Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Блог

    Maxim1212
    07.11.2018
    Разное Комментариев нет

    Научный подвиг Абдус-Салама- исламского физика

    Развитие исторического процесса народов мира дает уникальные явления в    сфере их взаимодействия. Итак, средние века ознаменованы приоритетом научного развития арабо-исламского мира при отставании научной сферы в Европе. Нынешнее время дает удивительное сочетание корреляции естественных наук между Востоком и Западом. Ярким примером выступает имя исламского ученого в области полей, который смог продолжить наработки гениального ученого А. Эйнштейна. Проф. Абдуссалам (1926-1979) удостоен Нобелевской премии за теорию единых слабых электромагнитных полей, хотя исследования в этой области были начаты, но не завершены ещё Эйнштейном (1879 — 1955)[1,2].
    Становление и развитие ядерной физики в отсталом, благодаря двухвековому господству Великобритании, Пакистане необходимо считать одним из самых уникальных событий не только в арабо-исламской культуре, но и во всем мире в целом. Нам известна история создания атомного оружия в Советском Союзе, когда для этого были приложены колоссальные усилия и средства. Пакистан по сравнению с СССР – маленькая и отсталая страна, совершившая научный подвиг. По нашему мнению, совершение такого чуда для такой отсталой исламской страны, явление уникальное. Это показывает скрытые научные потенциалы мусульманства, накопленные за века процветания и «застоя» культуры ислама.
    Как указывает Ю. Халиуллин, профессор Абдус Салам (см.), безусловно, был одним из величайших физиков прошлого века. Однако получение Нобелевской премии показывает только половину заслуги великого мусульманина. Другая половина его заслуг заключается в организации развития ядерной физики в Пакистане. Удивительным научным феноменом является то, что созданный Абдус Саламом «в 1964 году Международный Центр теоретической физики за сорок лет своей деятельности подготовил около ста тысяч молодых ученых из ста стран развивающегося мира. Другого подобного научного Центра в мире нет. Islam-Today.ru впервые опубликовывает материал об этом широко неизвестном в мусульманском мире ученом»[3].
    Необходимо отметить, что выдающийся ученый в течение всей жизни проявлял неизменную активность одновременно в трех направлениях: на передовых рубежах теоретической физики, в сфере международного научного сотрудничества и в подготовке научных кадров для развивающихся стран. Причем, практически во всех направлениях своей теоретической и практической деятельности, он добился максимально возможных успехов и всемирного признания. Небезынтересно также отметить, что он, по существу, был единственным представителем мусульманского мира, достигшим в истекшем столетии столь высоких вершин в научном мире. Он заслуженно стал гордостью мусульманской уммы и всего развивающегося мира.
    Но как ни печально признать, его научные достижения и организаторский талант были восприняты в мусульманском мире неоднозначно. В одних странах его заслуженно возвеличивали, оказывали почести, награждали наивысшими наградами (Марокко, Бангладеш, Турция, Кувейт, ОАЭ, Ирак), в других странах к нему относились почти равнодушно (Малайзия, Египет, Индонезия)»[3].
    Научная и организаторская деятельность Абдус Салама показывает его универсальные способности, позволяющих ориентироваться во многих областях науки. И это вполне объяснимо, если вспомнить универсальный характер представителей арабо-исламской научной сферы. Удивительным является тот факт, согласно которому, великий поэт и литератор Омар Хайям был кроме всего признанным астрономом. Поэтому закономерным является то, что пакистанский ядерщик проявлял постоянный интерес к истории развития в прошлом и    современным проблемам науки в мусульманском мире. Абдус Салама представляет собой одного из немногих ученых прошлого века, который смог сочетать фундаментальные исследования в области ядерной физики с исследованием исторических проблем исламского мира. На основе последовательного изучения первоисточников прошлого, профессору удалось проследить почти всю историю развития естественной науки в мусульманском мире с момента ее зарождения в VII веке до конца XX века. Так как, как мы указывали, исламская наука в средние века имел универсальный характер, то Абдус Салам смог проследить основные этапы эволюции научно технической, общественной и философской мысли, в целом развития мусульманской цивилизации.
