Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    29.04.2018
    Разное Комментариев нет

    Мухаммад Абдо

    АБДО (Abduh) Мухаммад (1849-1905) — исламский теолог, основоположник египетской модернистской школы. А. родился в Нижнем Египте в крестьянской семье.
    В 1862 его отправили для обучения в богословскую школу в Танте (Нижний Египет), откуда он ушел через полтора года, будучи разочарован в принятой там системе образования. В этот период под влиянием своего двоюродного деда Абдо увлекся суфизмом. В 1865 он предпринимает попытку вернуться в Танту, но через год уезжает учиться в Каир во всемирно известный центр мусульманской учености ал-Азхар. Около 1872 Абдо знакомится с известным исламским реформатором Джамал ад-Дином ал-Афгани, оказавшим на него сильнейшее влияние. Именно благодаря ал-Афгани Абдо вновь обращается к изучению шариатских наук в Новом Свете, сопоставляя их с европейскими исследованиями, доступными в арабских переводах. Под влиянием ал-Афгани у Абдо формируется интерес к современным социально-политическим проблемам исламского мира, и он начинает заниматься публицистикой. По завершении курса обучения в ал-Азхаре в 1879 Абдо получает должность преподавателя в новом центре Дар ал-Улум, созданном несколькими годами раньше египетскими властями с целью модернизации религиозного обучения. Затем по не вполне понятным причинам Абдо высылают из Каира в родную деревню, в то время как ал-Афгани оказывается вынужденным вообще уехать из Египта, но в 1880 его приглашают обратно и назначают главным редактором официальной газеты «ал-Вакаи ал-Мисрийа» («Египетские события»), которая под руководством Абдо становится органом либеральных кругов египетского общества. В отличие от ал-Афгани, выступавшего за более радикальные преобразования, Абдо становится умеренным реформатором, ориентированным на возрождение ислама с опорой на внутренние ресурсы и достижение общественного прогресса прежде всего через постепенную реформу традиционной системы образования и воспитания. Абдо был близок к участникам восстания Ораби (Ураби)-паши (1879-1881), но его роль в нем не вполне ясна. После подавления восстания Абдо вынужден покинуть Египет. В 1882 он уезжает в Бейрут, а в начале 1884 — в Париж, где вместе с ал-Афгани создает общество «ал-Урва ал-вуска» («Наикрепчайшая связь») и издает одноименную газету. С 1887 вместе со своим учеником Рашидом ар-Рида начинает издавать журнал «ал-Манар» («Маяк»), который становится органом реформаторского движения (ислах). В этом журнале начинается публикация комментариев к Корану, которые Абдо давал на вечерних лекциях в ал-Азхаре (Тафсир ал-Манар). Эта работа была продолжена уже в 1910-20-е гг. Рашидом ар-Рида, когда журнал и само реформистское направление проделало эволюцию от ханафизма А. к неоханбализму в духе Ибн Таймийи и стал одним из ведущих органов ваххабитской пропаганды. С 1899 Абдо занимал должность верховного муфтия Египта, несколькими годами раньше (в 1894) войдя в руководство ал-Азхара. Это дало ему возможность провести реформу главного исламского университета, направленную на модернизацию и укрепление светской компоненты образования наряду с традиционной исламской ученостью. В политических взглядах А. центральное место занимал арабский и египетский патриотизм. Будучи противником как зависимости мусульманского мира от Запада, так и автохтонного деспотизма, А. выступал за освоение достижений европейской цивилизации без отказа от фундаментальных принципов ислама и мусульманской культуры. Взгляды А. оказали существенное влияние на формирование всего комплекса общественно-политических и религиозных идей Нового времени в арабском и исламском мире — от национализма до религиозного фундаментализма. Тем не менее А. был преим. религиозным деятелем, стремившимся реформировать систему мусульманского права (фикх), адаптировав ее к потребностям современной ему эпохи, А. выступал за отказ от безусловного следования сложившимся религиозно-правовым толкам  и возобновление прекратившейся в суннитском мире в 10 в. практики самостоятельного выведения правовых норм на основе первоисточников (иджтихад). В духе общей установки на последовательный рационализм А. считал, что в случае противоречия между указаниями священных текстов (насс) и соображениями общественной пользы (маслаха) приоритет должен отдаваться последнему (наиболее известный пример — фетва о допустимости банковского процента). Утверждение возможности снятия конфликта между религиозностью и рациональным знанием через разведение сфер ответственности (религиозные догматы и нормы, ориентированные на массы, теряют свою обязательность для элиты), индетерминизм в вопросе о соотношении свободы воли и предопределения давали оппонентам А. повод для обвинения его в мутазилизме. Мысль А. действительно эволюционировала в сторону создания этикорационалистического типа религиозности, совместимого с современным обществом индустриальной эпохи. Тем не менее последователи развили его учение практически в прямо противоположном направлении, став непосредственными предшественниками умеренного фундаментализма, делающего акцент не на догматические проблемы, а на этико-нормативные и социально-политические аспекты исламской доктрины. К ранним трактатам А., которые он написал под влиянием идей своего учителя ал-Афгани, относятся «Риса- лат ал-варидат» («Послание о том, что приходит») и «Хашийа ала шарх ад-Даввани ли-л-акаид ал-адудийа» («Комментарий к „Толкованию” ад-Даввани о воззрениях на (божественную) помощь»). Из трудов зрелого периода следует выделить следующие: «Рисалат ат-таухид» («Послание об утверждении божественного единства»), «Шарх Китаб ал-басаир ан-насирийа» («Толкование Книги взглядов христиан», приписываемой кади Зайн ад-Дину), «Ал- Ислам ван-насранийа маа-л-илм ва-л-маданийа» («Ислам и христианство в связи с наукой и цивилизацией»), курс лекций «Ислам и Европа» на французском. А. придерживался рационалистического метода и был против бездумного поклонения. Все постижимо с помощью разума. Пророки отличаются от простых смертных развитым интеллектом. В этом плане пророчеству как истинному суждению следует отдавать предпочтение над обычными суждениями, часто ошибочными. Задачей пророчества является моральное просвещение масс. В проблеме свободы воли А. был противником фатализма. Он считал Коран сотворенным. Как и Икбал, А. подчеркивал раскрепощающую роль суфизма, что не мешало критиковать современный ему мистицизм, демонстрирующий вырождение суфийской интеллектуальной традиции. Согласно А. знание ниспосылается людям ступенчато. Завершающей ступенью — стадией абсолютной религии — явилось учение Мухаммада. Ислам превосходит христианство в отношении рационализма, духовности и признания невозможности достичь жизненного идеала. Отход от заповеданного Мухаммадом учения является следствием утраты первоначальной чистоты ислама. В связи с тем что неотъемлемой составляющей современного мировоззрения стал научный взгляд на мир, Абдо ратовал за взаимодействие религии с наукой. В качестве религиозных обязанностей он признавал ритуальную практику служения, милостыню, пост и паломничество (хаджж). 

    И.Л. Алексеев, П.В. Башарин

    См. больше статей Большая энциклопедия знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!