Отношения между Ахиллом и Патроклом
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АХИЛЛОМ И ПАТРОКЛОМ — ключевой элемент историй, связанных с Троянской войной. Их точная природа была предметом спора как в классический период, так и в наше время. В «Илиаде» Гомер описывает глубокие и значимые отношения между Ахиллом (см.) и Патроклом (см.), где Ахилл нежен по отношению к Патроклу, но чёрств и высокомерен по отношению к другим. Гомер никогда явно не называет их любовниками [1] [2], но они изображались как любовники в архаическом и классическом периодах греческой литературы, особенно, в произведениях Эсхила и Платона [3] [4].
В «Илиаде» Ахилл и Патрокл — близкие товарищи в борьбе с троянцами. Из-за своего гнева на то, что Агамемнон обесчестил Ахилла, тот решил не участвовать в битве. По мере того, как ход войны оборачивается против ахейцев, Патрокл убеждает Ахилла позволить ему привести армию Мирмидона в битву в доспехах Ахилла. Патроклу удаётся отбить троянские силы, но он убит в бою Гектором. Известие о смерти Патрокла достигает Ахилла через Антилоха и приводит его в глубокое горе. Будучи невозмутимым, Ахилл оплакивает смерть Патрокла, используя язык, очень похожий на тот, который позже использовала Андромаха по отношению к Гектору. Он также просит, чтобы после смерти его пепел смешали с пеплом Патрокла. Гнев, который следует после смерти Патрокла, становится главной мотивацией для Ахилла вернуться на поле битвы. Он возвращается в бой с единственной целью отомстить за смерть Патрокла, убив Гектора, несмотря на предупреждение, что это стоило бы ему жизни. После победы над Гектором, Ахилл тащит его труп за пятки за колесницей.
Самая сильная межличностная связь Ахилла — с Патроклом, которого он очень любит. Как указывает Грегори Наги, «Для Ахилла … в его собственной восходящей шкале привязанностей, которая драматизируется всей композицией Илиады, самое высокое место должно принадлежать Патроклу … На самом деле Патрокл — это Ахилл, πολὺ φίλτατος» (XVII 411, 655) [5]. Привязанность Ахилла к Патроклу — это архетипическая мужская связь, которая встречается в других местах греческой культуры: Александр Великий и Гефестион, которые сделали символические публичные ссылки на Ахилла и Патрокла, Дамон и Финтий, Орест и Пилад, являющиеся парами друзей, которые готовы умереть один за другого [6].
В 5-м и 4-м веках до нашей эры, в произведениях Эсхила, Платона, Пиндара и Эсхина, отношения между Ахиллом и Патроклом изображались как однополая любовь. Греческий обычай paiderasteia между представителями одного пола, обычно мужчинами, подразумевал политические, интеллектуальные, а иногда и сексуальные отношения. Ключевой характеристикой считалась разница в возрасте между партнерами и их соответствующими ролями (активными или пассивными) [Marguerite, Johnson; Ryan, Terry (2005). Sexuality in Greek and Roman Society and Literature: A Sourcebook. New York: Routledge. p. 3]. Эсхил в своей утерянной трагедии «Мирмидоны» (5 век до н.э.) назначил Ахиллу роль эраста или защитника (поскольку он отомстил за смерть своего возлюбленного, хотя боги сказали ему, что это будет стоить ему его собственной жизни), и определил Патроклу роль эроменоса. Ахилл публично оплакивает смерть Патрокла, обращаясь к трупу и критикуя его за то, что тот позволил себя убить. В сохранившемся фрагменте пьесы Ахилл говорит о «благоговейной компании» бедер Патрокла и о том, как Патрокл был «неблагодарен за многие поцелуи» [Michelakis, Pantelis (2007). Achilles in Greek Tragedy. Cambridge University Press. p. 51]. В «Симпозиуме» Платона, написанном около 385 г. до н.э., Федр приводит Ахилла и Патрокла в качестве примера божественно одобренных любовников. Федр утверждает, что Эсхил ошибался, утверждая, что Ахилл был эразом, потому что Ахилл был более красивым и молодым, чем Патрокл (характеристики эроменоса), а также более благородным и опытным в бою (характеристики эрастов) [William Armstrong Percy III, «Reconsiderations about Greek Homosexualities,» in Same–Sex Desire and Love in Greco-Roman Antiquity and in the Classical Tradition of the West, Binghamton, 2005; p. 19].
Когда Александр Великий и его близкий друг Гефестион прошли через город Троя во время их азиатской кампании, Александр почтил священную гробницу Ахилла и Патрокла перед всей армией, и это было воспринято как явное заявление об их собственной дружбе.
Дэвид Гальперин сравнивает Ахилла и Патрокла с традициями Джонатана и Давида, Гильгамеша и Энкиду, которые примерно соответствуют современности композиции Илиады [Halperin, David M. (2000). «How to do the history of male homosexuality» (PDF). GLQ: A Journal of Lesbian and Gay Studies. 6: 87–124]. В романе Кристы Вольф «Кассандра» Ахилл изображается как несколько противоречивый гомосексуальный мужчина, который будет искать и молодого человека, которого он на самом деле желал, и молодой женщины, чтобы доказать, что он такой же, как все. Патрокл кратко упоминается как единственный человек, который мог заставить Ахилла почувствовать себя действительно страстно желающим победить Трою, и после его смерти Ахиллес зарезал нескольких пленников Трои — включая двух королевских детей — в качестве жертвы. «Молчание девочек» Пэта Баркера (2018) изображает отношения Ахилла и Патрокла как нюансы, описывая их тесную связь, как указано в «Илиаде», но оставляя остальное для свободной интерпретации.
Николай Ге. «Ахиллес, оплакивающий Патрокла». Национальный художественный музей Республики Беларусь
Ссылки:
1. Fox, Robin (2011). The Tribal Imagination: Civilization and the Savage Mind. Harvard University Press. p. 223
2. Martin, Thomas R (2012). Alexander the Great : the story of an ancient life. Cambridge University Press. pp. 99–100
3. Achilles in Love: Intertextual Studies. Από τον/την Marco Fantuzzi, р. 227
4. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Aeschin.+1+133&redirect=true
5. Gregory Nagy, The Best of the Achaeans, second edition. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1999. p. 105
6. Warren Johansson, Encyclopedia of Homosexuality, USA, 1990
© При копировании активная ссылка на сайт обязательна
См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний