Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    07.07.2022
    Религия Комментариев нет

    Идентичность религиозная

    ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ. В явлении религиозной идентичности, без всякого сомнения, осуществляются интегративные процессы. В устоявшихся течениях изучения видовой особенности, структурной организации, генезиса, детерминации, вполне, могут реализовываться разработки религиозной идентичности. В частности, методика изучения религиозной идентичности показала, что существуют разногласия в ее измерении. Известно, что методология исследования, так же используемый диагностический инструментарий, базирующийся на простые проявления, распределяют статусы религиозной идентичности личности. По представлению П. Штомпка, здесь, пожалуй, разумно воспользоваться методом «контролируемого эклектизма», подразумевающего применение и приведение к единому знаменателю различных источников и теоретических направлений.
    Благодаря постнеклассической познавательной парадигме, создавались теоретические концепции исследования идентичности, где отмечается, прежде всего, изменение акцентов в ходе развития психологического знания, переосмысление предмета психологии, уважая и допуская различные точки зрения, дифференциации научных проблем, приводящих к синтезу прикладных и фундаментальных исследований их объединения, множественности исторических времен и влияния науки на мир, неустойчивость и важность построения моделей на основе осмысления прошлого, настоящего и будущего, помогая индивиду быть личностью.
    В свою очередь, проблема идентичности является одной из основных проблем психологической науки. Осознание человека, его самоотождествление, его осмысление себя как личности обращает внимание ученых и не является до конца понятным процессом. В общем понимании феномен идентичности имеет многоплановый характер.
    Однако, понятие «религиозная идентичность» нуждается в определении. В целом, в научной литературе понятия – «религиозная вера», «религиозность», «религиозная идентификация», «религиозное чувство (переживание)», – используются как синонимы, поэтому нужен анализ существующих теоретических представлений об этом феномене.
    Следует отметить, что явление религиозной идентичности активно прорабатывается в социологических и философских работах Митрохина Л.Н., Дырина А.И., Баскакова Н.В., Мчедлова М.П., Рыжова С. В., Каргина И.Г., и др., отсюда следует, что в психологии религиозная идентичность изучена недостаточно. В уточнение к вышесказанному, в эмпирических исследованиях психологические особенности верующего человека изучались в ключе самосознания личности (Двойнин Д.М., Ильичева И.М., Перевозникова Е.В., Голованова Т.И., Богдановская И.М., и др.).
    При анализе работы С.А. Белорусова «Психология духовности, веры и религии» можно обнаружить ссылки на иностранные источники, где этот феномен религиозной идентичности рассматривается через веру в Бога, религиозность, духовность и т.д. Так, к примеру, в энциклопедическом словаре о религии рассмотрено три значения религиозности, а именно: 1) несоответствующая, преувеличенная человеческая вовлеченность в проблематику религиозного характера; 2) возможность для человека вступать с Богом во взаимоотношения; 3) стремление человека действовать за рамками сугубо телесных интересов, принимать участие в культуре и обществе людей, которые духовно настроены.
    Помимо этого, болгарским ученым В. Милевым в работе «Психология и психопатология религии» религиозность исследовалась в качестве важнейшей психологической категории, в основном составленной из интеллектуальных и эмоциональных компонентов.
    К примеру, в исследованиях Г. Оллпорта, религиозная идентичность исследовалась через понятие «религиозной веры», а именно в качестве утверждения или уверенности, испытываемой нами относительно реальности объекта чувства.
    Б. Волстром религиозную идентичность представляет нам через философский анализ веры. По его утверждению, вера является тем, к чему человек приходит, доверяясь авторитету. Так, в словаре пастырского кормления и консультирования у T. Хопко религиозная идентичность представляется через «духовность», то есть, где в качестве элементов духовности сущностного характера предстают способность ясно осознавать реальность и возможность вести праведный образ жизни. Удалось выяснить, что у Дж. Мадаль приводится наиболее точное определение духовности: «Духовность – это жизнь. Все человеческое существование пропитано духовным смыслом. Исключить духовность из человеческой реальности – значит лишить реальность ее полного содержания».
    При изучении процесса религиозной личностной идентификации, нельзя не упомянуть выделенные Л. Колберг в 1950-х годах. Он рассматривал этапы морального личностного развития, где есть ступени преконвенвенциальной, комформной и постконвенциальной морали. Каждая ступень включает две стадии, а именно на первой: направленность наказания и послушания; наивно- эгоцентрическая направленность; на второй: ориентация «хороший мальчик», где ребенок желает заслужить одобрение; социальная направленность, с пониманием долга относительно авторитета; на третьей: направленность контрастного характера, которая связана с толерантностью и милосердием; направленность совести, руководствуется возвышенной логикой. Дж. Фаулером  применялись принципы религиозного личностного созревания как стадии развития веры. Престадия – это когда есть вера, однако не она ещё не определена во что, чему и к кому. Стадия 1: начинается в возрасте от 3 и длится до 7 лет, когда ребенок своего чувства не понимает и подражает взрослым, воображает и фантазирует, она называется интуитивно-проективной стадией. Стадия 2: начинается в возрасте от 7 до 12 лет, именуется мифически- дословной, где есть серьезная связь с историей семьи. Стадия 3 приходится на подростковый возраст, именуется синтетически-конвенциональной, имеет связь с внешними авторитетами. Стадия 4: начинается в юношеском возрасте, это стадия индивидуально-рефлективная, на нее приходится формирование своего мировоззрения. Стадия 5: начинается в средний возраст – это консолидация парадоксов. В данный возрастной период человек начинает верить в мистику, символизм, происходит смирение перед судьбой. Стадия 6 является универсализующей, где человеком в жизнь воплощаются уже принципы собственной веры, где возникают противоречия между традициями веры и образом жизни, а основой становятся собственные убеждения. Дж. Фаулер самую высшую стадию описывает как вовлеченность в общину, подлинную верность принципам любви и справедливости, самоотреченное служение миру посредством принятия трансцендентного откровения. Р. Рор и Дж. Мартос освещают нам теологический взгляд на уровни развития веры. На первом уровне — человек открывает суть Бога и Его любви. Для него Бог раньше был лишь теорией или именем, а теперь человек верит, что Божественное благоволение способно простираться лишь на него, или избранных людей, или одну «истинную Церковь». Второй уровень — человек отвечает на любовь Бога, верит, что Любовь Бога к нему каким-то образом имеет зависимость от его ответа. На третьем уровне — человек воспринимает любовь Бога как безусловную и безграничную, однако милость Бога по отношению к себе человеком относится в будущее, «на Небеса», при этом он не осознает себя вовлеченным сейчас в эту Любовь. На четвёртом уровне человек чувствует в себе любовь Бога к себе в каждый момент и стремится превратиться в проводника Благодати в мире. В целом религиозная идентичность способна оцениваться в качестве положительного хода личностного развития, так как создает препятствия для обесценивания внутренних поведенческих регуляторов, превращения внутреннего многообразия в поверхностную эклектичность. В своих трудах В.С. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Дубровский исследовали религиозную идентификацию посредством социально-значимых черт индивида, со сложившейся нравственной субъектной позицией. Процессы религиозной идентификации наделяются по-настоящему гуманистическим смыслом, так как призваны, сохранять стабильность внутреннего духовного опыта. Из анализа, который проведён, видно, что религиозность является присущей каждому индивиду, вне зависимости от того как он относится к ней и оценивает её. Как утверждает Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, теоретическим атеистом, по существу, отрицаются только известные ему образы Бога, которые он считает ложными, однако, не осознавая этого, стремится к истинному Богу. Для Р. Отто по началу религиозное чувство на первый взгляд не заметно, оно находится в плоскости бессознательного и по этой причине его труднее описать. Р. Отто религиозное чувство представлял, как возвышенное, имеющее связь и с сильным переживанием мистического характера, которое вызывает приятный страх и не может быть осмысленным в рамках обычных психологических или философских категорий [11, с. 34] В дальнейшем это чувство называлось Р. Отто и прочими авторами mysterium tremendum как обозначающее сверхъестественное, странное и необычное переживание. Р. Отто обращал внимание на то, что эти переживания представляют собой источник религии. Их появление в психике уже первобытного человека являлось начальным пунктом развития мышления религиозного типа и было основой религиозной эволюции. Tremendum имеет связь с чувством крепкой зависимости, которую Р. Отто трактует «чувством бытия созданным». Оно вовлекает сразу ощущение ничтожества, в сравнении с созидающей силой, и, иногда, единства с ней. Mysterium вызывает сильные реакции эмоционального характера, и ужаса, и восхищения. С Р. Отто является солидарным с С.Л. Джонс, определявшим религиозное чувство «полностью другим», обращая внимание на то, что оно никак не относится к интенсификации обычных переживаний эмоционального характера. Религиозное чувство лежит не в континууме чувств, а в иной плоскости, «над». Дело не в интенсивности переживания, а в том, что это переживание обладает принципиально другим характером. Это переживание множество раз способно вызывать чувство ужаса, благоговения, чувство тайны, непостигаемости, так как его нельзя связать с определенным объектом. Это таинственное чувство воспринимается в качестве Высшей Силы, Бога, или Природы. В целом в религиозном чувстве преобладающим является механизм священности идентичности, в котором происходит процесс делания или становления человека святым, где самой религией освящаются социальная и индивидуальная идентичности. Данные идентичности в личности развиваются по причине появления в жизни искусства, творчества и религиозного чувства. Изменения проекции религиозного чувства могут вести к формированию новых идентичностей. Изменение идентичности предполагает перемену взгляда на себя, на собственные отношения с людьми, социальные активности. Всем хорошо известен интерес новообращенных лиц, именно по этой причине множество философских позиций предлагают высшую ценность,
    — это развитие творческого потенциала личности и индивидуальности. К более важным из них должен быть отнесен, прежде всего, вывод о том, что в глобализирующемся переходном обществе неизменно можно наблюдать рост религиозного сознания субъектов по причине глубоких противоречий между стремлениями человека к идеальным формам общественного бытия и его конечным возможностям. Иначе говоря, кризисные явления, которые укоренены в бытии общества, всегда как следствие порождают религизацию общественного сознания как форму ухода от окружающей реальности. Религия является, изначально, верой в сверхъестественное. Когда естественные жизненные условия, которые повседневно окружают человека, расходятся с его идеальным представлением, происходит невольный уход сознания в область трансцендентного, религиозного, уводящего мысль от проблем повседневного характера к метафизическим высям. Так было во все кризисные эпохи исторической эволюции человечества, и в настоящее время мы переживаем похожую ситуацию. Часто носителями религиозного сознания, являются, в основном, люди пассивные, замкнутые и нуждающиеся в социальной и психологической поддержке и реабилитации.
    По   А.Н.   Крылову,   под   религиозной   идентичностью понимается «фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу». Таким образом, идентичность обуславливает способность человека к ассимиляции личностного и социального опыта, поддержанию собственной целостности и субъектности в подверженном, изменениям внешнем мире. В отечественной социальной психологии религиозная идентичность чаще всего рассматривается как подвид социальной идентичности и синонимична религиозной принадлежности (Ефремова М.В., Павлова О.С., Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А.). С другой стороны, религиозная идентичность представляет собой не только свойство, т. е. что-то изначально присущее человеку, а отношение, которое формируется, закрепляется и трансформируется только в ходе социального взаимодействия. Можно сделать вывод, что религиозная идентичность — это форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

    Лит.: Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. 1998, № 6, С. 21-43 (переизд.: Психология религиозности и мистицизм. Сборник. Минск, 2001, с. 226-239). Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Второе доп. изд. М.: «Канон+» , 2002, 368 с. Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. – 448 с. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд, доп. и перераб. – М.: Издательство ИКАР, 2014. — 356 С. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002. Соколовская И.Э. Религиозность и её влияние на характер и личность современного человека. Конструктивные и деструктивные аспекты религиозности современной молодёжи. Научное пособие – М.: ВНИИгеосистем, 2013. – 170 с.: ил. – (Серия «Библиотека духовной культуры»; вып. 35)

    А.С. Соболева


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!