Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    30.03.2019
    Разное Комментариев нет

    Ван Гог в Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890)

    Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890). 16 мая 1890 года Ван Гог (см.) наконец покинул Сен-Реми, чтобы присоединиться к своему брату в Париже.[192] Ван Гог прибыл в Париж 17 мая и впервые увидел своего племянника и миссис ван Гог, которая назвала своего зятя человеком «сильным, широкоплечим, со здоровым цветом лица, веселым и решительным выражением лица», определенно здоровее, чем его брат, которого мучил хронический кашель. На следующий день они оба пошли к «Отцу» Тангуа, чтобы проверить непроданные картины Винсента.[193] Предполагалось недельное пребывание Винсента в Париже для медицинских консультаций в клинике друга Тео, доктора Поля-Фердинанда Гаше (1828-1909). Гаше был художником-любителем и в прошлом уже лечил нескольких других художников. Обратиться к нему порекомендовал Камиль Писарро. Фактически, пребывание длилось всего три дня, и 20 мая художник отправился в Овер-сюр-Уаз и встретился с Гаше в его собственном доме. Ван Гог поселился в кафе-гостинице, которой управляли супруги Раву, на Ратушной площади. Он казался довольным новым положением дел: «Овер очень суров, и сельская местность странная и живописная».[194] В селе его внимание привлёк дом Шарля Добиньи- живописца, которым восхищался Винсент.[196] Сам Добиньи переехал в Овер в 1861 году и, в свою очередь, привлёк туда других художников, в том числе, Камиля Коро и Оноре Домье. В июле 1890 года Ван Гог закончил две картины «Сада Добиньи», одна из которых, вероятно, является его последней работой.[195]
    В то время шестидесятидвухлетний доктор Гаше, гомеопат, дарвинист, сторонник кремации мёртвых – скандальное в то время мнение – республиканец, социалист и свободный мыслитель, был известной фигурой в Овере. В Монпелье он закончил медицинский факультет и специализировался по психиатрии. У него была дочь Маргерит (около 20 лет) и сын Поля (16 лет). Их большой дом был расположен на холме, а его стены были украшены работами импрессионистов: Ренуара, Моне, Писарро, Сезанна, а также присутствовало большое количество украшений и различных предметов, которые Ван Гог назвал «чёрными». Общение Винсента и Гаше было облегчено ещё и тем фактом, что Гаше также знал голландский язык. Попутно Гаше принимал участие в выставках, подписываясь под псевдонимом van Ryssel и занимался гравёрными работами. Его компетентность в художественных вещах, некоторые общие предпочтения, а также его вежливость и его фундаментально меланхоличный характер завладели Ван Гогом, который часто посещал его дом.
    В июне 1890 года Ван Гог написал в двух вариантах «Портрет доктора Гаше» и сделал одну гравюру с его изображением. Все три работы показывают Гаше в печальном настроении. Рисуя портрет доктора, художник выражает своё художественное кредо в портретной живописи. В письме к сестре Виллемине он так разъясняет свои мысли: «То, чем я увлекаюсь больше, чем все остальные в моей профессии, – это портрет, современный портрет. Я ищу это по цвету, и, конечно, я не одинок в этом поиске. Я хотел бы, вы видите, я далек от того, чтобы сказать, что я могу сделать все это, но в любом случае я стремлюсь к этому, я хотел бы делать портреты, которые выглядели бы людям как видения столетие спустя. Поэтому я не пытаюсь сделать нас по фотографическому сходству, а по страстным выражениям, используя в качестве средства выражения и усиления характера нашу науку и современный вкус к цвету. Таким образом, портрет доктора Гаше показывает вам лицо цвета…выжженного солнцем кирпича, с рыжеватой головой волос, белой кепкой, в окружении ландшафта, голубым фоном холмов, его костюм ультрамариново-голубого цвета, это …делает его лицо бледнее, несмотря на то, что оно кирпичного цвета».[197]

    Ван Гог в Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890)

    Церковь в Овере. 1890, Музей Орсе, Париж

    За 70 дней пребывания в Овер-сюр-Уазе ван Гог создал более 70 работ, в подавляющем большинстве картин, многие из которых относятся к его наиболее выдающимся. Он очень интенсивно рисовал, начиная с рассвета работать на улице и прерываясь только на обед. Ложился спать в 9 вечера. Предметом его картин были, в основном, местные пейзажи; он написал несколько натюрмортов [198] и серию портретов, в том числе портрет дочери Гаше, членов семьи Раву [199] и портреты маленьких детей. Некоторые из картин, которые он писал в последние недели своей жизни, принадлежат к самым известным в истории искусства. К ним относятся «Церковь в Овере» (фр. L’Église d’Auvers-sur-Oise) и «Пшеничное поле с воронами» (нидерл. Korenveld met kraaien, фр. Champ de blé aux corbeaux),[200] которую считают последней работой художника, в то время как исследователь Ван Гога Ян Халскер упоминает ещё семь картин, которые были написаны позже.[201] Хотя последние картины Ван Гога отражают суровость климата, они всё же оптимистичны по своей природе и показывают желание вернуться к ясному психическому здоровью. Тем не менее, холсты, законченные за несколько дней до смерти, безжалостно темны. Особенно удручающей является картина «На пороге вечности» (фр. Au seuil de l’Eternité; в другом переводе «У врат вечности», картина также известна под названием «Старик, опустивший голову на руки»), на которой изображен старик с опущенной головой. Эта работа является примером захватывающего психического состояния художника в его последние дни.[202]
    В одном из писем к брату Вин Гог пишет:[204] «Я вернулся к работе, даже если кисть почти выпала из моей руки и, прекрасно зная, чего я хотел, я всё же написал три больших полотна. Это огромные пшеничные пространства под мучительными небесами, и я без труда попытался выразить свою грусть, крайнее одиночество».

    Ван Гог в Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890)

    Пшеничное поле с воронами. 1890, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

    В июне Тео и его семья навестили Ван Гога и планировали снять дом в Оверсе. 6 июля Винсент ответил им взаимностью и приехал в Париж, где встретился с Тулуз-Лотреком и, впервые, с искусствоведом Альбертом Аурье. В те дни у Тео, помимо тяжелобольного ребенка, были проблемы с работой, поэтому Винсент предпочел вскоре вернуться в Овер, не перенося обстановки напряженности, которую он ощущал в семье своего брата. Ван Гог начал бояться нового кризиса. У него случился ожесточённый спор с Гаше по тривиальным причинам – он упрекнул его в том, что он не создал картину Гийомена, которую доктор имел дома – и написал своему брату:[203] «Я не думаю, что мы должны рассчитывать на доктора Гаше в любом случае. Мне кажется, что он хуже меня или, по крайней мере, такой же, как и я. Теперь, когда слепой ведет другого слепого, разве они оба не окажутся в канаве? Я не знаю, что сказать. Конечно, мой последний кризис, который был ужасным, во многом был вызван влиянием других больных людей; и затем тюрьма угнетала меня, а доктор Пейрон не заметил, позволив мне пребывать в этой глубоко испорченной среде».
    Несомненно, что и сам Ван Гог не делал ничего, чтобы облегчить своё одиночество и депрессивное состояние. Он никогда не стремился встретиться с теми художниками, которые останавливались в Овер-сюр-Уазе. Хотя, возможно, и они сами избегали Винсента по причине его душевного нездоровья. Один из них, голландец Антон Хиршиг, замечал, что у Винсента «было абсолютно сумасшедшее выражение с горящими глазами, на которое я не смел смотреть».

    См. Внешние ссылки на статью


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна!

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты