Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Тенерус

    В древнегреч. религии и мифологии, герой Фив ТЕНЕРУС был сыном Аполлона. Его матерью была Мелиа, дочь Титана Океана.[1] Согласно Павсанию, Мелиа, похищенная Аполлоном, родила Тенеруса и его брата  Изменуса.[2] В честь Тенеруса назвали равнину к северо-западу от Фив.[3]
    Тенерус был священником и пророком Аполлона и имел оракула в Изменионе, Храме Аполлона в Фивах.[4] В конце 6-го – начале V в. до н.э. фиванский поэт Пиндар называл Тенеруса «храмом, ищущим провидца»,[5] и «могущественным Тенерусом, избранным пророком оракулов», которому Аполлон поручил город Фивы, «из-за его мужества и храбрости», и которого Посейдон почитал «выше всех смертных».[6] Отрывок Pindaric Paean, возможно, адресован именно Тенерусу. В первой строке поётся: «(я прихожу?) Даритель божественных оракулов», а в тринадцатой строке «мы говорим о герое Тенерусе», с упоминанием в следующих строках о «быках», «перед алтарем», «они пели песню» и «оракул».[7] Ликофрон обращается к Фивам или, возможно, в большей степени к Беотии, как к «земле и храмам Тенеруса».[8] Павсаний говорит, что Тенерусу его отцом Аполлоном было дано «искусство гадания».[9] Тенерус был связан с Птионом, оракулом святилища Аполлона у подножия горы Птион.[10]

    Ссылки:
    1. Hornblower, p. 433, 1211n; Larson, pp. 40–41, 142; Grimal, s.v. Tenerus, p. 439; Pindar fr. 52k 34–46 Race, pp. 292–295 = A1 (Pa. IX) Rutherford, pp. 189–192; Strabo, 9.2.34; Pausanias, 9.10.6, 9.26.1.
    2. Pausanias, 9.10.6. However, in some traditions perhaps, the Thebans Melia and Ismenus were siblings, rather than mother and son, see Larson, p. 304 n. 57; Schachter 1967, p. 4; Fontenrose, p. 319; Scholia on Pindar Pythian 11.5–6 (Drachmann, pp. 254–255); Oxyrhynchus Papyri X 1241.4.5–10 (Grenfell and Hunt, pp. 104: Greek text, 109: translation).
    3. Hornblower, p. 433, 1211n; Larson, p. 142; Strabo, 9.2.34, citing Pindar, see Pindar fr. 51d Race, pp. 246, 247; Pausanias, 9.26.1.
    4. Hornblower, p. 433, 1211n; Scholiast on Pindar Pythian 11.5–6 (Drachmann, pp. 254–255; Rutherford, p. 196 n. 22); for the Ismenion and the cult of Tenerus, see Schachter 1981, pp. 77–88 (Tenerus: pp. 78–79); Schachter 1967, pp. 3–5.
    5. Pindar fr. 51d Race, pp. 246, 247 = Strabo, 9.2.34.
    6. Pindar fr. 52k 41–42 Race, p. 292, 293 = A1 (Pa. IX) Rutherford, pp. 189–192.
    7. Pindar fr. 52g Race, pp. 278, 279 = D7 (Pa. 7) Rutherford, pp. 338–339. Concerning the first line, Rutherford, p. 340 says “I take it that the reference is to a person not a place, and I suggest that Tenerus is the most appropriate referent.”
    8. Lycophron, Alexandra 1211 (Hornblower, p. 433 with note; cf. Mair, pp. 594, 595).
    9. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Paus.+9.10.6
    10. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=urn:cts:greekLit:tlg0099.tlg001.perseus-eng1:9.2.34

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний