Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    11.02.2024
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Леванидов Валерий Иванович

    ЛЕВАНИДОВ Валерий Иванович (1.04.1905, Рига  – 22.03.1983, Москва, СССР)- рус. сов. живописец.

    • Биография

    Валерий Иванович Леванидов родился в семье Ивана Николаевича Леванидова и его супруги Анны Моисеевны Леванидовой. Семья вскоре переехала в Гороховец, где и прошло детство художника. Получил основательное художественное образование. В Нижегородском художественно-промышленном техникуме учился у <…….>, во ВХУТЕИНе занимался у <…….>, оказавших на него, каждый по-своему, благотворное влияние [1].
    Живописная концепция художника сформировалась в 1930-е годы и уже первые самостоятельные работы Леванидова дают повод говорить о мастере со сложившейся творческой индивидуальностью. Правдивая передача натуры, <…….> —  на эти идейно-художественные принципы опирался Леванидов в своем искусстве. Валерий Иванович Леванидов тяготел к <…….>. Его привлекало искусство полутонов, поэтика красочных нюансов.
    Искусству Леванидова присущи особая <…….>. И еще – мудрое постижение разлитой в мире сокровенной красоты. Художнику было дано видеть необычность обычного: в самом простом –будь то деревенские сараи или несколько деревьев – он находит глубокие созвучия духовной жизни человека, миру наших чувств и настроений. Наиболее значительные достижения Леванидова связаны с пейзажным жанром: в нем <…….>.  Любимыми «героями» пейзажей Леванидова были деревья. В некоторых его работах они являются композиционно-смысловым ядром изображения.  Так, в «Пейзаже с деревом» (1934) <…….>, чистому небу. Живописный строй картины «Деревья, освещенные солнцем» (1935)  и аналогичных ей произведений отличается <…….>.
    Еще к одному пейзажному мотиву Леванидов возвращался постоянно – к изображению далей.
    В картинах «Гороховец. Даль» (1936) и «Голубая даль» (1936), а также в ряде акварелей воссоздание целостного впечатления предпочтено <…….>. Эти влекущие своей бесконечной глубиной пейзажные перспективы, спокойные состояния в природе, <…….> – все это призвано пробудить у зрителя «лирическое волнение» души.
    Интересной разновидностью далевого мотива в творчестве Леванидова были его многочисленные городские панорамы. От писания городских уголков он периодически обращался к широкозахватным пейзажным композициям. Таковы, например, его «Москва с Воробьевых гор» (1935), «Вечер. Ордынка» (1939).
    В ряде произведений 1930-х годов приемы тональной живописи совмещались с приемами <…….>. Поиски подобной ОБОСТРЕННОЙ  цветовой выразительности характерны для таких, например, работ, как «Гороховец. Осень» (1933), «Окраина. Измайлово» (1934), и некоторых других.  На пути к этой цели Леванидов <…….>. Выписывать до стереоскопической  наглядности ординарные мелочи вообще не было ему свойственно. Общее выражение для него было важнее, чем акцентированное внимание  к отдельным деталям. Обобщая впечатление, Леванидов придавал ему известную долю <…….>.
    В   акварелях 1930-х годов, художник демонстрирует <…….>.
    В ряде акварелей 1931 года Валерий Иванович Леванидов артистично расцвечивает чистыми мазками краски рисунок пером или кистью («Улица», «Крыши. Радуга», «Дали»). Употребляемый в них прием цветовых «обозначений» неба, зелени деревьев, крыш, различных предметов, при том, что пятна краски соседствуют с <…….>.
    Иногда акварель вводилась им в смешанную технику в качестве одного из компонентов, например, в работах «14-я годовщина Октября в Ленинграде» (1931), «Демонстрация» (1931) и других.
    Любил Леванидов и классическую акварельную технику, выявляя <…….>, как, например, в листах «Рыбацкий поселок» (1930), «На берегу» (1936) и многих других. (рис. «Рыбацкий поселок» (1930), «На берегу» (1936)).
    С первых шагов в искусстве Леванидов с увлечением работает в жанре портрета. Писал он главным образом близких и хорошо знакомых людей.   Лучшие портреты художника, как и пейзажи, свидетельствуют о <…….>. Одухотворенностью отмечен образ девушки в великолепном портрете «В красном платке» (1939). К числу бесспорных удач Леванидова-портретиста относится его «Автопортрет» (1939). С него на нас смотрит художник, наделенный ясно выраженной творческой активностью, сознанием ответственности за свое искусство.
    В 1939 году художник провёл персональную выставку в столице.
    Во время Великой Отечественной войны Валерий Леванидов был минером. Сохранилось лишь несколько этюдов этой поры – <…….>. К активной творческой работе художник приступил только после окончания войны. Пройдет довольно много времени, прежде чем художник обратится  к изображению увиденного и пережитого на переднем крае народной борьбы с фашизмом.
    В  послевоенные годы Валерий Иванович Леванидов развил  и обогатил свои ранние достижения. Поэтической страницей в его наследии воспринимается серия московских пейзажей – «Китай-город» (1947), «Василий Блаженный» (1947), «Туман» (1956), «Окружная железная дорога» (1956), «Заводской мотив» (1957), «Пейзаж с фабричной трубой»  (1958) и ряд других. Москва и прежде волновала творческое воображение Леванидова,  но отныне стала одной из сквозных, постоянных тем в его искусстве. Значительное место занимают <…….>. Данный мотив художник трактует как проникновенное переживание целого. Однако, его  личностно-интимное восприятие не противоречит выражению чувства современности.
    В живописи Леванидова 1950-х годов начинает просматриваться  тенденция, которая   закрепится в качестве основной в последнее десятилетие его творческой жизни. Это сведения цветовой сложности к декоративному обобщению.    Об этом красноречиво  говорят такие работы, как серия крымских этюдов 1965 и 1969 годов, а также картины «Берег Мсты» (1970), «Ночь в Валентиновке» (1970) и ряд других. Для них характерны <…….>. Об этом красноречиво  говорят такие работы, как серия крымских этюдов 1965 и 1969 годов, а также картины «Берег Мсты» (1970),  «Ночь в Валентиновке» (1970) и ряд других.
    И в 1970-е годы Валерий Иванович Леванидов создал   программные для этой новой стилистики произведения — тематическую картину с военным сюжетом. Его картины на военно-патриотические темы были искренней данью художника-фронтовика памяти о пережитом. В диптихе «Немцы под Москвой» (1972), в трагически экспрессивном «Кричащем» (1974) он стремился к тому, чтобы <…….>.
    В 1986 году в Москве прошла персональная выставка художника, более 16 государственных музеев страны выразили желание иметь в своих коллекциях работы Валерия Леванидова. На настоящий момент его работы находятся в коллекциях более чем 20 музеев России, в частных коллекциях за рубежом.


    № 201 Это сокращённая версия

    Нужна полная версия статьи? Цена 550 руб  Напишите заявку

    Купить полную версию статьи

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    Комментарии

    error: Content is protected !!