Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    30.03.2019
    Разное Комментариев нет

    Ван Гог в Сен-Реми (май 1889 – май 1890)

    Сен-Реми (май 1889 – май 1890). После свадьбы у Тео 17 апреля 1889 года Ван Гог (см.) решил пройти курс лечения в психиатрической больнице Сен-Поль-де-Мавзоль в Сен-Реми. 8 мая 1889 года он отправился туда со своим опекуном, протестантским священником Фредериком Салльесом. Больница располагалась в стенах бывшего монастыря, менее чем в 32 км от Арля и ею управлял бывший военно-морской врач Теофиль Пейрон. Сопутствующие монастырские постройки располагались среди пшеничных полей, виноградников и оливковых плантаций. В клинике Сен-Реми лечение не проводилось, за исключением определения двух еженедельных ванн, принимая которые пациенты подвергались т.н. «излечению». Художник не жаловался, когда писал, что «наблюдая за реальностью жизни сумасшедших в этом зверинце, я чувствую смутный ужас, страх перед этим и постепенно могу считать безумие болезнью, подобной другому».[173] У Ван Гога были две камеры с зарешеченными окнами, одну из которых он использовал в качестве студии. [172] Основными предметами его картин этого периода стали сама клиника и её сад с видом на Альпийские горы. Бездействие, по сути, было неприемлемо для Винсента, который будучи заточённый в своём убежище, мог чувствовать себя живым только изучая каталоги важных выставок произведений Моне и Родена в Париже или читая издание драмы Шекспира, или рисуя яркие виноградники или серебристо-серые оливковые рощи ландшафта вокруг Сен-Реми. Фактически, этим периодом датируются 140 картин, среди которых непременно стоит упомянуть знаменитую «Звездную ночь» (Сен-Реми, июнь 1889 г.), которую сейчас можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Эта картина, скорее, продукт воображения, чем изучение природы, является работой глубоко экспрессионистской и, возможно, анонсирует картины Эдварда Мунка, норвежского художника, который на 10 лет моложе Ван Гога. Кипарисы были типичным элементом ландшафта Прованса и Ван Гог говорил, что хотел бы рисовать их как подсолнухи. Он сравнивал их форму и пропорции с египетскими обелисками.

    Ван Гог в Сен-Реми (май 1889 - май 1890)

    Оливковая роща. 1889, Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

    Ван Гог

    Звёздная ночь. 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

    «Я наблюдаю в других, что даже во время кризисов они воспринимают странные звуки и голоса, как и я, и видят изменённые вещи. И это смягчает тот ужас, который я испытывал от кризисов, которые у меня были […], … как только вы понимаете, что вы есть, как только вы осознаете своё состояние и сможете подвергнуться кризисам, тогда Вы можете сделать что-то, чтобы не удивляться мукам и ужасу […] Те, кто был в этом месте много лет, по моему мнению, страдают от полного отсутствия деятельности. Моя работа в определенной степени убережет меня от такой опасности». (Письмо Тео Ван Гогу, 25 мая 1889 г.)

    Ему разрешили короткие контролируемые прогулки, во время которых он написал кипарисы и оливковые деревья, в том числе серию из пятнадцати картин «Оливковые деревья», где использовал множество цветовых вариаций, обусловленных временами года; когда деревья цвели, он использовал, в основном, синие оттенки;[187] а также полотно «Кипарисы» (музей Метрополитен, 1889), «Проселочная дорога в Провансе ночью» (1890). Искривлённые формы кипарисов, напоминающие пламя, были связаны с состоянием его беспокойного ума. Одна картина «Оливковые деревья в горном ландшафте» стала дополнением к «Звездной ночи». В сентябре 1889 года он написал еще две версии «Спальни в Арле».[174] С того времени агрессивные эффекты дополнительных цветов ушли в прошлое, и вместо интенсивного красного и зеленого появились более мягкий синий и зеленый; импаст стал менее заметным. В это же время Ван Гог пишет три своих автопортрета, в том числе, один из лучших, ныне хранящийся в Musée d’Orsay.
    Его «Прогулка заключённых» была написана в феврале 1890 года и являлась копией с гравюры «Острог» Гюстава Доре (1872). Tralbaut предполагает, что лицом заключенного в центре картины, смотрящего на зрителя, является сам Ван Гог;[175] Ян Халскер с этим не согласен.[176]

