Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Профессор

    ПРОФЕССОР (лат. professor «преподаватель»[1]) в большинстве стран мира- учёное звание в университетах и других высших учебных и исследовательских учреждениях. Буквально, термин профессор происходит от латыни как «человек, который исповедует», будучи обычно экспертом в области искусств или наук, учителем высшего ранга. В отличие от докторской степени, это не академическая степень.
    Профессорство (от латинского profiteri в значении «публичное признание себя в качестве учителя»), в первую очередь, означает функцию преподавательского состава университета.
    В Германии и Швейцарии, при определённых обстоятельствах, термин «профессор» может присваиваться в качестве почётного звания лицам, которые не являются профессорами, например, художникам. В штате Баден-Вюртемберг термин «профессор» может быть присуждён без дополнений в качестве неакадемического почетного звания для достойных граждан.
    В Северной Америке звание профессора (Pr) связано с пребыванием в должности. К примеру, врачи, как правило, после десяти лет опыта в своей области исследований, получают звание профессора. До срока пребывания в должности доктора наук, которые выбирают профессию преподавателя-исследователя в университете, работают в качестве «доцента».
    В Соединенных Штатах получение звания «профессор» обычно связано с гарантией стабильности работы и пребывание в должности рассматривается как гарант принципа «свободы слова», который обеспечивает независимость преподавания и отсутствие экономического давления на исследования, проводимые учёными.
    В Испании звание профессора присуждается местными университетскими властями. Каждый университет имеет автономное право выдвижения. В 2001 году в Испании был принят закон о введении процесса назначения профессоров университетов (и связанного с ним звания), основанного на немецких и французских моделях.
    Во Франции звание профессора связано с получением должности профессора вуза. Профессора университета назначаются Президентом Республики. Чтобы иметь возможность подать заявку на эти должности, общее правило требует квалификации Национального совета университетов. Эта квалификация следует за написанием и защитой разрешения на непосредственное исследование (тезис, который можно сравнить с тезисом о расширении прав и возможностей центральноевропейской модели). Этот государственный диплом доступен для людей с докторской степенью.
    Термин «преподаватель университета» в Японии является статусом, а не званием. Критерии, связанные с получением статуса профессора (教授), варьируются в зависимости от области обучения и общественного или частного характера университетов. Тем не менее, это обычно связано с назначением на кафедру, созданную и укомплектованную отделом. Профессора, связанные с кафедрами, избираются (стаж и академическое признание имеют решающее значение для этих выборов).
    В Норвегии звание «профессор» взаимозаменяемо используется профессорами университетов и директорами по исследованиям в общественных научных институтах. Прежде чем стать профессором, норвежский учитель-исследователь получает статус førsteamanuensis («first amanuensis»), сравнимый со статусом старшего лектора (официально переводится как доцент по североамериканским канонам); статус, который требует получения докторской степени. Прежний статус доцента, использовавшийся для людей с таким же уровнем компетентности, что и у профессора, но не получивших университетское звание профессора, был отменен в 1985 году, когда все доценты получили звание профессора. Все норвежские преподаватели оцениваются независимым научным комитетом. Исторически профессора назначались (и финансировались) королем . В 1989 году эта ситуация изменилась, и учителя финансировались государственными учреждениями.
    На конференциях министров высшего образования европейских стран (19967 и 1973 гг.) принято решение об установлении эквивалентности звания профессора и других ученых званий и ступеней.

    Профессор
    Математическая лекция профессора в Хельсинском технологическом университете

    В большинстве систем академических званий слово «профессор» относится только к самой высшей академической должности, иногда неофициально известной как «полный профессор».[2][3] В некоторых странах или учреждениях слово «профессор» также используется в званиях более низкого ранга, таких как доцент; это особенно верно в Соединенных Штатах, где слово «профессор» иногда используется в разговорной речи для обозначения кого-либо, находящегося на академической должности.[4] Это разговорное использование почти везде будет считаться неправильным.
    Профессора проводят оригинальные исследования и обычно читают курсы для студентов, специалистов и аспирантов в своих областях знаний. В университетах с аспирантурами преподаватели могут наставлять и контролировать аспирантов, проводящих исследования для подготовки диссертации. Во многих университетах «полноправные профессора» занимают руководящие должности, возглавляют департаменты, исследовательские группы и институты и исполняют такие роли, как президент, директор или вице-канцлер.[5] Роль профессора может быть более публичной, чем роль младшего персонала, и ожидается, что профессора будут национальными или международными лидерами в своей области знаний.

    Термин «профессор» был впервые использован в конце 14 века для обозначения «тот, кто преподает отрасль знаний».[1] Гораздо раньше, в Римской империи (середина 1 в. до н. э. — конец 5 в. н. э.), профессорами называли учителей грамматических и риторских школ, учителей-наставников и др. Профессорами в средние века именовались учителя духовных школ, с 12 в. — преподаватели университетов. В средние века термин «профессор» был синонимом учёных степеней Магистра или доктора наук.[6] А древнегреческого философа Сократа по праву можно назвать одним из первых профессоров в истории человечества.[7]
    В Российской империи существовала должность, которая была сопоставима с нынешней должностью профессора РФ- «экстраординарный профессор» и «ординарный профессор» (соответствует заведующему кафедрой), для занятия которых была необходима докторская степень. Согласно Табелю о рангах экстраординарному профессору с 1804 года полагался чин 8-го класса коллежский асессор, а с 1884 года — 6-го класса коллежский советник. Ординарный профессор с 1803 года получал чин 7-го класса надворный советник, а с 1884 года — 5-го класса статский советник.[9] Перед выходом учёного на заслуженный отдых присваивалось звание «Заслуженный профессор», а М.В. Ломоносов получил звание «Профессор Петербургской академии наук».
    Существовали также понятия «Заслуженный профессор» (почётное учёное звание, обычно присваивавшееся перед выходом на пенсию) и «Профессор Петербургской академии наук» (в то время, в отличие от нынешнего профессора РАН, это был фактически синоним действительного члена Академии в XVIII в. — такой статус получил, например, М. В. Ломоносов).
    В СССР (научно-исследовательских институтах и вузах) звание профессора сначала присваивали Квалификационные Комиссии народных комиссариатов. А согласно Постановлению СНК СССР от 26 апреля 1938  г. их функции переданы Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) СССР. С того времени звание профессора присваивается Высшими аттестационными комиссиями по представлению ученых советов вузов или научно-исследовательских учреждений

    Профессора – это квалифицированные специалисты в своей области, которые обычно выполняют некоторые или все следующие задачи:

    • Управление преподаванием, исследованиями и публикациями на своих кафедрах (в странах, где профессор возглавляет кафедру);
    • Представление лекций и семинаров по специальностям (т.е. они «исповедуют»);
    • Выполнение, руководство и публикация передовых оригинальных исследований в рецензируемых журналах в своих областях;
    • Предоставление общественных услуг на общественных началах, включая консультационные функции (такие как консультирование правительственных и некоммерческих организаций) или предоставление экспертных комментариев по новостям ТВ или радио или программам по связям с общественностью;
    • Наставничество аспирантов в их академической подготовке;
    • Наставничество более младшего преподавательского состава;
    • Выполнение административных или управленческих функций, как правило, на высоком уровне (например, деканов, руководителей департаментов, исследовательских центров и т. д.);  
    • Оценка студентов в их областях знаний (например, посредством сдачи экзаменов).

    Другие роли профессорских задач зависят от учреждения, его наследия, протоколов, места (страны) и времени. Например, профессора в ориентированных на исследования университетах в Северной Америке и, как правило, в европейских университетах, продвигаются, главным образом, благодаря своим научным достижениям и внешнего грантового успеха.

