Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    15.11.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Томмазо деи Кавальери

    ТОММАЗО ДЕИ КАВАЛЬЕРИ (ит. Tommaso de’ Cavalieri; 1509, Рим-1587, там же)- итальянский дворянин [1] и коллекционер предметов иск-ва, к-рому Микеланджело (см.) посвятил большое кол-во своих любовных сонетов, а также ряд рисунков.  

    • Биография

    Кавальери было 23 года, когда Микеланджело встретил его в 1532 году, в возрасте 57 лет. Молодой дворянин был исключительно красив и его внешность, кажется, соответствовала представлениям художника об идеальной мужской красоте, поскольку Микеланджело описал его как «свет нашего века, образец всего мира» [2]. Двое мужчин остались друзьями на всю жизнь и Кавальери присутствовал при смерти художника [3]. В 1548 году Томмазо деи Кавальери был избран одним из заместителей капитолийской Fabbrica и отвечал за создание fasti capitolini в Палаццо-деи-Консерватори. Через Микеланджело он также вступил в контакт с бесчисленным количеством других художников в своем кругу, так что вскоре он начал формировать изысканную коллекцию рисунков, многочисленные листы которых находятся в библиотеке Королевского Виндзорского замка.
    Считается, что Томмазо мог быть изображён среди прочих фигур свода Сикстинской капеллы.
    В 2010 году лондонский Институт искусства Курто организовал выставку рисунков Микеланджело под названием «Сон Микеланджело» с предполагаемыми ссылками на Томмазо и тему сексуальности. Из разных музеев были представлены работы, датированные 1533 годом. Каталог выставки отредактировал куратор Стефани Бак.

    • Поэзия

    Микеланджело посвятил приблизительно 30 из 300 своих сочинений де Кавальери, в основном, сонеты, но были также мадригалы и катрены. Центральная тема каждого из них – любовь художника к молодому дворянину [4]. Некоторые современные комментаторы утверждают, что отношения были просто платоническими, предполагая, что Микеланджело видел в Томмазо своего сына [5]. Однако гомоэротическая природа этих текстов была признана даже современниками художника, что вынудило племянника скульптора, Микеланджело младшего, набросить на них своего рода завесу приличия, когда в 1623 году он принял решение опубликовать издание стихов, изменив в тексте род местоимений. Сонеты – это первые длинные серии стихотворений на современном языке, посвященные одним человеком другому, предвосхищающие на пятьдесят лет стихи Шекспира для его юного друга. Один из самых известных сонетов Микеланджело – G.94, также называемый «шелкопрядом», в котором он хочет быть тканью, чтобы обернуть тело де Кавальери.
    Другим известным сонетом является G.260, где Микеланджело вновь повторяет свою неоплатоническую любовь к Кавальери, когда в первой строке сонета он заявляет: «Любовь не всегда является жестоким и смертельным грехом».
    В сонете G.41 Микеланджело утверждает, что Томмазо – это всё, что может быть. Он представляет жалость, любовь и благочестие. Это видно в третьей строфе:
    любовь берет меня, а красота связывает меня;
    жалость, милосердие с милыми взглядами
    крепкая надежда на сердце, что вы даете это [6].

    • Рисунки

    Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери четыре законченных рисунка. Это были рисунки нового типа, настоящие законченные работы, предназначенные в качестве подарков, а не эскизов или этюдов. Кавальери их очень ценил и жалел, что одолжил нек-ые из них членам папской курии. Смысл рисунков не до конца понятны, хотя ученые часто связывают их с моральными темами или теориями неоплатонической любви.
    Наказание Тития и Изнасилование Ганимеда (1532)
    На обоих рисунках изображен мускулистый мужчина, на которого напал орел. Титий был сыном человеческой принцессы и бога Зевса. Он пытался изнасиловать богиню и был убит двумя богами, но его наказание не закончилось смертью; у Аида целую вечность он был прикован к скале, в то время как два стервятника ели его печень, которая считалась объектом страстей [7]. Зевс одолел Ганимеда, самого прекрасного из всех людей, и превратился в орла, чтобы похитить его (или изнасиловать) и сделать его своим слугой на горе Олимп. Оригинал этих рисунков утерян и они известны нам только по копиям.

    Томмазо деи Кавальери
    Микеланджело. Изнасилование Ганимеда. 1532
    Падение Фаэтона (1533)
    Фаэтон был сыном Аполлона и просил своего отца позволить ему управлять колесницей солнца. Он потерял контроль над огненными лошадьми, и Зевсу пришлось уничтожить колесницу (и убить Фаэтона) ударом молнии, чтобы удержать ее от разрушения земли. На рисунке Микеланджело Зевс летит на орле, когда направляет молнии, опрокидывающие колесницу. Женщины внизу – скорбящие сестры Фаэтона
    Вакханалия детей (1533)
    Письменного источника в отношении этого рисунка не имеется; по-видимому, это была аллегория, знакомая Кавальери.
    Сон (1533)
    Этот рисунок не имеет прямого отношения к Кавальери, но его сходство с предыдущими рисунками подсказывает некоторым искусствоведам, что он был адресован именно ему. В отличие от некоторых других рисунков, сюжет не базируется на греческой мифологии и его неопределенный замысел интерпретируется как связанный с красотой [8].

    Томмазо деи Кавальери
    Микеланджело. Сон. 1533

    Лит.: Susanna Partsch: Tommaso de’ Cavalieri. In: Allgemeines Künstlerlexikon. Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). Band 17, Saur, München u. a. 1997, ISBN 3-598-22757-4, S. 363

    Ссылки:
    1. https://data.bnf.fr/12152911/tommaso_dei_cavalieri/
    2. Howard Hibbard, Michelangelo, New York, 1974, 229
    3. https://web.archive.org/web/20120418140416/http://www.courtauld.ac.uk/publicprogrammes/documents/Michelangeloteachersresourcelores.pdf
    4. Chris Ryan, The Poetry of Michelangelo: An Introduction, Continuum International Publishing Group Ltd., 97-99
    5. “Michelangelo”, The New Encyclopaedia Britannica, Macropaedia, Volume 24, page 58, 1991
    6. Buonarroti, Michaelangelo (1904). Sonnets. now for the first time translated into rhymed English. Trans. John Addington Symonds. p. 26
    7. Howard Hibbard, Michelangelo, New York, 1974, 235
    8. https://courtauld.ac.uk/gallery/what-on/exhibitions-displays/archive/michelangelos-dream

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты