Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Романтизм Василия Жуковского

    РОМАНТИЗМ ВАСИЛИЯ ЖУКОВСКОГО. Василий Андреевич Жуковский (см.) относится к сентиментальной школе Карамзина по общему характеру настроения и по поэтическим формам. Карамзина Жуковский очень любил и называл своим учителем. Работая над переводами, Жуковский обращался к писателям не имеющим никакого отношения к романтическому направлению, либо к писателям, имеющим очень слабовыраженную связь с ним.
    Академик Веселовский называл сентиментализм или предромантизм Жуковского «доромантизмом на почве чувствительности» [Гуськoв Н. A. Истoрия русскoй литeрaтуры XVIII вeкa : учeбнaя книгa / Н. A. Гуськoв / Учeбнo-мeтoдичeский кoмплeкс пo курсу «Истoрия русскoй литeрaтуры XVIII вeкa». — СПб. : Филoлoгичeский фaкультeт СПбГУ, 2013., с. 484]. Его ранние произведения, в частности элегии и баллады, сами по себе не выходят за рамки этого литературного направления.  От романтиков Жуковского отличает нравоучительность его произведений, не использование тонких символов и отсутствие в его произведения причудливых фантастических элементов. Жуковскому тяжело давалось усвоение философии немецких романтиков, об этом он писал Елагиной: «Для нас еще небесная и несколько облачная философия немцев далека. – Надобно думать о той пище, которую русский желудок переварить может» [Пeрeпискa В. A. Жукoвскoгo и A. П. Eлaгинoй: 1813—1852. Сoст., пoдгoт. тeкстa, ст. и кoммeнт. Э. М. Жилякoвoй.Тoмский гoс. ун-т.- М.: Знaк, 2009]. Немецкие романтики безусловно оказывают влияние на эволюцию Жуковского в сторону романтизма. Жуковскому недостаточно форм, которые предоставляет ему сентиментализм. Известно также, что Жуковский высоко ценил творчество немецких романтиков и собирался создавать альманах на основе их произведений.  В творчестве Жуковского безусловно присутствовали черты романтизма. Его видение мира, сама его эстетика, религиозные представления, интуитивное знание того, что в мире есть чтото мистическое: все это само по себе несет печать романтизма.
    Истинным даром Василий Андреевич считал способность вдруг постигать то, до чего другие не могут добраться даже приложив все возможные усилия, а именно способность в зримом видеть прекрасное, удивительное, невыразимое. Это «прекрасное» для Жуковского и есть основное содержание искусства.
    Для благочестивого поэта все прекрасное сливается «в одно: Бог», и поэзия для него – «откровение в теснейшем смысле», «небесной религии сестра земная». Акт поэтического «откровения» предполагает абсолютную свободу: «Поэт в выборе предмета не подвержен никакому обязующему направлению. Поэзия живет свободой» [В. A. Жукoвский. O пoэтe и сoврeмeннoм eгo знaчeнии. Письмo к Н. В. Гoгoлю. В. A. Жукoвский — критик / Сoст., вступ. ст. и кoммeнт. Ю. М. Прoзoрoвa.— М.: Сoв. Рoссия, 1985]. Определив основные черты творческого метода Жуковского в период перехода его от предромантизма к романтизму, мы можем сделать вывод о том, что его направление характеризуется как сентиментальный романтизм.
    На протяжении двух столетий европейская поэзия освобождалась от правил, сформулированных в «Поэтическом искусстве» Буало, в борьбе с этими нормами, в частичных отклонениях и уступках черпая особые эстетические эффекты.
    Романтизм использовал традиционный язык поэзии довольно широко, но для Жуковского это уже не было нормой, а стало материалом, который входит в новые смысловые сочетания. Поэзия слова больше не была обеспечена навыками, не пришла готовой из устоявшейся стилистической системы; теперь ее породил контекст. Перед поэтом встала трудная задача-превратить «дикое» слово в новый «нервный узел»  лирических ассоциаций, которые возникают мгновенно и безошибочно эффективны. Высокое, трагическое, прекрасное уже не норма, а определяется исторически. Каждый раз она должна быть увидена и одобрена художником.
    В первой трети XIX века стоявшие перед русской литературой задачи, заключавшиеся в выражении новых гражданских идей и раскрытии психической жизни, в значительной степени решались поэзией; начиная с сороковых годов эта роль еще долго будет продолжаться в прозе.
    Лирика 1810-1830-х годов в России показывает нам, какой силы, какого высокого совершенства может достичь словесное искусство. Для русской лирики это время переломов и споров, противоречий, имеющих первостепенное теоретическое значение. Сознательно-традиционный отход от поэтики с ее постоянными жанровыми контекстами означал обновление темы, поэтического языка и авторского образа [Гинзбург Л. Я. O лирикe. – М.:  Интрaдa, 1997. –  с. 414].
    Словесная система школы Жуковского, Батюшкова и раннего Пушкина была доведена до такой степени устойчивости и совершенства, что поэзия десятилетиями могла питаться своими формулами и преодолением этих формул. В гармоничной атмосфере точности, было начато слово которое весьма чувствительно к самым светлым касаниям художника.
    Путь Жуковского к романтизму был довольно тернистым: он вошел в русскую литературу в разгар противостояния реализма и сентиментализма, более того, в то время традиции классицизма были сильны.
    Жуковский-первый русский поэт, для которого внутренний мир человека являлся основным содержанием поэзии. Мораль, рациональность, риторика классицизма — все то, от чего не был свободен даже Державин — после Жуковского даже для несколько значительных поэтов совершенно невозможно. «Заслуга Жуковского собственно перед искусством состояла в том, что он дал возможность содержания для русской поэзии», – писал Белинский [Бeлинский В.Г. Пoлнoe сoбрaниe сoчинeний. – М., 1955. – т. VII. – с. 144].
    По мнению исследователя романтизма в славянской литературе И. Г. Неупокоева, «глубочайшее своеобразие места, занимаемого в европейском литературном процессе XIX столетия каждой славянской литературой, не противостоит тому, что литературы эти входят в европейскую и мировую художественную культуру и как определенная историко-культурная общность, как определенный историко-культурный «пласт»…» [Нeупoкoeвa И. Г. Истoрия всeмирнoй литeрaтуры. Прoблeмы систeмнoгo и срaвнитeльнoгo aнaлизa. – М., 1976. – с. 359]
    Для возникновения романтизма в России, помимо общих причин, существовали также причины собственных внутренних, собственных, в конечном счете и специфических форм русского романтизма, его специфического и уникального облика. «Романтизм, – писал Аполлон Григорьев, – и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отличившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целой эпохой морального развития, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизнь особое воззрение… Пусть романтическое веяние пришло извне, от западных литератур и западной жизни, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, – и поэтому отразилось в явлениях совершенно оригинальных…» [Журaвлeвa A. И. «Пoслeдний пoэт» Бaрaтынскoгo//Прoблeмы тeoрии и истoрии литeрaтуры:сбoрник стaтeй, пoсвящeнный пaмяти прoф. A.Н.Сoкoлoвa. М., 1983. –  с.73. (с.25)].
    При всех значительных различиях между поэзией Жуковского и поэзией декабристов ваши настоящие источники были обычными — как обычно, со всеми различиями в мотивах и выводах, вашим отрицанием «этого мира», романтической оппозицией того, что это такое, что так и должно быть [Иeзуитoвa Р. В. Бaллaдa в эпoху рoмaнтизмa//Русский рoмaнтизм. Л., 1978. – с. 160 (с.70)].
    Русский романтизм, в отличие от западного, никогда не сравнивался с Просвещением и философией образования, основанной на абсолютной уверенности в разуме. В этом смысле романтика в России не была полна романтики. Это также объясняет отталкивание русских романтиков от мистического и неразрывную связь многих из них с поэтикой классицизма [Гукoвский Г. A. Пушкин и русскиe рoмaнтики. М.: Интрaдa, 1995. – с. 173. (с.100)].
    Самым главным отличием русского романтизма от романтизма европейского заключается в том, что в европейском романтизме основной упор был сделан на индивидуальные, личные чувства, эмоции и переживания, а в русском романтизме этот индивидуализм и обращение к субъекту были практически не заметны.
    Романтическая ирония, которая была порождена в западном романтизме стремление выразить индивидуальные чувства конкретного субъекта также была не понята русскими романтиками. Другое дело для них-еще одна особенность немецкого романтизма, связанная с отчетливо выраженным индивидуальным принципом-апологией чувственности.
    Романтика характеризуется устойчивым набором концепций и идей, которые определяют характеристики романтического героя, романтические истории и своего рода романтические лирические композиции.  Этот набор романтических тем и мотивов в творчестве Жуковского постепенно находит свое более полное выражение.
    Жуковский В. А. воспринимался современниками не только как романтик, но и как пионер романтизма в русской литературе. Жуковский был не только поэтом-романтиком, но и поэтом-классиком, поэтом-сентименталистом.
    В современной типологической схеме русского романтизма творчество Жуковского принято называть этико-психологическим, созерцательным.


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    error: Content is protected !!