Развитие словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на уроках русского языка
Выпускная квалификационная работа на тему «Развитие словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на уроках русского языка»
- СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ. 7
1.1 Закономерности развития активного словарного запаса у младших школьников в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11
Выводы по I главе 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 16
2.1. Организация и результаты работы по анализу уровня развития 16
активного словаря у речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 16
2.2 Содержание логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.3 Выявление динамики уровня сформированности словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Приложение 1 56
Приложение 2 59
Приложение 3 60
Развитие речи в младшем школьном возрасте является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.
В целом уровень речевого развития современных детей – младших школьников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму).
Проблема развития словаря у младших школьников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Так же формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной сферы деятельности ребенка.
К настоящему времени исследования данного вопроса располагают богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно активного словарного запаса. Но несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, Куликова Т.В., Волкова Г.А., Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс заданий по развитию активного словаря у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
<………..>
Не нашли нужную работу? Смотрите Указатель учебных работ
№ 16712 Цена 1 200 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой? Разместите заявку!