Роль детского коллектива в формировании личности дошкольника
Курсовая работа на тему «Роль детского коллектива в формировании личности дошкольника»
- СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Понятия «коллектив», «детский коллектив» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Стадии формирования детского коллектива 9
1.3. Роль детского коллектива в воспитании личности 16
1.4. Влияние сверстников на личностное развитие детей дошкольного возраста 23
Вывод по главе 1 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ 30
2.1. Выявление исходного уровня личностных и коммуникативных способностей у детей 6-7 лет 30
2.2. Разработка и внедрение комплекса игр для развития общения и взаимодействия детей 6-7 лет 37
Вывод по главе 2 53
3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.1. Контрольный этап эксперимента 55
Вывод по главе 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Воспитание в коллективе в наше время является основополагающей проблемы теории воспитания. В наше время коллективное воспитание-одно из главных направлений воздействия на личность, а также воспитательной работы с детскими группами. Проблема формирования детского коллектива является одной из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как основой обучения в общеобразовательных учреждениях является именно коллектив, с помощью которого учитель формирует сознание и личность каждого воспитуемого им ученика, формирует основы жизни в обществе, мировоззрение, умение сотрудничества и взаимодействия со внешним миром.
Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива[10].
Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.
Гипотеза- если в коллективе созданы благоприятные педагогические условия, то воспитательный коллектив становится педагогической базой развития в нем членов коллектива как личности.
Цель исследования- проанализировать роль детского коллектива в формировании личности дошкольника.
Задачи:
1. Изучить понятия «коллектив», «детский коллектив» в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть стадии формирования детского коллектива
3. Определить роль детского коллектива в воспитании личности
4. Описать влияние сверстников на личностное развитие детей дошкольного возраста
5. Провести экспериментальное исследование развития личности и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками в условиях группы
Методы исследования:
— изучение литературных источников;
— продуктов деятельности; метод анализа и синтеза;
— количественный и качественный анализ данных, их систематизация; визуальные методы.
<………..>
Не нашли нужную работу? Смотрите Указатель учебных работ
№ 17745 Цена 1 200 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой? Разместите заявку!