    Термином «профессор» в Российской Федерации (РФ) обозначаются: а) учёное звание научно-педагогического работника вуза или НИИ; б) преподавательская должность в вузе.
    Ученое звание профессора присваивается Министерством образования и науки Российской Федерации по аттестационным документам, представленным образовательными организациями высшего образования, реализующими образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, реализующими программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, и научными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, в которых работают (проходят военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации) лица, претендующие на присвоение ученых званий (далее – организации).
    Учёное звание профессора присваивается научному или научно-педагогическому работнику, претендующему на присвоение ученого звания, если он на день представления аттестационного дела в совет организации удовлетворяет следующим требованиям:
    а) имеет опубликованные учебные издания и научные труды, а также читает курс лекций на высоком профессиональном уровне;
    б) имеет ученую степень доктора наук либо ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и доктору наук;
    в) работает по трудовому договору в организации, представляющей его к присвоению ученого звания, и замещает в ней:
    должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической работе) филиала или института этой организации, первого проректора, проректора, ректора, главного научного сотрудника или заведующего (начальника) научным, научно-исследовательским или опытно-конструкторским отделом (отделением, сектором, лабораторией) – в отношении работника образовательной организации высшего образования, реализующей образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, а также организации дополнительного профессионального образования, реализующей программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;
    должность директора, заместителя директора, главного научного сотрудника, заведующего (начальника), заместителя заведующего (начальника) научным, научно-исследовательским или опытно-конструкторским отделом (отделением, сектором, лабораторией), руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической работе) филиала этой организации – в отношении работника научной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;
    имеет ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее 3 лет.
    Критериями присвоения ученого звания профессора в РФ являются:
    а) наличие стажа непрерывной работы (непрерывной военной или иной приравненной к ней службы по контракту, службы в органах внутренних дел Российской Федерации) не менее 2 лет;
    б) осуществление педагогической деятельности не менее чем на 0,25 ставки (в том числе на условиях совместительства) по образовательным программам высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования по научной специальности, указанной в аттестационном деле, в организации, представившей его к присвоению ученого звания;
    в) наличие стажа научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле;
    г) подготовка в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле;
    д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
    е) наличие учебника (учебного пособия), автором которого является соискатель ученого звания, или наличие не менее 3 учебников (учебных пособий), соавтором которых является соискатель ученого звания, изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.[10]
    На 17 декабря 2018 года численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в государственных вузах – 230 789 человек, из них имеют ученую степень:
    докторов наук – 36 396 человек (15,8% от общего числа ППС)
    кандидатов наук – 132 637 человек (57,5% от общего числа ППС).[11]
    По состоянию на начало 2016/2017 учебного года в вузах и научно-образовательных организациях России работало 28.5 тыс. специалистов с учёным званием профессора.[13]
    В 2015 году Российская Академия наук ввела почетное звание «Профессор РАН» и утвердила положение о звании (постановление президиума РАН от 29 сентября 2015 года № 204). В соответствии с Положением звание «Профессор РАН» присваивается российским ученым, не являющимися членами Академии, а также исследователям с российским гражданством, работающим в зарубежных научных центрах и университетах.
    Звание «Профессор РАН» присваивается ученым, имеющим ученую степень доктора наук либо ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации; награды, почетные звания, включая членство в академиях, научных обществах и т.д. Профессор РАН имеет стаж научной деятельности, как правило, не менее 10 лет в научных организациях и (или) образовательных организациях высшего образования. Применяется ограничение по возрасту: не старше 50 лет.
    В декабре 2015 г. Отделениями по областям и направлениям науки РАН утверждено 497 профессоров РАН. Абсолютное число профессоров РАН представляют научные организации (76 процентов). Образовательные организации высшего образования представлены 21 процентом профессоров РАН. Средний возраст профессоров РАН составляет 43 года. Среди утвержденных есть и очень молодые ученые в возрасте 35-36 лет. Около 50 процентов профессоров РАН территориально находятся в Центральном федеральном округе, 15 процентов – работают на территории Сибирского отделения РАН, 5 процентов – Уральского отделения РАН. Профессорами РАН выбраны и трое зарубежных ученых (США, Франция), имеющих российское гражданство.
    Обязанностью профессора РАН является всестороннее содействие в реализации задач, возложенных на Академию, и содействовать достижению целей ее деятельности.[12]

    Ссылки:
    1. Harper, Douglas. “Professor”. Online Etymology Dictionary
    2. Pettigrew, Todd (2011-06-17). “Assistant? Associate? What the words before “professor” mean: Titles may not mean what you think they do”. Maclean’s
    3. “United Kingdom, Academic Career Structure”. European Univesrsity Institute
    4. https://thermaltoy.wordpress.com/2013/01/26/dr-who-or-professor-who-on-academic-email-etiquette/
    5. Promoted from doctor to professor: what changes? Scholars share what the title means to them and offer the newly promoted advice on handling the status update. См. https://www.timeshighereducation.com/features/promoted-from-doctor-to-professor-what-changes
    6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124616/
    7. David K. Knox “Socrates: The First Professor” Innovative Higher Education
    8. Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933—1935 годы // Социологический журнал. — 2001. — № 2. — С. 145—159
    9. Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / Андреев А. Ю., Цыганков Д. А.. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 894 с.
    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 г. Москва “О порядке присвоения ученых званий”. См. https://rg.ru/2013/12/12/zvanie-site-dok.html
    11. eis.mon.gov.ru
    12. http://www.ras.ru/about/awards/professorofras.aspx
    13. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний