командир и команда «Якута» приняли деятельное участие в эвакуации белых частей из Севастополя в Бизерту [Флот в Белой борьбе / Составление, научная редакция, предисловие и комментарий доктора исторических наук Волкова С. В.. — М.: Центрполиграф, 2002. — 608 с.].
    21 ноября 1920 года «Якут» был продан английской компании Em. Chetcuti, работавшей на линиях из Валлетты и переименован «G. M. La Vallette». В апреле 1923 года судно было перепродано франко-тунисской компании A. Scamama-Lagardere, а в апреле 1926 года греческой компании Sp. Typaldos и переименовано Ionion. В 1934 году судно перешло к другой греческой компании D. Papoulis & K. Tsesmelis.
    Судно было списано в 1937 году.


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты