Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    24.10.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Рази, ар-Рази

    РАЗИ, ар-Рази (перс. ابوبكر محمّد زکرياى رازى‎ Abūbakr Mohammad-e Zakariyyā-ye Rāz; латиниз. Разес, Rhazes [2] или Абубатер), Абу Бакр Мухаммед бен Закария ар-Рази (865, Рей, близ совр. Тегерана – ок. 925 или 934, там же)- персидский [4][5] эрудит, знаменитый алхимик и мусульманский философ, которого считают величайшим врачом исламского мира [3], автор многочисленных работ по логике, астрономии и грамматике, нек-ые из к-рых были переведены на латынь [6].

    Рази
    Разносторонний мыслитель, Рази, благодаря личным наблюдениям и открытиям, особенно известен своими многочисленными достижениями в медицине. Один из первых сторонников экспериментальной медицины, он стал успешным врачом и занимал должность главного врача больниц Багдада и Рея [Influence of Islam on World Civilization» by Prof. Z. Ahmed, p. 127]. Будучи медицинским наставником, он привлекал к себе студентов всех профессий и интересов и, как говорили, был сострадательным и преданным служению своим пациентам, будь то богатым или бедным [7].
    Согласно «Большой российской энциклопедии», Рази утверждал примат врачебного наблюдения у постели больного, первым ввёл составление истории болезни [2]. Согласно «Encyclopædia Britannica» (1911), Рази был одним из первых, кто использовал гуморальную теорию, чтобы отличить одно заразное заболевание от другого и написал новаторскую книгу о оспе и кори, в к-рой изложил клиническую характеристику заболеваний. Он также обнаружил многочисленные соединения и химические вещества, включая спирт и серную кислоту [Modanlou, H. D. (2008). «A tribute to Zakariya Razi (865 — 925 AD), an Iranian pioneer scholar». Archives of Iranian Medicine. PubMed. 11 (6): 673–7].
    Благодаря переводам, его медицинские работы и идеи стали известны среди средневековых европейских практиков и оказали огромное влияние на медицинское образование на латинском западе. Некоторые тома его работы Al-Mansuri, а именно «О хирургии» и «Общая книга по терапии», стали частью медицинской программы в западных ун-тах. Эдвард Гранвиль Браун считает его «вероятно, величайшим и самым оригинальным из всех мусульманских врачей и одним из самых плодовитых авторов» [16]. Кроме того, он был описан как отец педиатрии [Tschanz David W., PhD (2003). «Arab(?) Roots of European Medicine». Heart Views. 4 (2)] [Elgood, Cyril (2010). A Medical History of Persia and The Eastern Caliphate (1st ed.). London: Cambridge. p. 202–203] и пионер офтальмологии. Например, он первым обнаружил реакцию зрачка глаза на свет.
    Абу Бакр Мухаммед бен Закария ар-Рази родился в персидском городе Рей, вблизи Тегерана, расположенном на Великом шелковом пути, который на протяжении веков способствовал торговым и культурным обменам между Востоком и Западом. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде, где он принял обязанности директора в новой больнице имени её основателя аль-Мутагида (ум. 902 г. н.э.). Во время правления сына Аль-Мутадида Аль-Муктафи (ок. 902-908) Рази было поручено построить новую больницу, которая должна стать самой большой в Аббасидском халифате (см.). Чтобы выбрать местоположение будущей больницы, Рази принял то, что в настоящее время известно как основанный на фактических данных подход, предполагающий, что свежее мясо вешают в различных местах по всему городу, и построил больницу там, где мясо долго всего оставалось свежим [Nikaein F, Zargaran A, Mehdizadeh A (2012). «Rhazes’ concepts and manuscripts on nutrition in treatment and health care». Anc Sci Life. 31 (4): 160–3].
    Последние годы своей жизни Рази провёл в своем родном Рее, страдая от глаукомы. Его поражение глаз началось с катаракты и закончилось полной слепотой [Magner, Lois N. A History of Medicine. New York: M. Dekker, 1992, p. 140]. Причина его слепоты неясна. В одном из упоминаний Ибн Юлджула, причина была в том, что его покровитель Мансур ибн Исхак емё нанес удар по голове за неспособность предоставить доказательства своих теорий алхимии; [Magner, Lois N. (13 August 2002). A History of the Life Sciences, Revised and Expanded. CRC Press. p. 60] в то время как Абу-ль-Фарадж бин Харун и Казири утверждали, что причиной была диета, основанная на бобах [Pococke, E. Historia Compendosia Dynastiarum. Oxford, 1663, p. 291] [Long, George (1841). The Penny cyclopædia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge, Volume 19. C. Knight. p. 445].
    После смерти его слава распространилась за пределы Ближнего Востока в средневековую Европу и продолжала жить. В недатированном каталоге библиотеки в аббатстве Питерборо, вероятнее всего,  14-го века, Рази указан как автор десяти книг по медицине [Gunton, Simon. The History of the Church of Peterborough. London, Richard Chiswell, publisher, 1686. Facsimile edition published by Clay, Tyas, and Watkins in Peterborough and Stamford (1990). Item Fv. on pp. 187–8].
    Рази был одним из первых в мире великих медицинских экспертов. Он считается отцом психологии и психотерапии [Phipps, Claude (5 October 2015). No Wonder You Wonder!: Great Inventions and Scientific Mysteries. Springer. p. 111]. Книга ар-Рази «al-Judari wa al-Hasbah» была первой книгой, описывающей оспу и корь как отдельные заболевания [Fuat Sezgin (1970). Ar-Razi. In: Geschichte des arabischen Schrifttums Bd. III: Medizin – Pharmazie – Zoologie – Tierheilkunde = History of the Arabic literature Vol. III: Medicine – Pharmacology – Veterinary Medicine. Leiden: E. J. Brill. pp. 276, 283]. Она была десятки раз переведена на латынь и другие европейские языки.
    Рази во многом способствовал ранней аптечной практике [8], составляя тексты, в которых он вводит использование «ртутных мазей» и свою разработку аппаратов, таких как растворы, колбы, шпатели и пузырьки, которые использовались в аптеках до начало двадцатого века.
    На профессиональном уровне Рази представил много практических, прогрессивных, медицинских и психологических идей. Он критиковал шарлатанов и фальшивых докторов, которые бродили по городам и сельской местности, продавая свои снадобья. В то же время он предупреждал, что даже высококвалифицированные врачи не имеют ответов на все проблемы со здоровьем и не могут вылечить все болезни. Чтобы стать более полезными в своих услугах и более верными своему призванию, Рази посоветовал практикующим докторам идти в ногу с передовыми знаниями, постоянно изучая медицинские книги и открывая для себя новую информацию.
    Автор «Al-Kitab al Hawi» — 23-томного сочинения по основам гинекологии, акушерства и офтальмологической хирургии.
    «al-Hawi» — медицинской энциклопедии в девяти томах, известной в Европе как «The Large Comprehensive or Continens Liber» (جامع الكبير). «al-Hawi» нельзя назвать энциклопедией в её истинном значении- это посмертный сборник рабочих тетрадей Рази, который включал знания собраны из других книг, а также оригинальных наблюдений по заболеваниям и лечения, основанные на его собственном клиническом опыте.  Это важно, поскольку в нем содержится знаменитая монография по оспе, самая ранняя из известных. Он был переведен на латынь в 1279 году Фараджем бен Салимом, врачом сицилийско-еврейского происхождения, нанятым Карлом Анжуйским, после чего он оказал значительное влияние в Европе.
    «Man la Yahduruhu Al-Tabib»- домашнее медицинское руководство, предназначенное для широкой публики. Он посвятил его бедным, путешественникам и обычным гражданам, которые могли бы проконсультироваться с ним для лечения распространенных заболеваний, когда доктора не было поблизости.
    В своей книге «Сомнения в отношении Галена» Рази отвергает несколько утверждений, сделанных греческим врачом, в отношении предполагаемого превосходства греческого языка и многих его космологических и медицинских взглядов. Он связывает медицину с философией и утверждает, что здоровая практика требует независимого мышления. Он сообщает, что описания Галена не согласуются с его собственными клиническими наблюдениями, касающимися развития лихорадки. И в некоторых случаях он обнаруживает, что его клинический опыт превышает опыт Галена. Кроме того, он подверг критике теорию Галена о том, что тело обладает четырьмя жидкими веществами, баланс которых является ключом к здоровью и естественной температуре тела. Верным способом огорчить такую систему было введение жидкости с другой температурой в тело, что приводило к увеличению или уменьшению телесного тепла, которое было похоже на температуру этой конкретной жидкости. Рази отметил, что теплый напиток разогреет тело до уровня, намного превышающего его естественную температуру. Таким образом, напиток будет вызывать реакцию организма, а не передавать ему только свое тепло или холод.
    «Болезни детей» стала первой монографией, посвящённой вопросам совр. педиатрии.

    Философские труды ар-Рази игнорировались на протяжении веков и новое понимание их важности произошло только в 20 веке. Хотя он утверждал, что является последователем Платона, его взгляды значительно отличались от взглядов более поздних арабских толкователей Платона, таких как аль-Фараби, Авиценна (Ибн Сина) и Ибн Рушд. Он исповедовал атомизм Демокрита, но не дал ему никакой религиозной или аллегорической интерпретации. Среди других его работ, «Духовная физика Рази» — это популярный этический трактат и крупное алхимическое исследование [3].
    Согласно метафизическому мировоззрению Рази, Вселенная организована в соответствии с пятью основными принципами, которые вечны и существуют с самого начала:
    Создатель (бог), также называемый «совершенным интеллектом », который имеет сострадание и милосердие
    Вечная материя, которая неструктурирована и состоит из атомов
    Универсальная душа, которая стремится к совершенству
    Абсолютное и вечное время (в сотворенном мире, но в относительное время)
    Абсолютное и вечное пространство (в сотворенном мире, но в относительном пространстве)
    Он исключает пророков и даже заходит так далеко, что называет их мошенниками, которые «ослепляют» людей, используя чудеса, чтобы «отвлечь от правды». В своих этических трудах «Духовная медицина» и «Философский образ жизни» он пишет о том, как можно воспитать душу в добродетели и какой образ жизни создает для нее хорошие условия. В целом, его этическая система основана на стремлении к знаниям, на добрых делах, на сострадании к другим, на разумном рассмотрении мирских удовольствий (но наслаждении ими в умеренности), на доверии к милосердному Богу и на знаниях, которые решаются с помощью знаний.
    Именем Рази назван Научно-исследовательский институт вакцины и сыворотки в иранском городе Карадж.

    Соч.: Opera philosophica / Coll. et ed. P. Kraus. Cairo, 1939. Fr./M., 1999 (на араб. яз.); al-Sirat al-falsafiya / Ed. P. Kraus. Tihran, 1964; [В кн.:] Ка­ри­мов У. И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн». Таш., 1957; Духовная медицина. Душ., 1990.

    Лит.: Sadi L. M. The Millenium of Ar-Razi (Rhazes) // Annals of Medical History. New ser. 1935. Vol. 7. № 1; Pines S. Studies in Islamic atomism. Jerusalem, 1997; Stroumsa S. Freethinkers of medieval Islam: Ibn al-Rawandi, Abu Bakr al-Razi, and their impact on Islamic thought. Leiden, 1999

    Ссылки:
    1. https://www.dictionary.com/browse/rhazes
    2. https://bigenc.ru/philosophy/text/3490641
    3. https://www.britannica.com/biography/al-Razi
    4. Hitti, Philip K. (1977). History of the Arabs from the earliest times to the present (10th ed.). London: Macmillan. p. 365
    5. Porter, Dorothy (2005), Health, civilization, and the state: a history of public health from ancient to modern times, New York: Routledge (published 1999), p. 25
    6. Majid Fakhry, A History of Islamic Philosophy: Third Edition, Columbia University Press (2004), p. 98
    7. Rāzī, Abū Bakr Muḥammad ibn Zakarīyā, Fuat Sezgin, Māzin ʻAmāwī, Carl Ehrig-Eggert, and E. Neubauer. Muḥammad ibn Zakarīyāʼ ar-Rāzī (d. 313/925): texts and studies. Frankfurt am Main: Institute for the History of Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University, 1999
    8. https://web.archive.org/web/20171204104627/http://www.islamicmedicine.org/alrazi3.htm


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты