Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Блог

    Maxim1212
    12.07.2018
    Биржа копирайтинга Комментариев нет

    Понятие права

    Понятие права

    Содержание:

    Введение    3
    1. Понятие права. Концепция правопонимания    5
    2. Признаки права    10
    3. Функции права    16
    4. Ценности и интересы в праве    16
    Заключение    25
    Список использованных источников    27

    Понятие права является одной из основных категорий правововедения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
    Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
    Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
    Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах :
    – общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических;
    – учреждений, т. е. речь, идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;
    – особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;
    – явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей.
    В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
    Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей. В соответствии со статьей 20,22 Конституции РФ граждане РФ имеют право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу и т д. .
    Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «трудовое право», «гражданское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
    В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Согласно статье 37 Конституции РФ граждане РФ имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д ., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере, государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.
    В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.
    Многообразие определений понятия «право» объясняется: а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств; б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный; нравственный (философский); социологический. Каждый из данных типов обладает не только концептуальной разработанностью, но также имеет ту или иную практическую значимость, что будет показано ниже.
    При нормативном подходе, или по-другому его называют этатистким, право рассматривается как система правил, которые регулируют человеческое поведение, исходящих со стороны государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основано на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон. Государственная власть является источником права. Достоинство данного подхода видится в том, что он, прежде всего, фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения, а также указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность.
    Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII–XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т. е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т. е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало (идеал), отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать. Достоинство нравственного типа правопонимания состоит в следующем: право трактуется как безусловная ценность – признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей.
    Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право – это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Таким образом, право возникает непосредственно в обществе. Через отдельные правовые отношения оно постепенно превращается в нормы обычаев и традиций. Часть этих норм получает государственное признание и отражается в действующем законодательстве. Следовательно, право – это не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Раненкамф, С.А. Муромцев, а в советское время – П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, А.К. Стальгевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.
    Все типы правопонимания столь же верны, сколь и оспоримы, имеют свои достоинства и недостатки, каждая концепция служит противовесом другой и не дает возможности возобладать крайности.
    В. С. Нерсесянц при классификации типов правопонимания ориентировался на предмет исследования .
    В рамках разработанной им философии права, исходя из того, что предметом философии права является «право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве», он выделил три типа правопонимания: легистский, естественно-правовой и либертально-юридический .
    При этом для легистского типа правопонимания характерны «отрицание определенной объективной сущности права, независимой от воли и произвола официальной власти, отождествление права и закона, трактовка права как принудительно-обязательного установления власти», для естественно-правовой концепции «различение и соотношение естественного права и позитивного права — это не взаимосвязи правовой сущности (в виде естественного права) и правового явления (в виде позитивного права), а противопоставление и противостояние (зачастую — антагонизм) естественного права и позитивного права», а в рамках либертарно-юридического подхода «взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер: объективная правовая сущность (формальное равенство) — это сущность определенного реального правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) — это явление (проявление) именно и только данной определенной правовой сущности (формального равенства)».
    Подходя к классификации типов правопонимания с точки зрения главной проблемы философии права — соотношения сущности и явления в праве, В. С. Нерсесянц считает, что к легистскому правопониманию относятся подходы, отрицающие наличие у права собственной сущности, к естественно-правовому типу правопонимания — концепции, рассматривающие естественное право одновременно и как сущность, и как правовое явление, и либертарно-юридическому типу — концепция, построенная на различении правовой сущности и правового явления. Несколько иная классификация типов правопонимания дана им применительно к предмету общей теории права. Здесь критерией классификации является тип взаимоотношения между правом и государством, определяющий расстановку приоритетов в системе «право — государство», составляющей предмет общей теории права.
    Социологическая концепция права, по мнению О.Э. Лейста, основана на понимании права как определенного порядка общественных отношений, выраженного в действиях и поведении индивидов. То есть в социологической концепции акцент переходит с содержания юридических правил на практику их действия и практическую реализацию норм. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Закон не может воздействовать на общество иначе как через массовое или официальное правосознание. Поэтому право в соответствии с данной концепцией не является текстом закона, а представляет собой содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных нормах.

    <………..>


    Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

    Рекомендуем: Большая энциклопедия знаний. Аналог Википедии!

    № 10058 Цена 550 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку на newfreelance24@gmail.com

    Купить работу

    Комментарии