Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    30.10.2019
    Монархи мира Комментариев нет

    Мансур

     

    МАНСУР (аль-Мансур) Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад (араб. ابو جعفر عبد الله بن محمد بن علي المنصور بالله, DMG Abū Ǧaʿfar ʿAbd Allāh ibn Muḥammad ibn ʿAlī al-Manṣūr bi-llāh; между 707 и 713 – 6.10.775 [2], близ Мекки [1])- второй халиф Аббасидского халифата (см.), правивший с 754 по 775 годы. Аль-Мансур считается учёными-историками как основатель этого халифата, одного из крупнейших государств в мировой истории, за его значительный вклад в собственно созидание и институционализацию династии [3:265]. Основатель «круглого города»- «мадинат ас-салям», ставшего центром будущего города Багдада [3:270].

    Содержание:
    I. Биография
    II. Основание Багдада
    III. Наследие

    I. Биография. Мансур родился в аббасидской семье в Хумейме (совр. Иордания). Его отец, Мухаммед, по общему мнению, был правнуком Аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, самого молодого дяди Пророка Мухаммада. Его мать, как описано в марокканском историческом труде 14-го века «Rawḍ al-Qirṭās» (араб. روض القرطاس‎), была одной Салламой, «берберской рабыней, принадлежащей его отцу» [4].
    Аль-Мансур был провозглашен халифом по пути в Мекку в 753 году [5]. Дядя Мансура, Иса ибн Али, дал клятву верности сначала Мансуру, а затем Исе ибн Мусе, который должен был стать его преемником [6:21]. Когда Иса ибн Муса, предполагаемый преемник Аль-Мансура, попал под подозрение в коррупции, вместо него был назначен Мухаммад ибн Мансур аль-Махди, к-рый публично поклялся в верности халифу.
    Перед восшествием на трон, кандидатура аль-Мансура была оспорена рядом амбициозных командиров аббасидской армии [7]. Он был замешан в убийстве нескольких человек, которые помогли возглавить движение Аббасидов, принесшее им власть; скорее всего, в качестве стратегии по устранению потенциальных конкурентов. Аль-Мансур имел грозного соперника в лице своего дяди Абдуллы ибн Али, которого с помощью известного генерала Абу Муслима он победил в 754 году. Абу Муслим был верным и лояльным к аль-Мансуру, родом из восточной иранской провинции Хорасан, который привел силы Аббасидов к победе над Омейядами во время Третьей Фитны в 749–750; он не только подчинялся аль-Мансуру, но также был и бесспорным правителем Ирана и Трансоксианы.
    Опасаясь растущего влияния Абу Муслима, аль-Мансур с тщательностью подошёл к его устранению. Абу Муслим разговаривал с халифом, когда по назначенному сигналу ворвались четверо (некоторые источники говорят, что пять) его охранников и смертельно ранили генерала [8]. Джон Эйкин в своей работе General Biography рассказывает, что Мансур, не удовлетворившись убийством, совершил «оскорбления на мертвом теле и держал его несколько дней, чтобы это зрелище наслаждало его взор» [9].
    Убийство Абу Муслима потрясло всю провинцию Хорасан. В 755 году Сандбад (Сунпад), иранский дворянин из династии Карин-Пахлевиды, поднял восстание против Аль-Мансура, захватив города Нишапур, Кумис и Рей. В Рее он захватил сокровищницы Абу Муслима. К нему стекались много сторонников из Джибала и Табаристана, включая правителя дабуидов Хуршида, которому платили деньги из сокровищниц. [8:201]. Силам в 10 000 военнослужащих под командованием аббасида Джахвара ибн Маррара аль-Лиджли было приказано без промедления пройти в Хорасан для борьбы с мятежом. Сандбад был побежден, а Хорасан перешёл под полный контроль Аббасидов [8].
    Аль-Мансур послал чиновника для инвентаризации трофеев, собранных в битве, в качестве меры предосторожности против захвата его армией. Возмущенный алчностью Мансура, Джахвар получил поддержку от своих войск, сообщив им о своем намерении поровну разделить сокровища и тоже восстал против халифа по причине жадности последнего и нежелания вознаграждать за услуги. Это вызвало тревогу при дворе халифа, и Аль-Мансур послал отправиться в Хорасан Мухаммеда ибн Ашара. Джахвар, зная, что его войска нуждаются в дополнительном усилении, удалился в Исфахан и подготовил свою армию. Армия Мухаммеда оказала давление на силы повстанцев и Джахвар бежал в Азербайджан. Силы Джахвара были разбиты, но он избежал преследования Мухаммеда. Эта битва длилась с 756 по 762 год [8].