    Ван Гог

    Прогулка заключённых. 1890, Пушкинский музей, Москва

    Жизнь художника, к сожалению, по-прежнему была усеяна неприятными событиями: в июне 1889 года у него случился ярко выраженный приступ с галлюцинациями, а брак между Тео и Иоганной Бонгер увенчавшийся рождением маленького Винсента, названного так в честь его дяди и крестного отца – оставил Ван Гога в состоянии глубокой прострации, вызванной страхом видеть, как его любимый брат отдаляется от него и его страданий. С другой стороны, депрессивная атмосфера, которая витала в больнице, безусловно, не помогала облегчить моральное состояние Винсента, который в конце декабря 1889 года даже пытался покончить жизнь самоубийством, проглотив ядовитые краски.[188]
    В период с февраля по апрель 1890 года Ван Гог перенес тяжёлый рецидив. Подавленный и неспособный заставить себя писать маслом, в течение этого времени он мог только немного рисовать, [177] и позже написал Тео, что сделал несколько маленьких полотен «по памяти … воспоминания о Севере». [178] Среди них были «Две крестьянки, копающиеся в заснеженном поле на закате» (1890). Халскер считает, что эта небольшая группа картин легла в основу многих рисунков и учебных листов с изображением пейзажей и фигур, над которыми Ван Гог работал в течение этого времени. Он комментирует, что этот короткий период был единственным случаем, когда болезнь Ван Гога оказала значительное влияние на его работу.[179] Ван Гог попросил свою мать и брата прислать ему рисунки и черновую работу, которую он сделал в начале 1880-х годов, чтобы он мог работать над новыми картинами из своих старых эскизов. [180] К этому периоду относится «Печальный старик» («У ворот Вечности»), исследование цвета, которое Халскер описывает как «ещё одно безошибочное воспоминание о давно минувших временах». [181] Согласно искусствоведу Роберту Хьюзу, его поздние картины показывают художника на пике его способностей, его «стремление к краткости и изяществу».[182]

    Ван Гог

    На пороге вечности. 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

    В январе 1890 года франц. искусствовед Альберт Аурье в газете «Mercure de France» высоко оценил работы Ван Гога, назвав его гением.[183] В частности, он проводил коннотации с символизмом и отмечал:

    «… секретные характеристики линий и форм, но даже больше, чем цвета, невидимые нюансы для здорового ума, магические излучения теней […] он почти всегда символист […], потому что он чувствует, что ему по-прежнему необходимо покрывать свои идеи точными, последовательными, осязаемыми формами материала и плотскими оболочками. Во всех его картинах, под этой физической оболочкой, под этой прозрачной плотью, под этой материальной материей, скрываются духи, которые знают, как ее постичь, Идея. [Что касается техники] исполнение является энергичным, возвышенным, жестоким, интенсивным. Его злой дизайн, мощный, часто неуклюжий и немного грубый, преувеличивает характер, упрощает его, ловко устраняет детали, рисует виртуозный синтез, иногда великолепный стиль [191]»

    В феврале Ван Гог нарисовал пять версий «Portrait of Madame Ginoux» на основе угольного эскиза, созданного Гогеном, когда она в ноябре 1888 года позировала для обоих художников.[184] Также в феврале Ван Гог был приглашен «Les XX», брюссельским обществом авангардистов, для участия в их седьмой ежегодной выставке. На ужине во время открытия выставки член «Les XX», Генри де Гру, нелестно отзывался о работах Ван Гога, называя его «Подсолнухи» «отвратительным горшком подсолнухов кисти мистера Ван Гога». Тулуз-Лотрек потребовал извинений, а Синьяк заявил, что продолжит бороться за честь Ван Гога. Де Гру принёс свои извинения и покинул группу. Позже, когда работы Ван Гога демонстрировались с «Artistes Indépendants» в Париже, Клод Моне сказал, что они были лучшими на этой экспозиции.[185] После рождения своего племянника Ван Гог написал: «Я сразу же начал писать для него картину, чтобы повесить её в его спальне, большие ветви белого цветущего миндального дерева на фоне голубого неба».[186]
    В течение шести месяцев Ван Гог перестал быть чуждым миру искусства, и его репутация вышла далеко за пределы парижской тусовки. Он был замечен как один из многообещающих новых талантов и как человек, которому удалось получить поддержку в галереях, включая Тео, одного из ведущих арт-дилеров. Винсент был в восторге от своего успеха. В письме к своей матери он написал: «Когда я услышал, что моя работа была успешной, и прочитал соответствующую статью, я постоянно боялся, что мне придется заплатить за неё; в жизни художника худшим из всех является успех».[190]
    В мае Винсент Ван Гог решил прекратить свое добровольное пребывание в Сен-Реми и отправился в долгое путешествие в Париж.[189]

    См. Внешние ссылки на статью


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна!

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты