Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    10.01.2021
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Синан

    СИНАН Коджа Мимар (тур. Koca Mi’mâr Sinân Âğâ; 1488/1490, Агырнас-17.07.1588, Стамбул)- крупный турецкий архитектор [1] (тур. мимар) во времена султанов Селима I, Сулеймана I, Селима II и Мурада III. Обладатель почётного звания Koca Mimar Sinan Ağa (османский قوجه معمار سنان آغا , согласно исламской энциклопедии Ḳoca Miʿmār Sinān Āġā) [2].

    Синан
    Работы Синана, который также работал в качестве гражданского инженера и градостроителя, [3] считаются высшей точкой развития классической османской архитектуры. Авторитет и значимость мастера подтверждается современниками и специальной литературой такими терминами, как «Евклид своей эпохи» [4] или «Микеланджело османов» [5]. Микеланджело (см.) его планы относительно базилики Святого Петра в Риме были хорошо известны в Стамбуле, поскольку Леонардо да Винчи и он были приглашены, соответственно, в 1502 и 1505 годах Великой Портой, чтобы представить планы моста через Золотой Рог [6].
    Считается одним из величайших архитекторов всех времён [7]. Некоторые из его мечетей доиндустриальной эпохи считаются искусствоведами наиболее совершенными в их конгруэнтности и гармонии внутренних и внешних эффектов. Позже, его ученики спроектировали мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле и Старый мост в Мостаре.
    Будучи сыном каменотёса и христианином по рождению [8], Синан получил техническое образование и стал военным инженером. Он быстро поднялся по служебной лестнице и стал сначала офицером, а затем — командиром янычар с почетным титулом ага [9]. Во время военных кампаний Селима I и Сулеймана I Кануни он усовершенствовал свои архитектурные и инженерные навыки, став экспертом в строительстве всех видов укреплений, а также в проектах военной инфраструктуры, таких как дороги, мосты и акведуки [10]. Примерно в возрасте пятидесяти лет он был назначен главным королевским архитектором, применяя технические навыки, полученные в армии, для «создания прекрасных религиозных зданий» и гражданских сооружений всех видов [10]. В работах Синана византийский тип купольной базилики превращается в абсолютно центрическое здание с грандиозными и цельными по композиции интерьерами [11]. На этом посту Синан оставался почти пятьдесят лет.
    Архитектурным шедевром Синана считается мечеть Селимие (тур. Selimiye Camii) в Эдирне, внесённая ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, хотя его самая известная работа — стамбульская мечеть Сулеймание (тур. Süleymaniye Camii). Он возглавил обширный правительственный департамент и подготовил множество помощников.

    Биография Синана


    • Ранние годы Синана

    По словам современного биографа Мустафы Сай Челеби, Синан родился в 1489 году (около 1490 года согласно «Британской энциклопедии», [12] в 1491 году согласно «Словарю исламской архитектуры» и где-то между 1494 и 1499 годами согласно турецкому профессору и архитектору Реха Гюнаю) [15] с именем Юсуф. Он родился либо в армянской семье [13], семье каппадокийских греков или албанцев, либо у христиан-турок [14] в маленьком поселении Агырнас недалеко от Кайсери (как указано в приказе Селима II)[16]. Согласно «Большой российской энциклопедии» Синан был христианином [8], а «Британская энциклопедия» пишет, что он имел армянское или греческое происхождение [12]. Одним из аргументов, подтверждающих точку зрения автором Британники является указ Селима II от рамадана 7981 года (около 30 декабря 1573 года), который удовлетворяет просьбу Синана простить и избавить его родственников от общего изгнания армянских общин Кайсери на остров Кипр; [17] в то время как Годфри Гудвин заявил, что «после османского завоевания Кипра в 1571 году, когда Селим II решил заново заселить остров путем передачи семей ромов (православных) из Карамана, Синан вмешался в дело от имени своей семьи и получил от султана два приказа об освобождении их от депортации» [18].
    Ученые, которые утверждают, что Синан имел греческое происхождение, пришли к выводу, что его отец был каменщиком и плотником по имени Христос («ρήστος»)- греческое имя, означающее Христа [19]. И вполне вероятно, что он был как армянского, так и греческого происхождения по причине вероисповедания своего отца и матери, поскольку в то время многие из этих этнических групп проживали в районе Кайсери. Несомненно и то, что они принадлежали к восточно-православной христианской вере, когда в османских архивах регистрировалась только религиозная принадлежность населения. Понятие этнической принадлежности не имело отношения к системе османского миллета (тур. millet, от араб. ملة‎ — милла‎), основанной на религии.
    Ряд учёных указывали на албанское происхождение Синана [20]. По словам британского учёного Перси Брауна и индийского историка Видья Дхара Махаджана, император Великих Моголов Бабур был очень недоволен местной индийской архитектурой и планировкой, поэтому он пригласил «некоторых учеников ведущего османского архитектора Синана, албанского гения, выполнить его архитектурные схемы» [21].
    Синан вырос, помогая своему отцу в его работе, и к тому времени, когда был призван на военную службу, уже имел хорошие практические навыки строительных работ [22]. В библиотеке дворца Топкапы есть три краткие записи (анонимный текст; архитектурные шедевры; книга архитектуры), продиктованные Синаном своему другу и биографу Мустафе Саи Челеби. В этих манускриптах Синан делится некоторыми подробностями своей юности и военной карьеры. Его отец упоминается как «Абдулменнан» (буквально «Слуга Щедрого и Милосердного»)- титул, который обычно использовался в период Османской империи для определения отца, обращённого в мусульманство [15].

    • Военная карьера

    В 1512 году Синан, по системе призыва христианских мальчиков-девширме, был призван на османскую службу [22]. Чтобы пройти обучение в качестве офицера янычарского корпуса и принять ислам, его отправили в Константинополь [23]. Для поступления в школу Эндерун во дворце Топкапы, готовившую элиту для Оттоманской империи, он был уже достаточно взрослый, поэтому, его приняли только во вспомогательную школу. Некоторые записи утверждают, что он, возможно, служил великому визирю Паргалы Ибрагим-паше в качестве послушника основанной им школы. И, вероятно, именно там ему дали исламское имя Синан. Первое время он изучал плотницкое дело и математику, но благодаря своим интеллектуальным качествам и амбициям вскоре смог ассистировать ведущим архитекторам и получил образование архитектора [23].
    В течение следующих шести лет он также обучался на янычарского офицера (acemioğlan). Согласно нек-ым источникам он, возможно, присоединился к Селиму I в его последней военной кампании на Родосе, но после смерти султана, этот проект был свёрнут. Два года спустя он стал свидетелем завоевания Белграда. При новом султане Сулеймане Великолепном в составе домашней кавалерии Синан принял участие в битве при Мохаче, в ходе которого Османская империя нанесла сокрушительное поражение объединённому венгро-чешско-хорватскому войску. Он был произведен в капитаны гвардии, а затем получил командование пехотным кадетским корпусом. Позже пребывал в Австрии, где командовал 62-м полком стрелкового корпуса. В совершенстве освоил стрельбу из лука и в то же время, будучи архитектором, изучал слабые места построек, нанося по ним огонь. В 1535 году в качестве командующего гвардии султана принимал участие в Багдадской кампании. В 1537 году отправился в экспедиции на Корфу, Апулию и Молдавию [24].
    Во время всех этих походов он показал, что он умелый инженер и хороший архитектор. Когда османская армия захватила Каир, Синан был назначен главным архитектором и получил привилегию снести в захваченном городе любые здания, которые не соответствовали плану города. Во время кампании на Востоке он помогал в строительстве оборонительных сооружений и мостов, таких как мост через Дунай. Он преобразовал церкви в мечети. В 1533 году, во время персидского похода Сулеймана Великолепного, Мимар Синан приобрел отличную репутацию, построив и оборудовав за две недели три галеры, чтобы отправиться на противоположный берег озера Ван. За это ему было присвоено звание Haseki’i, телохранителя султана — звание, эквивалентное званию Ağa у янычар.
    Когда в 1539 году Челеби Лютфи-паша стал великим визирем Синан, ранее служивший под его началом, получил значительный пост, который заложил основу для выдающейся карьеры. Его задачей было наблюдение за зданиями и потоками товаров в Османской империи. Он также проектировал и строил мосты, гидротехнические сооружения и мосты. В последующие годы он превратил свой кабинет в кабинет Архитектора Империи, сложное правительственное ведомство с большими полномочиями. В возрасте 49 лет, после 17 лет янычарской жизни, Синан стал руководителем целого Корпуса архитекторов, обучая команду помощников, заместителей и учеников.
    «Несмотря на то, что мысль о том, чтобы оставить свой путь янычара, причиняла мне боль, я наконец согласился с тем, что именно архитектура построит мечети и внесет свой вклад во многие устремления в мире и загробной жизни» [Tezkiretü’l Bünyan ve Tezkiretü’l Ebniye (Yapılar Kitabı)(Mimar Sinan’ın Anıları) -Sinan’ın kendi anlatımıyla Sai Mustafa Çelebi yazmıştır TBMM kütüphanesi Bibliografik kayıt (no: 269170).


    Архитектурные творения Синана (см.)