    II. Основание Багдада. В 757 году Мансур послал большую армию в Каппадокию, которая захватила город Малатья. В этом же году он столкнулся с группой шиитов Равандийя из района Большого Хорасана, которые совершали обход вокруг своего дворца в качестве акта поклонения. Противостояние обернулось насилием, и аль-Мансур был любезно спасен бывшим омейядским генералом Маном ибн Заидой аль-Шейбани, который до этого события, после Аббасидской революции (см.), предпочёл уйти в тень. Ранее аббасиды (см.), до восстания, пользовались поддержкой шиитов Равандийя. Но после прихода к власти, Аббасидский халифат разорвал связи с группой из-за их неортодоксальных убеждений [10].
    Аль-Мансур был смущен мятежом шиитов и в 762 году решил основать новую имперскую резиденцию и дворец-город Мадинат ас-Салам («круглый город»), который стал ядром имперской столицы Багдада [11]. Это стало ответом на растущую обеспокоенность главных городов- Ирака, Басры и Куфы, что после смерти Абуль-Аббаса ас-Саффаха (см.) (позже известного как ас-Саффаха) режиму не хватает твёрдости. Другой причиной строительства новой столицы была растущая потребность в жилье и обеспечении стабильности для быстро развивающейся аббасидской бюрократии, созданной под влиянием иранских идеалов [7]. Мансур даже подумывал об использовании руин последней иранской столицы Ктесифона для строительства Багдада. В 767 году Мансур разгромил еще одно восстание в Хорасане, лидер которого утверждал, что является пророком [7].

    III. Наследие. Во время правления Мансура в полную силу начали подниматься исламская литература и науки. Именно при аль-Мансуре в Багдаде был создан комитет, состоящий в основном из говорящих на сирийском языке христиан с целью перевода греческих произведений на арабский язык. Из-за ориентации Аббасидов на Восток, в Империи стали играть важную роль персы, как в культурном, так и в политическом отношении. Это стало одной из отличительных черт предыдущего правления Омейядов, когда неарабы были отстранены от этих дел. Из-за повышения иранской автономии возникает литературное движение под названием шуубия (араб. الشعوبية‎).
    В 756 году аль-Мансур послал более 4000 арабских наемников, чтобы помочь китайцам в ликвидации мятежа Ань Лушаня; после войны они остались в Китае [Oscar Chapuis (1995). A history of Vietnam: from Hong Bang to Tu Duc. Greenwood Publishing Group. p. 92]. В 765 году аль-Мансур, страдающий болезнью желудка, для консультации вызвал в Багдад врача-христианина- сирийца Джурджиса ибн Бухтишу из Гундешапура [12]. По итогам лечения Джурдис был вознаграждён 10 тыс. динарами [13]. Обращение аль-Мансура со своими христианскими подданными зачастую были суровыми: он «забирал их в плен с большой энергией и накладывал на них печать рабства» [9:202].
    Аль-Мансур умер (возможно, от рака желудка) на рассвете 21 октября 1002 года во время своего третьего паломничества в Мекку [14]. Ему было около 63 лет. Власть перешла к его любимому сыну, Мухаммаду ибн Мансуру аль-Махди, а на тот момент сокровищница халифата поражала воображение: в ней было 600 миллионов дирхамов и четырнадцать миллионов динаров [6:33].
    Мансур описан как высокий, худой человек с коричневой кожей и редкой бородой. Есть ряд анекдотов, призванных проиллюстрировать простоту его жизни, его скупость, его любовь к поэзии и его отрицательное отношение к музыке.

    Ссылки:
    1. https://bigenc.ru/world_history/text/2183483
    2. Axworthy, Michael (2008); A History of Iran; Basic, USA; ISBN 978-0-465-00888-9. See p. 81
    3. The Cambridge History of Islam, volume 1: The Formation of the Islamic World, ed. Chase F Robinson
    4. https://books.google.ru/books?id=Zqd-nLqwXdcC&pg=PT243&dq=&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
    5. Aikin, John (1747). General biography: or, Lives, critical and historical, of the most eminent persons of all ages, countries, conditions, and professions, arranged according to alphabetical order. London: G. G. and J. Robinson. p. 201
    6. Sanders, P. (1990). The Meadows of Gold: The Abbasids by MAS‘UDI. Translated and edited by Lunde Paul and Stone Caroline. 469 pages, glossary, index, notes. Kegan Paul International, London and New York, 1989
    7. https://www.britannica.com/biography/al-Mansur-Abbasid-caliph
    8. Marigny, François Augier de (1758). The history of the Arabians, under the government of the caliphs, from Mahomet, their founder, to the death of Mostazem, the fifty-sixth and last Abassian caliph; containing the space of six hundred thirty-six years. With notes, historical, critical, and explanatory; together with genealogical and chronological tables; and a complete index to each volume. London: London, T. Payne [etc.] p. 23
    9. Aikin, John (1747). General biography: or, Lives, critical and historical, of the most eminent persons of all ages, countries, conditions, and professions, arranged according to alphabetical order. London: G. G. and J. Robinson. p. 201
    10. Berkey, J. P. (2003). The formation of Islam: Religion and society in the Near East, 600-1800. New York: Cambridge University Press
    11. Charles Wendell (1971). «Baghdad: Imago Mundi, and Other Foundation-Lore». International Journal of Middle East Studies. 2
    12. https://www.nlm.nih.gov/exhibition/islamic_medical/islamic_03.html
    13. Edward Granville Browne, Islamic Medicine, Goodword pub., 2002., р. 23
    14. KENNEDY, Hugh (2004): La corte de los califas. — Crítica, Barcelona, 2008, pág. 71


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний 

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!