Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Таможенный контроль

    ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ– действия сотрудников таможенных органов по раскрытию и пресечению нарушений таможенного законодательства.
    Вообще понятие таможенного контроля в российской таможенной системе – одно из базисных понятий в таможенной сфере. Это понятие можно рассмотреть как в широком, так и в узком смысле.
    В ТК ЕАЭС содержится исчерпывающее определение таможенного контроля – это «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза». Это определение таможенного контроля связано с его широким пониманием. И в таком понимании всю деятельность, осуществляемую таможенными органами, можно было бы соединить с таможенным контролем в той или иной мере.
    В узком смысле таможенный контроль – это комплекс действий по проверке в конкретных формах с использованием СУР (системы управления рисками), которые достаточны для гарантии следования таможенному законодательству.
    При реализации таможенного контроля таможенные органы руководствуются принципом выборочности. Этот принцип основан на том, что должностные лица вправе выбрать любую из существующих в таможенном законодательстве форм таможенного контроля. Избрание той или иной формы таможенного контроля определяется той степенью необходимости гарантии соблюдения таможенного законодательства, которую требуют обстоятельства конкретного случая.
    Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов в отношении:
        товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
        товаросопроводительных документов и сведений, в том числе таможенных деклараций;
        профессиональной деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу;
        физических лиц, пересекающих таможенную границу.
    Таможенный контроль реализуется в зонах таможенного контроля, а также в других местах, которые определяются таможенными органами. Зоной таможенного контроля может служить место перемещения товаров через таможенную границу, территория склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Существуют два типа зон таможенного контроля – постоянные, в случае систематического расположения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, и временными, когда ЗТК создается только на время исполнения таможенного контроля.
    Иностранные товары обретают статус товара, находящегося под таможенным контролем, со времени пересечения таможенной границы ТС.
    Товары, имеющие статус товаров таможенного союза, при их вывозе находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
    Выбор объектов и форм таможенного контроля сотрудники таможенных органов осуществляют при помощи СУР. Таможенные органы используют данную систему для определения товаров, лиц, транспортных средств и документов, в отношении которых следует провести таможенный контроль, а также степень его «жесткости». Основой СУР является эффективное использование при реализации таможенного контроля информационных и других ресурсов таможенных органов
    В гл. 50 ТК ЕАЭС определены цели применения СУР. Это:
        раскрытие и пресечение нарушений таможенного законодательства, связанных с неуплатой таможенных платежей;
        фокусировка внимания на областях повышенного риска;
        ускорение проведения таможенных операций.
    Всего в ТК ЕАЭС указано семь форм, в которых должностные лица таможенных органов могут осуществлять таможенный контроль. Подробно о каждой форме таможенного контроля рассказывает глава 45 ТК ЕАЭС.
    Итак, формы таможенного контроля:
    1. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
    2. Получение объяснений;
    3. Таможенный осмотр. Наружный осмотр товара, транспортного средства, багажа, а также пломб, печатей с целью получения сведений о товаре, его целостности, состоянии, стране происхождения, о наличии на товарах идентификационных знаков.
    4. Таможенный досмотр. Действия должностных лиц, связанные с раскрытием упаковки товаров, нарушением целостности печатей, пломб. Присутствие проверяемого лица или его представителя обязательно. В неко-торых случаях необходимо присутствие двух понятых.
    5. Личный таможенный досмотр. Особая форма таможенного кон-троля, которая осуществляется только при наличии достаточных оснований подозревать, что лицо, пересекающее таможенную границу, укрывает при себе и по собственному желанию не выдает товары. Личный таможенный до-смотр осуществляется в специальном помещении, отвечающем санитарно- гигиеническим нормам, при наличии двух понятых одного пола с проверяе-мым лицом.
    6. Таможенная проверка. Основная форма таможенного контроля, целью которой является установление факта выпуска товаров с соблюдением требований таможенного законодательства и проверка достоверности сведений, заявленных в товаросопроводительных документах. Подробнее о таможенной проверке будет рассмотрено далее.
    7. Таможенный осмотр помещений и территорий. Эта форма таможенного контроля реализуется с целью доказательства наличия товаров на складах временного хранения, таможенных складах и т.д., а также подтверждения того, что эти товары находятся у лиц, у которых они и должны находиться.
    Итак, анализируя все вышесказанное, можно выделить несколько характерных черт таможенного контроля.
    Правовое регулирование таможенного контроля реализуется не только на национальном, но также и на наднациональном уровне.
    Таможенный контроль – исключительная компетенция государственных, то есть таможенных, органов. Никакой другой институт не вправе проводить мероприятия подобного рода.
    Формы таможенного контроля, а также порядок осуществления контроля императивно закреплены государством. Сотрудники таможенных органов не вправе использовать законодательно не закрепленную форму таможенного контроля.
    В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законодательства, и, следовательно, показателем эффективности таможенного контроля становится снижение количества таможенных преступлений. Для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности таможенного контроля необходима его дальнейшая унификация с международными правовыми нормами в области таможенного дела.

    К началу