Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Предромантизм Василия Жуковского

    ПРЕДРОМАНТИЗМ ВАСИЛИЯ ЖУКОВСКОГО. Основоположником русского романтизма является Василий Андреевич Жуковский (см.). Ранний этап романтизма в России связывают с творчеством Жуковского, этот этап получил название предромантизм. У предромантизма и романтизма была одна общая черта: обращение к человеческим чувствам, к индивидуальным переживаниям  Но Жуковский на раннем этапе своего творчества ещё не имел этого индиидуализма и не обращался к эмоциям конкретного героя, также он равнял рационализм, свойственный классицизму. Поэтому Жуковский среди немецких писателей и поэтов более всего любил и уважал Шиллера, который использовал в своем творчестве классицистические приемы. Байрона же Жуковский воспринял не в полной мере, ему были чужды его романтический индивидуализм и революционная активность.

    Предромантизм Василия Жуковского
    Романтик в Жуковском формировался разносторонне: он использовал романтический художественный метод в стилистике, в подборе жанров, а также в подборке тем и идей для своих произведений. Романтизм определяется как некая цельная система, которая диктует образ лирического героя, определяет композицию произведения и формирует романтический сюжет. Эта романтическая система постепенно находит всё более полное выражение в творчестве Жуковского.
    Самыми частыми темами в творчестве выдающегося русского поэта становятся темы тленности жизни, неизбежности страданий для человека в земном мире, его одиночество. Поэт восклицает:: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь я…», «Я бурный мир сей презираю…» («Стихи, сочиненные в день моего рождения», 1803 г.);[1] «…ах, жизнь тому ужасна, кто во глубь ее проник…» («Кассандра», 1809 г.);[2] «…отымает наши радости без замены хладный свет, вдохновенье пылкой младости гаснет с чувством жертвой лет…» («Песня», 1820 г.).[1] Эти мотивы присутствуют во всех произведениях Жуковского вне зависимости от жанра и даты написания. Также таким постоянным мотивом, лежащим в основе большинства его произведений становится мотив трагедии в жизни. В. Г. Белинский писал: «…не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь…скорбь и страдания составляют душу поэзии Жуковского».[3] Задавая себе вопрос, что такое романтизм В.А. Жуковского, Белинский отвечал на него так: «Это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое бог знает в чем состояло…».[4] О том, что отмеченные Белинским мотивы были принципиально важны для Жуковского, свидетельствуют названия многих его стихотворений.
    Главной положительной мыслью в творчестве Жуковского стала мысль «Счастье в нас самих», на этой мысли построено одно их главных и программных стихотворений поэта «Теон и Эсхин» . Белинский приписывал эту пьесу, вместе с «Узником», к самым романтичным созданиям Жуковского. «На это стихотворение, — писал он, — можно смотреть, как на программу всей поэзии Жуковского».[5]
    Счастье не требует долгих поисков, за ним не нужно далеко ходить, оно внутри каждого человека – такова главная идея «Теона и Эсхина». Эта романтическая мысль становится основой веры Жуковского-романтика.
    Как и во многих своих произведениях, в «Теоне и Эсхине» Жуковский вводит поучительные моменты и продвигает свои положительные идеи: «…боги для счастья послали нам жизнь – но с нею печаль неразлучна»; «…что может разрушить в минуту судьба, Эсхин, то на свете не наше, но сердца нетленные блага: любовь и сладость возвышенных мыслей…»; «…для сердца прошедшее вечно, страданье в разлуке есть та же любовь, над сердцем утрата бессильна…».[1]
    К какому бы направлению мы не относили Жуковского и его творчество: романтизм, сентиментализм или классицизм, он все же несет в своем творчестве все разнообразие романтических идей и тем. Еще одной положительной темой в творчестве Жуковского является тема поэта и поэзии. 

    Ссылки:
    1. В. A. Жукoвский. Сoбрaниe сoчинeний в 4-х тoмaх. Т. 1. М.: Гoслитиздaт, 1959
    2. ЖукoвскийВ.A. Пoлнoe сoбрaниe сoчинeний и писeм: В 20 т. / Рeдкoл. И. A. Aйзикoвa, Н. Ж. Вeтшeвa, Э. М. Жилякoвa, Ф. З. Кaнунoвa, O. Б. Лeбeдeвa, A. В. Пeтрoв, И. A. Пoплaвскaя, Н. Б. Рeмoрoвa, A. С. Янушкeвич (гл. рeд.). — М.: Яз. рус. культуры, 1999—Т. 3: Бaллaды / Сoст. и рeд. Н. Ж. Вeтшeвa, Э. М. Жилякoвa. — 2008. — С. 16—20
    3.Вольпе Ц. С. Жуковский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956  . Т. V.  Ч. 1. – с. 94
    4. Бeлинский В.Г. Пoлнoe сoбрaниe сoчинeний. – М., 1955. – т. VII. – с.178-179
    5. Бeлинский В.Г. Пoлнoe сoбрaниe сoчинeний. – М., 1955. – т. VII. – с. 194


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Нужна помощь с курсовой или дипломной работой? Разместите заявку!

    error: Content is protected !!