Лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в школе
Выпускная квалификационная работа на тему «Лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в школе»
Оригинальность 50% etxt
- СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки 11
1.1. Сказка – особый жанр устного народного творчества. Лингвистические сказки 11
1.2. Лингвометодические особенности орфографии 21
1.3. Мотивационный компонент в обучении орфографии 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки 31
2.1. Констатирующий эксперимент: цель, задачи, организация, результаты 31
2.2. Система работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложения 60
Лингвистические сказки и рассказы помогают в увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают процесс познания радостным и живым, облегчают работу над
грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями, будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление, позволяют включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала,
«В лингвистических сказках и рассказах, — пишет Е.Э. Грибанская,- учебный языковой материал подается в занимательной форме, что помогает учащимся его запомнить» [7, с. 5]. Использование лингвистической сказки на уроке любого типа, на любом его этапе (при объяснении нового материала, в ходе его закрепления, повторения и обобщения), во внеклассной работе, в процессе углубленного изучения русского языка задействует различные виды памяти: оперативную, проявляющуюся в ходе выполнения определенной деятельности; смысловую, основанную на установлении в запоминаемом материале смысловых связей; непроизвольную, нацеленную на запоминание без специальной установки; произвольную, основанную на запоминании со специальной установкой.
Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка помогает оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям орфографического правила.
Лингвистические сказки и рассказы, используемые на уроках русского языка и во внеурочное время, помогают повысить творческую активность детей, максимально опереться на их мыслительную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в учебном процессе, что является непременными условиями формирования интереса.
Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка» [31, с. 325].
Лингвистические сказки и рассказы могут быть поданы на уроке различными методами: посредством слова учителя, слова учителя с элементами беседы, слова учителя с последующим фронтальным опросом. Учитель может предложить готовый вариант сказки или рассказа, может изменить, отредактировать, дополнить этот вариант или сочинить свой текст. Полезным в плане развития речи является сочинение учащимися собственных лингвистических сказок или рассказов по аналогии, по данному зачину или концовке, по опорным словосочетаниям. Усиливает обучающий и воспитательный эффект использование ролевых игр, наглядности, технических средств обучения.
<………..>
Не нашли нужную работу? Смотрите Указатель учебных работ
№ 16710 Цена 990 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой? Разместите заявку!