    Об этом свидетельствуют блестящие научные статьи и размышления ученого о прошлом и будущем мусульманского мира. Большинство из них включено в сборник его трудов под названием «Ideals and Realities» («Идеалы и Реальности»), выдержавший несколько изданий при жизни автора и опубликованный как на западных (английском, французском, итальянском и румынском), так и на восточных языках (китайском, арабском, персидском, а также на бенгали, пенджаби и урду — на языках, которыми автор свободно владел). Большой интерес представляет также монография профессора Абдус Салама «Renaissance of Sciencein Islamic Countries» («Возрождение науки в исламских странах»), изданная в Сингапуре в 1994 году.
    Во многих статьях, посвященных жизни и творчеству профессора Абдус Салама, делается акцент на то, что он был первым и единственным в XX веке представителем мусульманского мира, удостоенным Нобелевской премии за высокие научные достижения. Это, конечно, так, но мне кажется, что к оценке общественной значимости этой неординарной личности следует подойти с более широких позиций.
    Он, пожалуй, острее, чем кто-либо из его современников-ученых понимал настоятельную необходимость научного прогресса в развивающемся мире, т.е. на огромных просторах Южного полушария и Востока нашей планеты. Только плодотворное научное сотрудничество по линии Север Юг, подобно многовековому сотрудничеству Восток-Запад может спасти современную цивилизацию от неминуемой конфронтации.
    В    последней четверти XX века в международный политический лексикон вошел новый термин «Север-Юг», который зачастую употребляется в сочетании с прилагательными экономического характера — богатый Север и бедный Юг. Что обычно вкладывается в содержание термина «Север-Юг»? Север — это около сорока развитых стран Северного полушария. Юг — свыше ста развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки»[3].
    Научная и общественная деятельность Абдус Салама имеет непосредственное отношение к нашему исследованию. Дело в том, что исламский ученый, сумевший соединить конструктивные компоненты Запада и Востока, всегда исходил из факта, что без признания вклада народов арабо-исламской цивилизации нельзя строить историю мировой науки и культуры, вообще историю человечества. Такое требование сохраняет актуальность и в условиях современности. Если исходить от объективного анализа социальной реальности, без освоения научно-технологического опыта Запада и традиции духовности Востока, развитие науки и технологий стран третьего мира находится под большим вопросом.
    Следующий аспект деятельности профессора Абдус Салама имеет непосредственное отношение к обосновываемой нами концепции. Он выражается в том, что лауреат Нобелевской премии был глубоко верующим в Бога человеком. Это, прежде всего, выражается в выполнении основного требования исламской религии – пятикратного намаза. Профессор регулярно практиковал ежедневный пятиразовый намаз, где бы он ни находился и в какой бы среде он ни оказался.
    Закономерным является успех Абдус Салама, ставшим ученым с мировым именем, если иметь в виду органическое сочетание острого научного ума и одухотворенного духовного богатства. Для ученых материалистов покажется очень странным то, что физик был глубоко верующим человеком. Однако реальность именно такова, и в своих выступлениях профессор неоднократно отмечал, что в Священном Коране имеется 750 аятов, призывающих человека к изучению разных природных явлений. Абдус Салам исходил от того, что вся его научная деятельность основана на требованиях Всевышнего к обладанию средствами контроля над природными богатствами. Профессор часто говорил о том, что всю свою жизнь посвятил выполнению предначертаний Священного Корана в аспекте изучения и освоения природными богатствами.

    Литература:

    1.    Заслуги мусульманских ученых в науке [Электронный ресурс] / Заслуги мусульманских ученых в науке.
    (Режим доступа: http://www.islamhouse.com/685).
    2.    Рахматуллин Р.Ю. Ислам и наука: проблема взаимоотношения // Исламская цивилизация [Электронный ресурс] / Рахматуллин Р.Ю. Ислам и наука: проблема взаимоотношения // Исламская цивилизация. (Режим доступа: 04/ru/ru).
    3.    Халиуллин Ю. Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам [Электронный ресурс] / Халиуллин Ю. Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам. (Режим доступа: http://islam-today.ru)

    Якупов М.Т.

    Комментарии