Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    07.12.2020
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Рембрандт

    РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 15.07.1606, Лейден — 4.10.1669, Амстердам)- выдающийся голландский рисовальщик, живописец и гравёр. Новатор и плодовитый мастер в трёх жанрах иск-ва, он считается одним из величайших художников-визуалистов в истории искусства и наиболее важным в истории голландского искусства [2]. В своих работах сочетал силу и проникновенность психологии, характеристики с исключительным мастерством живописи, в к-рой особо важное значение приобретают тончайшие эффекты светотени [1]. В отличие от большинства голландских мастеров 17 века, работы Рембрандта демонстрируют широкий диапазон стилей и сюжетов: от портретов и автопортретов до пейзажей, жанровых сцен, аллегорических и исторических сцен, библейских и мифологических тем, а также анималистических зарисовок. Его вклад в искусство пришелся на период большого богатства и культурных достижений, который историки называют Голландским Золотым веком, когда голландское искусство (особенно, голландская живопись), хотя во многих отношениях противоречило стилю барокко, доминировавшего в Европе, было чрезвычайно плодовитым и новаторским и породило новые важные жанры и направления. Как и многие художники Золотого века Голландии, такие как Ян Вермеер из Делфта, Рембрандт также был заядлым коллекционером и продавцом произведений искусства.

    Рембрандт
    Автопортрет. 1669. Национальная галерея. Лондон

    Рембрандт никогда не выезжал за границу, но на него значительно повлияли работы итальянских мастеров и голландских художников, которые учились в Италии, таких как Питер Ластман, утрехтские караваджисты, фламандское барокко и Питер Пауль Рубенс (см.). После того, как в юности, он добился известности как портретист, его последние годы были отмечены личными трагедиями и финансовыми трудностями. Однако его офорты и картины оставались популярны на протяжении всей его жизни, его репутация художника оставалась высокой [3] и в течение двадцати лет он обучал многих известных голландских художников [4].
    Его величайшими творческими триумфами считаются портреты современников, автопортреты и иллюстрации библейских сцен. Автопортреты составляют уникальную и интимную автобиографию, в которой художник рассматривает себя без тщеславия и с предельной искренностью [5]. Важнейшим вкладом Рембрандта в историю гравюры стало его преобразование, вместе с Жаком Калло, процесса травления из относительно новой репродуктивной техники в настоящую форму искусства. Его репутация величайшего мастера офорта в истории средневековья была создана еще при его жизни и с тех пор никогда не подвергалась сомнению. Ещё при жизни Рембрандта ряд его картин покинули Голландию, но именно гравюры стали залогом его широкой славы в Европе.
    В своих работах он продемонстрировал знание классической иконографии, которую формировал в соответствии с требованиями своего собственного опыта; таким образом, изображение библейских сцен основывалось на знании Рембрандтом конкретного текста, его усвоении классической композиции и наблюдениях за еврейским населением Амстердама [6]. Из-за его сочувствия к условиям жизни людей того времени его называли «одним из великих пророков цивилизации» [7]. Французский скульптор Огюст Роден сказал: «Сравнивать меня с Рембрандтом! Какое святотатство! С Рембрандтом, колоссом искусства! Мы должны падать ниц перед Рембрандтом и никогда никого не сравнивать с ним!» [8].
    Из собраний картин Рембрандта в России особенно выделяется богатством коллекции Государственного Эрмитажа в Сакт-Петербурге; хорошим собранием картин мастера обладает и Музей изобразительных искусств имени A. С. Пушкина в Москве. Офорты Рембрандта представлены в этих музеях с исключительной полнотой и в лучших оттисках. Среди зарубежных музеев обширными коллекциями произведений художника обладают Государственный музей в Амстердаме, Маурицхёйс в Гааге, Лувр в Париже, Национальная галерея в Лондоне, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, музеи Берлина, Дрездена, Касселя, Мюнхена,
    Вены [1].  

    • Биография Рембрандта

    Рембрандт Хар­менс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в Республике Соединённых провинций, ныне известной как Нидерланды. Он был девятым ребенком, рожденным в семье Хармена Герритсзона ван Рейна и Нильтген Виллемсдохтер ван Зюйтбрук [9]. Семья была довольно обеспеченной; его отец был мельником,[10] а мать дочерью мельника. Религия — центральная тема в творчестве Рембрандта и период, в к-ром он жил, наполненный религиозными коннотациями, делает его веру предметом пристального интереса. .Его мать была ревнивой католичкой, а отец был прихожанином голландской реформатской церкви. Хотя его работы демонстрируют зрителю глубокую христианскую веру, однако, нет никаких доказательств того, что Рембрандт формально принадлежал к какой-либо церкви, хотя пятеро его детей и были крещены в голландских реформатских церквях в Амстердаме: четверо в Юде Керк (Старая церковь) и один, Титус, в Зюйдеркерк (Южная церковь)[11].
    Мальчиком он посещал Латинскую школу. В 14 лет поступил в Лейденский ун-т, хотя, по словам современника, больше склонялся к живописи; вскоре он нанимается в ученики к лейденскому историку живописи Якобу Сваненбургу (1571-1638), у к-рого провёл три года [12]. После короткого, но важного шестимесячного ученичества у художника Питера Ластмана в Амстердаме, Рембрандт пробыл несколько месяцев с Якобом Пинасом, а затем открыл свою собственную мастерскую, хотя Саймон ван Лиивен утверждал, что в Лейдене Рембрандт обучался у немецкого художника Йориса ван Шутена (1587–1651)[12][13]. В отличие от многих своих современников, которые ездили в Италию в рамках своего художественного образования, при жизни Рембрандт никогда не покидал Голландскую республику [14][15].
    В 1624 или 1625 в Лейдене он открывает свою собственную студию, к-рую делит со своим коллегой Яном Ливенсом. В 1627 году Рембрандт начал принимать студентов, среди к-рых, в 1628, появится и Герард Дау [16].
    В 1629 году о Рембрандте узнаёт Константейн Хёйгенс (Гюйгенс) (отец Христиана Гюйгенса), который обеспечил Рембрандту важные заказы от Гаагского Двора. В рез-те этого знакомства принц Фредерик Генрих Оранский будет покупать картины у Рембрандта вплоть до 1646 года [18].
    В конце 1631 года Рембрандт переехал в Амстердам, позднее быстро превратившийся в новую деловую столицу Нидерландов и впервые с большим успехом начал практиковать в качестве профессионального портретиста. Первое время он жил с торговцем произведениями искусства Хендриком ван Эйленбургом, а в 1634 году женился на кузине Хендрика Саскии ван Эйленбюрх [18]. Саския происходила из хорошей семьи: её отец был юристом и бургомистром (мэром) Леувардена. Когда Саския, будучи самой младшей дочерью, осиротела, она жила со старшей сестрой в Хет-Билдте. Рембрандт и Саския обвенчались в местной церкви Св. Анны без присутствия родственников Рембрандта [19]. В том же году Рембрандт стал горожанином Амстердама и членом местной гильдии художников. Он также приобрел ряд учеников, среди которых были Фердинанд Бол и Говерт Флинк [20].
    В 1635 году Рембрандт и Саския переехали в собственный дом, снимая его на фешенебельной улице Ньиве-Дуленстраат. В 1639 семья переезжает в недавно построенный видный дом (ныне это Дом-музей художника) в престижном районе Breestraat, сегодня известный как еврейский квартал Jodenbreestraat (Jodenbreestraat 4,1011 NK); позднее он станет своего рода пригородом. Ипотека для финансирования покупки в размере 13 000 гульденов станет основной причиной будущих финансовых трудностей [21]. Рембрандт ожидал, что легко окупит дом своим большим доходом, но, похоже, его расходы не всегда соответствовали его доходу и он, возможно, сделал несколько неудачных инвестиций [22]. Именно там Рембрандт наблюдал за своими соседями-евреями, чтобы позднее создавать сцены из Ветхого Завета [23]. Несмотря на то, что к тому времени семья была достаточно обеспеченной, пара пережила несколько личных неудач; их сын Румбартус умер через два месяца после своего рождения в 1635 году, а их дочь Корнелия умерла в возрасте трёх недель от роду в 1638. В 1640 году у пары родилась вторая дочь, к-рую назвали тоже Корнелия, но и она умерла, прожив только чуть больше месяца. Только их четвёртый ребенок, Тит, который родился в 1641 году, дожил до совершеннолетия. Сама Саския умерла в 1642 году вскоре после его рождения, вероятно, от туберкулёза. Рисунки Рембрандта, изображающие её на постели больной- это одни из его самых трогательных работ [24].
    Во время болезни Саскии в качестве домработницы и сиделки была нанята Гиртжи Диркс (нидер. Geertje Dircx); она же стала и любовницей Рембрандта. Позже она обвинила Рембрандта в нарушении обещания (эвфемизм для соблазнения при [нарушенном] обещании выйти замуж) и получила право на ежегодные алименты в размере 200 гульденов [21]. Узнав, что она заложила драгоценности, которые когда-то принадлежали Саскии, Рембрандт прилагал усилия, чтобы отправить её в приют или ночлежку (так называемый «брачный колодец») в Гауде [25].
    В конце 1640-х годов Рембрандт начал отношения с гораздо более молодой Хендрикье Стоффелс, которая первоначально была его горничной. В 1654 году у них родилась дочь Корнелия, что стало причиной получения Хендрикье повестки из реформатской церкви с обвинением в том, «что она совершила с художником Рембрандтом акт непристойности». С признанием в этом проступке, она была отлучена от причастия. Рембрандта же на церковный суд не вызывали, т.к. он не состоял в числе прихожан реформатской церкви [26]. Формально, эти двое находились в браке, но фактически Рембрандт не был женат на Хендрикье. Повторный брак привёл бы его к потере доступа к доверительному управлению денежными средствами, оставленными для Тита по завещанию Саскии [24].
    Рембрандт жил не по средствам, покупая произведения искусства (в том числе завышая цену на свои работы), гравюры (часто используемые в его картинах) и раритеты, что, вероятно, привело к судебному решению, чтобы избежать его банкротства в 1656 году, вынудив продав большинство своих картин и большую коллекцию антиквариата. Этот список предметов, выставленных для продажи, дошёл до наших дней, что даёт нам отчётливое представление о собранных коллекциях Рембрандта, включающих помимо картин и рисунков старых мастеров, бюсты римских императоров, японские костюмы с доспехами, большое кол-во предметов из Азии, а также коллекции образцов естественной истории и минералов. Но итоговая стоимость всего реализованного в 1657 и 1658 годах оказалась неутешительной [27]. В 1660 году Рембрандт был вынужден продать свой дом и типографию и переехать в более скромное жилье на улице Розенграхт [28]. Власти и его кредиторы, в целом, шли мастеру навстречу, за исключением гильдии художников Амстердама, которая ввела новое правило, согласно которому, в сложившихся условиях, Рембрандт не мог торговать как художник. Чтобы обойти этот запрет, в этом же году Хендрикье и Тит основали фиктивную предпринимательскую единицу, где выступили торговцами произведениями иск-ва. Рембрандт просто числился у них обыкновенным работником [29].
    В 1661 году Рембрандт (или новая коммерческая структура) заключил контракт на завершение работ для недавно построенной ратуши, но это произошло только после того, как умер прежний художник, выбранный на эту работу, Говерт Флинк, так и не приступивший к предварительной подготовке. Получившаяся в результате работа «Заговор Юлия Цивилиса» была отклонена и возвращена художнику; сохранившийся фрагмент — лишь часть всей работы [31]. Примерно в это же время Рембрандт взял своего последнего ученика, Арента де Гельдера. В 1662 году он все еще выполнял крупные заказы на портреты и другие работы [32]. Когда в 1667 году в Амстердам приехал великий герцог Тосканы Козимо III де’ Медичи, он посетил Рембрандта в его доме [33].
    Рембрандт пережил Хендрикье, к-рая умерла в 1663 году и Тита, умершего в 1668 и оставившего деду маленькую внучку. Сам выдающийся живописец умрёт спустя год после смерти Тита в Амстердаме, 4 октября 1669 года, и будет похоронен как бедняк [34][35] в безымянной могиле в Вестеркерке. Родственники заплатили дворнику 15 гульденов, немалую для того времени сумму, потому что у Рембрандта не было вообще никаких сбережений [30]. Спустя двадцать лет его останки были увезены и уничтожены, как это было принято в то время с останками всех бедняков.
    У Рембрандта остались дочь Корнелия (1654–1684), названная в честь матери художника и внучка Тития ван Рейн (1669-1715).
    Имя «Рембрандт» — это вариант написания имени Рембрант. Впервые его имя появляется в архивах, когда он был зарегистрирован в Лейденском университете в 1620 году и записывался как «Рембрандус» [Rembrandts Selbstbildnisse, p. 75. Mauritshuis, Den Haag] (латинизация его имени, распространенная в научных кругах того времени).
    До 1633 года его самые ранние подписи состояли из буквы «R» или монограммы «RH» или «RHL» [The Rembrandt Documents. New York: Abaris, 1979. ISBN 0-913870-68-4]. В 1632 году он впервые использовал только свое имя. В 1633 году Рембрандт добавил букву «d», которую с тех пор указывал на всех своих полотнах. В практике подписания своих работ своим именем он присоединился к великим итальянцам Микеланджело (см.), Тициану и Рафаэлю, которые были широко признаны величайшими художниками и также известны по своим именам.



    • «Ночной дозор»

    Между 1640 и 1642 годами [72] Рембрандт написал большую картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Эту картину голландцы назвали «De Nachtwacht», а сэр Джошуа Рейнольдс — «Ночной дозор», потому что к 18 веку картина стала настолько потускневшей и испорченной, что изображённые на ней фигуры было, практически, не различить и всё это напоминало ночную сцену. После очистки полотна от наслоений было обнаружено, что на картине изображена группа мушкетёров, выходящих из мрачного двора на слепящий солнечный свет. 

    Это произведение было заказано для нового зала Kloveniersdoelen— мушкетерского отделения сил гражданской обороны. Рембрандт отошёл от условности, которая предписывала, чтобы такие жанровые произведения были величественными и формальными, а не групповыми без изображения каких-либо боевых действий. Вместо этого он показал, что ополченцы не принимают участие, а только готовы приступить к выполнению задания (что это за миссия, обычный патруль или какое-то особое мероприятие — вопрос спорный).
    Несмотря на факт слома канонов, полотно было сразу тепло воспринято. Чтобы картина соответствовала своему новому положению, когда она была перенесена в 1715 году в ратушу Амстердама, часть холста отрезали (примерно 20% левой стороны было удалено); в наст. время в Рейксмюсеуме есть уменьшенная копия того, что считается полной оригинальной композицией.



    См. Внешние ссылки на статью

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!