Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    18.11.2019
    Религия Комментариев нет

    Матуриди Абу

    МАТУРИДИ Абу Мансур Мухаммад аль [1] (араб. محمد بن محمد بن محمود أبو منصور السمرقندي الماتريدي الحنفي, DMG Muḥammad b. Muḥammad b. Maḥmūd Abū Manṣūr as-Samarqandī al-Māturīdī al-Ḥanafī) (893, Самарканд- 941, там же)- основатель матуридизма, догматико-философского течения, одной из суннитских школ калама, которая стала доминирующей теологической школой для мусульман-суннитов в Центральной Азии [3], а затем пользовалась выдающимся статусом как школа выбора как для Османской империи, так и для империи Моголов.
    Получил известность своим решительным и страстным неприятием мутазилитизма, который он считал отступнической сектой и врагом ислама.

    • Биография

    За исключением места и времени смерти аль-Матуриди, почти ничего не известно о деталях жизни Матуриди, поскольку доступные источники «не читаются как биографии, а скорее как списки работ, которые были расширены краткими заявлениями о его персонаже и несколькими словами похвалы» [5]. Происходил из известной семьи мадинцев Абу Айюба аль-Ансари. Считается, что у Матуриди было два главных учителя, а именно Абу Бакр аль-Джузьяни и Абу Нахр Агмад Аль-Аббас аль-Шияни (ум. ок. 874–892), оба из которых сыграли важную роль в формировании его богословских взглядов [6]. Хотя его обычно не считают мистиком, тем не менее вполне возможно, что Матуриди имел какое-то взаимодействие с суфиями своего района, поскольку «богословие ханафитов в регионе не всегда могло быть резко отделено от мистических тенденций» [7].
    Он жил во времена, когда мусульманская секта мутазилитов использовала методы греческого логического аргумента, чтобы подвергать критике то, что стало принято как ортодоксальное мусульманское богословие. Матуриди перехватил инициативу, используя те же аргументы в качестве средства защиты православного богословия. На самом деле такое использование логики было широко распространено, и неясно, почему аль-Матуриди стал восприниматься как главный герой такой мысли или почему упоминание о нём пришло на смену упоминанию Абу Шанифа (ум. 767), мусульманского богослова, который, вероятно, стал первым, кто принял методы мутазилитов. Матуриди также известен своим акцентом на морали человеческой ответственности, что способствовало «гуманизации» православия, которая произошла в последующие века [2].
    Среди учеников аль-Матуриди следует упомянуть одних из видных богословов в фикхе и каляме (акыде)- Абу Ахмада аль-Ияду, Абуль-Хасана ибн Саида аль-Рустуфуни, Абу Мухаммада Абдуль-Карима ибн Мусу аль-Паздави и др.[8] 

    • Богословие Матуриди

    Матуриди определил веру (İmān) как taṣdīḳ bi’l-ḳalb или «внутреннее согласие, выраженное устным признанием  ịḳrār bi’l-lisān)» [3]. Более того, для Матуриди труды (almāl) не являются частью веры. Кроме того, Матуриди считал, что «вера не может ни уменьшаться, ни увеличиваться по существу, хотя можно сказать, что она увеличивается посредством обновления и повторения».
    Матуриди поддерживал использование аллегорической интерпретации в отношении антропоморфных выражений в Коране, хотя отвергал многие интерпретации, которые мутазилиты могли бы получить с помощью этого метода [3]. В других случаях Матуриди поддерживал использование традиционного метода чтения священных писаний bilā kayf, который настаивал на «безоговорочном принятии раскрытого текста». Матуриди также опроверг мутазилитов в их защите Атрибутов Бога, «как настоящих и вечно существующих» в Сущности Бога (ḳāʾima bi ’l-d̲h̲āt). Его главное богословское отличие от ашаризма заключалось в том, что он считал атрибуты сущности и действия «одинаково вечными и существующими в Божественной Сущности». Таким образом, «он настаивал на том, что выражения« Бог — это вечно Творец» и «Бог сотворил из вечности (lam yazal k̲h̲āliḳan)» одинаково верны, даже если созданный мир временен». Кроме того, Матуриди стойко защищал Блаженное Видение (ruʾya, буквально «видение [Бога]») от мутазилитов, но «последовательно отвергал возможность idrāk, который он понимал как восприятие Бога глазами».

    • Богословские сочинения Матуриди

    Автор ряда работ («Kitāb at-Tauhīd» или «Книга о единобожии», написанная в рамках ханафитского мазхаба и обширный комментарий к Корану «Tafsīr Ta’wīlāt Ahl as-Sunna»), в к-рых опровергаются взгляды мутазилитов, шиитов и карматов, а также немусульманских теологий, таких как христианство халцедона, мифизитизм, манихейство, марционизм и бардесанство [4]. В 2017 году 500-страничное сочинение «Китаб ат-таухид», при активном участии Духовного управления мусульман Татарстана, впервые было издано на русском языке [9].
    Богословие Мутариди, за исключением нескольких деталей, почти идентично богословию Абу аль-Ашари. Оба считаются важными учеными калама.

    Лит.: Ulrich Rudolph: Al-Māturīdī und die Sunnitische Theologie in Samarkand (Islamic Philosophy, Theology and Science; Bd. 30). Brill Academic Publishers, Leiden 1996

    Ссылки:
    1. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01daff7ec1742c7c8a9ed5da
    2. https://www.britannica.com/biography/Abu-Mansur-Muhammad-al-Maturidi
    3. Madelung, W., “al-Māturīdī”, in: Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs
    4. G. Vajda, Le témoignage d’al-Māturīdī sur la doctrine des Manichéens, des Daysanites et des Marcionites, in Arabica, xii [1966], 1–38, 113–28
    5. Ulrich Rudolph, Al-Māturīdī and the Development of Sunnī Theology in Samarqand, trans. Rodrigo Adem (Leiden, Boston: Brill, 2015), p. 125
    6. Ulrich Rudolph, 2015; p. 125
    7. Ulrich Rudolph, 2015; p. 131
    8. http://dumrt.ru/ru/help-info/theology/analytics_1050.html
    9. https://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/kitab-at-tauhid-maturidi-daet-otvet-napered-daze-tem-sektam-kotorye-ese-tolko-poavatsa/


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою любую новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!