    • Смерть и наследие Синана

    Синан умер в 996 году хиджры (1587-88 н.э.) и похоронен в гробнице в Стамбуле, türbe его собственного дизайна, к северу от мечети Сулеймание, через улицу, названную в его честь Mimar Sinan Caddesi. Он был похоронен рядом с могилами его величайших покровителей: султана Сулеймана I и Роксоланы, жены Сулеймана. Над молитвенным окном его могилы с железными решетками находится эпитафия, написанная на османском турецком языке поэтом Мустафой Саи. В ней указан год смерти архитектора и сказано, что Синан построил 400  малых мечетей, 80 пятничных мечетей и мост Кануни Султана Сулеймана (тур. Kanuni Sultan Süleyman Köprüsü) в Бююкчекмедже [28].
    В 1935 году его останки были эксгумированы группой турецких ученых. Сторонники популярной в то время расовой науки утверждали, что измерения черепа Синана доказывают, что он действительно был турком [Hanioğlu, M. Şükrü (2013). Atatürk: An Intellectual Biography. Princeton, NJ: Princeton University Press. p. 171].
    Роман Элифа Шафака «Ученик архитектора» вращается вокруг фигуры Мимара Синана: «Наполненный ароматами, звуками и видами Османской империи, когда Стамбул был бурлящим центром цивилизации, «Ученик архитектора»- это волшебная, захватывающая история об одном мальчике и его пойманном слоне в мире чудес и опасностей» [29].
    Портрет Синана был изображён на реверсе турецких банкнотах номиналом 10 000 лир 1982-1995 годов [47] и монете 7 500 000 лир 2001 года (из серии «Миллениум»), а также на шести почтовых марках. Его именем назван кратер на Меркурии, Турецкий государственный университет и Университет изящных искусств в Стамбуле.

    Ссылки:
    1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А. Введенский, 2-е изд. Т. 39. Сигашоара-Соки. 1955.- с. 79
    2. Cafer Çelebi: Risale-i-mimariye. 1623
    5. Franz Babinger: Die Türkische Renaissance. Bemerkungen zum Schaffen des großen Türkischen Baumeisters Sinan. In: Beiträge zur Kenntnis des Orients und Quellen zur Osmanischen Kunstgeschichte, im Jahrbuch der Osmanischen Kunst. 1924
    6. Vasari, G. (1963). The Lives of Painters, Sculptors and Architects. (Four volumes) Trans: A.B. Hinds, Editor: William Gaunt. London and New York: Everyman., Book IV, p. 122
    7. Sheila S. Blair, Jonathan M. Bloom: The art and architecture of Islam – 1250–1800. New Haven u. a. 1995, S. 218
    8. https://bigenc.ru/fine_art/text/3663570
    9. Goodwin, Godfrey (2001). The Janissaries. London: Saqi Books., р. 87
    10. Kinross, Patrick (1977). The Ottoman Centuries: The Rise and Fall of the Turkish Empire London: Perennial., рр. 214-215
    11. Синан // Сафлор-Соан. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — С. 409. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23)
    12. https://www.britannica.com/biography/Sinan
    13. «Sinan, born an Armenian Christian»: Peters, Ralph. Beyond Baghdad. 2005, page 82
    14. http://m.sabah.com.tr/yazarlar/erhan-afyoncu/2016/04/17/mimar-sinan-karamanli-turkuydu
    15. Günay, Reha (2006). A guide to the works of Sinan the architect in Istanbul. Istanbul, Turkey: Yapı-Endüstri Merkezi Yayınları. p. 23
    16. Goodwin 2003, pp. 199-200
    17. Türk Tarihi Encümeni Mecmuası, vol. 1, no. 5 (June 1930-May 1931) p. 10
    18. Goodwin 2003, p. 199
    19. Constantinople, de Byzance à Stamboul ,Celâl Esad Arseven, H. Laurens, 1909
    20. Cragg, Kenneth (1991). The Arab Christian: A History in the Middle East. Westminster John Knox Press. p. 120
    21. Mahajan, Vidya Dhar; Savitri Mahajan (1962). The Muslim rule in India, Volume 1. S.Chand. p. 210
    22. Kinross, pp 214–215
    23. Goodwin 2003, pр. 199-200
    24. https://web.archive.org/web/20110604194826/http://archnet.org/library/dictionary/entry.jsp?entry_id=DIA0848
    25. http://cadde.milliyet.com.tr/2013/12/30/HaberDetay/1656832/iSTANBUL_A_iMZASINI_ATTI
    26. Tracy, James D.; Savitri Mahajan (2000). City Walls: The Urban Enceinte in Global Perspective. Cambridge University Press. p. 306
    27. https://web.archive.org/web/20101008023655/http://www.akt.gov.al/materiale/kultura%20blerina.pdf
    28. Necipoĝlu, Gülru (2005). The Age of Sinan: Architectural Culture in the Ottoman Empire. London: Reaktion Books., р. 147

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты