Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    25.04.2020
    Архитектурные памятники Комментариев нет

    Палаты Аверкия Кириллова

    ПАЛАТЫ АВЕРКИЯ КИРИЛЛОВА — русский светский памятник архитектуры, в к-ром удачно соединены черты московской архитектуры середины 17 в. с западноевропейскими влияниями и декором начала 18 в. Расположены в Москве, на Берсеневской набережной, дом № 20. Автор проекта архитектор Михаил Чоглоков (1678-1723). Здание является частью охраняемого российского культурного наследия.

    Палаты Аверкия Кириллова
    Участок земли когда-то принадлежал семье Беклемишевых. Представитель семьи, И. Н. Берсень-Беклемишев в своё время был привлечен к ответственности по делу Максима Грека, за что был наказан опалой, а затем и казнью в 1525 году. Земли Беклемишева отошли к московскому князю. Их отдали во владение некоему Кириллу, который и стал основателем семьи Кирилловых. Внук первого Кирилла, думный дьяк Аверкий, живший в середине 17 века и стал основателем каменных палат [1]. В подвальных помещениях здания найдена надпись на камне с указанием 1657 года. Дата не противоречит стилистике сооружения. Это дата начала строительства, собирать же строительные материалы начали раньше. Одновременно начали строить как палаты, так и переход к церкви Св. Николая на Берсеневке, которую выстроили в 1650-е годы. Палаты Аверкия Кириллова и церковь образуют единое целое в полной гармонии. Историк искусства Вера Траймонд отмечает, что эти два здания демонстрируют процесс секуляризации религиозной архитектуры, которая приближает стиль церквей к стилю особняков, интегрируя элементы светского происхождения в фасады церквей [2].
    Дьяк имел не один брак и когда того убили во время Стрелецкого восстания, среди детей началась ссора по вопросу наследства.
    По предположениям, современные палаты Аверкия Кириллова могли возникнуть за счёт приспособления нескольких ранних частей, древнейшая из которых — каменные подвалы. Внешнее оформление древнейших фасадов сохранил некоторую ярусностью и кирпичный декор с использованием полихромных изразцов, что характерно для сооружений 17 в. За образец для палат архитектор и строители могли взять Теремный дворец в Кремле — сооружение несколько скромное, хотя и принадлежавшее первому лицу в государстве. Тот тоже сохраняет ярусность, резные детали наличника из камня вдоль окон, фриз, созданный из изразцов. Теремный дворец отличался только слишком большими размерами, за счет которых доказывали, что это жилье первого лица в государстве. Но и планировка дворца, и его декор еще связаны с деревянной светской архитектурой Московии и сакральной архитектурой, где те же ярусность, каменная резьба, двухцветная раскраска и мало полихромных изразцов на фасаде. Палаты Аверкия Кириллова были окружены хозяйственными постройками, конюшнями и помещениями для прислуги, а также высоким частоколом.
    По плану фундамента первоначально комплекс палат напоминал букву Г. В начале 18 века, под влиянием западноевропейской архитектурной практики и ориентацией на симметрию, несимметричное сооружение превратили в симметричное. Это произошло в 1701 — 1711 годах, когда справа И. П. Зарудный выстроил симметричный флигель, кирпичная кладка и декор которого заметно отличаются от крыла слева. Роскошную декорацию получил и величественный центральный ризалит: изогнутый карниз, сложного рисунка боковые волюты, руст на углах сооружения. Интересно, что на фасадах палат сохранены наличники подобного же рисунка, что и на соседней церкви Святого Николая. Исходные интерьеры не сохранились, но нельзя сказать, что они были чем-то выдающимся. К тому же дьяк не имел значительных прибылей и вкуса, чтобы покупать ценные или западноевропейские вещи и мебель, например, как дипломат Артамон Матвеев (1625-1682).
    Перестройка палат Аверкия Кириллова пришлась на перенос столицы из Москвы в Петербург и совпала с перестройками Лефортовского дворца в Немецкой слободе. Так, 1707 году новый вельможа, граф Александр Меншиков приказал перестроить палаты Лефорта, значительно их расширив и окружить трехэтажными корпусами — на западноевропейский манер. Во второй половине 1860-х годов архитектор Александр Попов сделал некоторые приспособления для размещения Императорского общества археологии, занимавшего палаты Аверкия Кириллова с 1868 по 1923 год.

    Лит.: Коваленская Н. Н. «История русского искусства 18 века», изд. Моск. университета, М. 1962; Ильин М.(текст), «Москва. Памятники архитектуры 14-17 веков», М, «Искусство», 1973, с. 74-75

    Ссылки:
    1. Аверкия Кириллова палаты / И.Л.Бусева-Давыдова // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 73. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X
    2. Véra Traimond, Architecture de la Russie ancienne (XV-XVII), Paris, Hermann, p. 143-144


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты