Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Ле Корбюзье

    ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (франц. Le Corbusier; настоящее имя и фамилия Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (франц. Charles-Edouard Jeanneret-Gris); 6.10.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария [1] — 27.08.1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция)- один из выдающихся мировых архитекторов и градостроителей, швейцарско-французский дизайнер, декоратор, скульптор и писатель;[71] зачинатель современной архитектуры. Родился в Швейцарии, а в 1930 году стал гражданином Франции. Его карьера длилась пять десятилетий и архитектурное наследие включает в себя большое количество спроектированных зданий в Европе, Японии, Индии, Северной и Южной Америке.
    Посвятивший себя обеспечению лучших условий жизни для жителей многолюдных городов, Ле Корбюзье был авторитетом в области городского планирования, а также был одним из основателей Congrès International d’Architecture Moderne (CIAM). Ле Корбюзье подготовил генеральный план для города Чандигарх в Индии и представил конкретные проекты для строительства нескольких зданий. 17 июля 2016 года семнадцать проектов Ле Корбюзье в семи странах были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как «Архитектурное наследие Ле Корбюзье» [2].

    Ле Корбюзье

    Шарль-Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фон (франц. La Chaux-de-Fonds, нем. Tschuderifung (уст.)), небольшом городе во франкоговорящем кантоне Невшатель[1] (франц. Neuchâtel, нем. Neuenburg — «новый за́мок»; в русских текстах встречается вариант Нёшатель) на северо-западе Швейцарии, в горах Юра, всего в 5 километрах (3,1 мили) от французской границы. Это был промышленный город, в котором занимались производством часов. (В 1920 году он взял псевдоним Ле Корбюзье). Его отец был ремесленником, который чинил коробки и часы, а мать давала уроки игры на фортепиано. Его старший брат Альберт был скрипачом-любителем.[3] Шарль-Эдуар посещал детский сад, в котором воспитание строилось на методах немецкого педагога Фридриха Фрёбеля.[4][5][6]
    Как и у его современников, амер. архитектора Фрэнка Ллойда Райта и немецкого архитектора-модернита Людвига Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье не имел формального академического архитектурного образования. Его увлекло изобразительное искусство, и в возрасте пятнадцати лет он поступил в муниципальную художественную школу в Ла-Шо-де-Фон, где преподавалось прикладное искусство, связанное с часовым искусством. Три года спустя он поступил на Высшие художественные курсы, основанные швейцарским художником Шарлем л’Эплатенье, который учился в Будапеште и Париже. Позже Ле Корбюзье писал, что Эплаттенье сделал его «человеком леса» и научил его рисовать с натуры.[3] Отец часто брал Шарля в горы вокруг города. Позже он писал: «Мы постоянно были на вершинах гор; мы привыкли к огромному горизонту».[7] Его педагогом по архитектуре в художественной школе был архитектор René Chapallaz, который оказал большое влияние на самые ранние проекты домов Ле Корбюзье. Однако позже он отметил, что именно выбрать архитектуру его заставил учитель рисования L’Eplattenier. «У меня был ужас архитектуры и архитекторов», — написал он. «… Мне было шестнадцать, я принял приговор и подчинился. Я перешёл в архитектуру».[8]

    I. Путешествия и первые дома (1905–1914). Ле Корбюзье начал заниматься самообразованием, посещая библиотеку, читая книги об архитектуре и философии и посещать музеи, делая наброски зданий и строя их макеты. В 1905 году Шарль-Эдуар и двое других учеников, под руководством своего наставника René Chapallaz, спроектировали и построили свой первый дом для гравёра Луи Фалле, «Villa Fallet», друга его учителя Charles L’Eplattenier, расположенный на лесном склоне холма недалеко от Шо-де-Фон. Это было большое шале в местном альпийском стиле с крутой крышей и тщательно выполненными цветными геометрическими узорами на фасаде. Успех этого дома привел к тому, что он построил в одном районе два одинаковых дома, Villas Jacquemet и Stotzer.[9]

    Ле Корбюзье
    Студенческий проект Ле Корбюзье, The Villa Fallet, шале в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария (1905)

    В сентябре 1907 года он совершил свою первую поездку за пределы Швейцарии, отправившись в Италию; той зимой, путешествуя через Будапешт в Вену, где он пробыл четыре месяца, встретился с австрийским художником Густавом Климтом и безуспешно пытался встретиться с австрийским архитектором Йозефом Хоффманом.[10] Во Флоренции он посетил Florence Charterhouse (ит. Certosa di Firenze or Certosa del Galluzzo) в Галлузо, который произвёл на него очень сильное впечатление. «Мне бы хотелось жить в одной из так называемых камер», — напишет он позже. «Это было решение для уникального жилья для рабочих, а точнее, для земного рая».[11] Он отправился в Париж и в течение четырнадцати месяцев, с 1908 по 1910 год, работал чертежником в офисе архитектора Огюста Перре, пионера использования железобетона в жилищном строительстве и автора архитектурного памятника ар-деко Театра Елисейских Полей (фр. Théâtre des Champs-Élysées). Два года спустя, с октября 1910 года по март 1911 года, он отправился в Германию и четыре месяца работал в офисе представителя Дюссельдорфской художественной школы Питера Беренса, где также работали и учились Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус.[12]
    В 1911 году он снова путешествовал в течение пяти месяцев; на этот раз он отправился на Балканы и посетил Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию, а также Помпеи и Рим, заполнив почти 80 альбомов с изображениями того, что он видел, включая множество набросков Парфенона, чьи формы он позже похвалит в своём труде по архитектуре (1923). Во многих своих книгах он говорил о том, что видел во время этой поездки. Это путешествие стало предметом его последней книги, «Le Voyage d’Orient».[12]
    В 1912 году он начал свой наиболее амбициозный проект; новый дом для своих родителей, также расположенный на лесном склоне холма возле Ла-Шо-де-Фон. Дом Jeanneret-Perret был больше по площади, чем другие и в более инновационном стиле; горизонтальные плоскости резко контрастировали с крутыми альпийскими склонами, а белые стены и отсутствие декораций резко контрастировали на склоне холма с другими постройками. Внутреннее пространство было организовано вокруг четырех столбов салона в центре, предсказывая открытые интерьеры, которые он создаст в своих более поздних зданиях. Проект стоил дороже, чем он предполагал; его родители были вынуждены покинуть дом в течение десяти лет и переехать в более скромный дом. Тем не менее, это привело к созданию комиссии по строительству еще более внушительной виллы в соседней деревне Ле-Локль (фр. Le Locle) для богатого производителя часов Georges Favre-Jacot. Ле Корбюзье спроектировал новый дом менее чем за месяц. Здание было тщательно спроектировано, чтобы оно гармонично вписалось в склон холма, а внутренняя планировка была просторной и для максимального освещения спроектирована вокруг двора, показывая тем самым значительный отход от традиционных принципов строительства. [13]

    II. Дом Домино и Дом Шваба (1914–1918). Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье преподавал в своей старой школе в Ла-Шо-де-Фон. Он сосредоточился на теоретических исследованиях в архитектуре с использованием современных методов.[14] В декабре 1914 года, вместе с инженером Максом Дюбуа, он начал серьезное исследование использования железобетона в качестве строительного материала. Сначала он обнаружил конкретную работу с Огюстом Перре в Париже, но теперь хотел использовать её по-новому.
    «Железобетон предоставил мне невероятные ресурсы, — писал он позже, — и разнообразие, и страстную пластичность, в которой мои конструкции сами по себе будут ритмом дворца и помпийским спокойствием».[15] Это привело его к его плану для Дома Домино (1914–15). Эта модель предложила план открытого пола, состоящий из трех бетонных плит, поддерживаемых шестью тонкими железобетонными колоннами, с лестницей, обеспечивающей доступ к каждому уровню на одной стороне плана этажа.[16] Первоначально система была спроектирована для создания большого количества временных жилых домов после Первой мировой войны, производя только плиты, колонны и лестницы, и жители могли строить наружные стены из материалов вокруг участка. В своей патентной заявке он описал это как «сопоставимую систему строительства в соответствии с бесконечным числом комбинаций планов. Это позволит, писал он, «построить разделительные перегородки в любой точке фасада или интерьера».

    Ле Корбюзье
    Шарль-Эдуар Жаннере, 1914–1515 гг., Дом Домино

    Согласно этой системе, структура дома не должна была появляться снаружи, но могла быть скрыта за стеклянной стеной, а интерьер мог быть устроен так, как любил архитектор.[17] После того, как это было запатентовано, Ле Корбюзье спроектировал много зданий согласно этой системе, которые все были белыми бетонными коробками. Хотя некоторые из них никогда и не были построены, они иллюстрировали его основные архитектурные идеи, которые будут доминировать в его работах в течение 1920-х годов. В своей книге 1927 года «Five Points of a New Architecture» Шарль усовершенствовал эту идею. Дизайн, который призывал к отделению конструкции от стен и свободе планов и фасадов, стал основой для большей части его архитектуры в течение следующих десяти лет.[18]
    В августе 1916 года Ле Корбюзье получил самое большое комиссионное вознаграждение за строительство виллы для швейцарского часового мастера Анатоля Шваба, для которого ранее он уже выполнил несколько небольших проектов реконструкции. Ему был предоставлен большой бюджет и свобода оформления не только дома, но и создания внутренней отделки и выбор мебели. Следуя заветам Огюста Перре, он построил конструкцию из железобетона и заполнил щели кирпичом. Центром дома является большая бетонная коробка с двумя полуколонными структурами с обеих сторон, которая отражает его идеи чистых геометрических форм. Центр здания занимал большой открытый зал с люстрой. «Вы можете видеть, — писал он Огюсту Перре в июле 1916 года, — что Огюст Перре оставил во мне больше, чем Питер Беренс».[19]
    Большие амбиции Ле Корбюзье столкнулись с идеями и бюджетом его клиента и привели к ожесточенным конфликтам. Шваб обратился в суд и лишил Ле Корбюзье доступа к постройке и праву претендовать на звание архитектора. Ле Корбюзье ответил: «Нравится тебе это или нет, мое присутствие вписано в каждый уголок твоего дома». Ле Корбюзье гордился этим домом и позднее воспроизводил его изображение в нескольких своих книгах.[20]

    III. Живопись, Кубизм, Пуризм и «L’Esprit Nouveau» (1918–1922). В 1917 году Ле Корбюзье окончательно переехал в Париж и начал свою собственную архитектурную практику со своим двоюродным братом, Пьером Жаннере (1896-1967). Это партнёрство будет продолжаться до самых 1950 — х годов, с перерывом в годы Второй мировой войны.[21]
    В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником-теоретиком посткубизма Амеде Озанфаном, в котором он признал родственный дух. Озанфан призвал его рисовать и оба начали период сотрудничества. Отвергнув кубизм как иррациональный и «романтичный», они совместно опубликовали свой манифест «Aprés le cubisme» и основали новое художественное движение — пуризм. Озанфан и Ле Корбюзье начали писать для нового журнала «L’Esprit nouveau (revue)» и с энергией и воображением продвигали свои архитектурные идеи.
    В первом выпуске журнала в 1920 году Шарль-Эдуар Жаннере-Гри принял в качестве псевдонима Ле Корбюзье (измененную форму имени деда по материнской линии, Lecorbésier), отражая его веру в то, что каждый может заново изобрести себя.[22][23] Принятие единого имени для идентификации себя было в моде художников во многих областях в эту эпоху, особенно в Париже.
    Между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье ничего не строил, сосредоточив свои усилия на теории и живописи пуризма. В 1922 году он и его двоюродный брат Пьер Жаннере в Париже по адресу: 35 rue de Sèvres открыли студию.[14] Его теоретические исследования вскоре перешли к нескольким различным моделям домов на одну семью. Среди них был Maison «Citrohan», игра слов от имени французского автопроизводителя «Citroën», чьи современные промышленные методы и материалы Ле Корбюзье пропагандировал в ходе строительства. Здесь Ле Корбюзье предложил трехэтажное здание с гостиной двойной высоты, спальнями на втором этаже и кухней на третьем этаже. Крыша будет занята солнечной террасой. Снаружи Ле Корбюзье установил лестницу, чтобы обеспечить доступ на второй этаж с уровня земли. Здесь, как и в других проектах этого периода, он также спроектировал фасады, включающие большие непрерывные ряды окон. В доме использовался прямоугольный план с наружными стенами, которые не были заполнены окнами, а оставлены белыми оштукатуренными пространствами. Ле Корбюзье и Жаннере оставили интерьер эстетичным запасом любой подвижной мебели из трубчатых металлических рам. Светильники обычно состояли из одиночных оголённых лампочек. Внутренние стены также были оставлены белыми.

    IV. «Vers une architecture» (1920–1923). В 1922 и 1923 годах Ле Корбюзье посвятил себя защите своих новых концепций архитектуры и городского планирования в серии полемических статей, опубликованных в «L’Esprit Nouveau». На Парижском салоне «d’Automne» в 1922 году он представил свой план создания Ville Contemporaine, модельного города для трёх миллионов человек, жители которого будут жить и работать в группе идентичных шестиэтажных высотных жилых домов, окруженных нижним зигзагом многоквартирных домов и большим парком. В 1923 году он собрал свои эссе в «L’Esprit Nouveau» и опубликовал свою первую и самую влиятельную книгу «Vers une architecture». Он представил свои идеи для будущего архитектуры в серии изречений, деклараций и наставлений. Книга начинается с фразы «Великая эпоха только началась. Там существует новый дух. Уже существует толпа произведений в новом духе, особенно в промышленном производстве. Архитектура задыхается в своем текущем использовании. «Стили» — это ложь. Стиль — это единство принципов, которые оживляют всю работу в определенный период и приводят к характерному духу … Наша эпоха каждый день определяет свой стиль. — Наши глаза, к сожалению, пока не знают, как его увидеть». В «Vers une architecture» мы встречаем его самое известное изречение: «Дом — это машина, в которой можно жить». Большинство из многих фотографий и рисунков в книге пришли из мира традиционной архитектуры; на обложке была изображена прогулочная палуба океанского лайнера, в то время как другие изображали гоночные автомобили, самолеты, фабрики и огромные бетонные и стальные арки ангаров дирижабля.[24]

    V. Павильон «L’Esprit Nouveau» (1925). Важной ранней работой Ле Корбюзье был павильон «Esprit Nouveau», построенный для «Парижской международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года», событие, которое впоследствии дало ар-деко своё название. Ле Корбюзье построил павильон в сотрудничестве с Амеде Озанфаном и его двоюродным братом Pierre Jeanneret. Ле Корбюзье и Озенфан порвали с кубизмом и в 1918 году сформировали движение пуризма, а в 1920 году основали свой журнал «L’Esprit Nouveau». В своём новом журнале Ле Корбюзье яро осудил декоративное искусство: «Декоративное искусство, в отличие от машинного феномена, является последним подёргиванием старых ручных режимов, умирающим». Чтобы проиллюстрировать свои идеи, он и Озенфан решили создать на экспозиции небольшой павильон, представляющий их идею будущей городской жилой единицы. Дом, писал он, «это клетка в теле города. Ячейка состоит из жизненно важных элементов, которые являются механикой дома … Декоративное искусство антистандаризационное. Наш павильон будет содержать только стандартные вещи, созданные промышленностью на фабриках и произведенные серийно, объекты по-настоящему современного стиля … поэтому мой павильон будет клеткой, извлечённой из огромного жилого дома».[25]
    Ле Корбюзье и его сотрудникам был предоставлен участок земли, расположенный за Гран-Пале в центре экспозиции. Участок был засажен деревьями, и участники выставки не могли рубить деревья, поэтому Ле Корбюзье построил свой павильон с деревом в центре, выходящим из дыры на крыше. Здание представляло собой совершенно белую коробку с внутренней террасой и квадратными стеклянными окнами. Интерьер был украшен несколькими кубистическими картинами и несколькими предметами массового производства, имеющейся в продаже мебелью, полностью отличающихся от дорогих, уникальных экспонатов в других павильонах. Главные организаторы экспозиции были в ярости и построили забор, чтобы частично спрятать павильон. Ле Корбюзье пришлось обратиться в Министерство изобразительных искусств, которое приказало забор демонтировать.
    Помимо мебели, в павильоне демонстрировалась модель его «Плана Войзина», его провокационный план по восстановлению значительной части центра Парижа. Он предложил разрушить бульдозером большую территорию к северу от Сены и заменить узкие улицы, памятники и дома гигантскими крестообразными шестиэтажными башнями, расположенными в ортогональной сетке улиц и парковыми зелеными насаждениями. Его схема со стороны французских политиков и промышленников была встречена критикой и презрением, хотя они сочувственно относились идеям тейлоризма и фордизма, которые лежали в основе его замыслов. План никогда серьезно не рассматривался, но он спровоцировал дискуссию о том, как бороться с переполненными бедным рабочим классов районами Парижа, и позже он увидел его частичную реализацию в жилищном строительстве, осуществлённом в пригороде Парижа в 1950-х и 1960-х годах.
    Многие критики высмеивали павильон, но Ле Корбюзье писал: «Прямо сейчас одно известно точно. 1925 год знаменует собой решающий поворотный момент в ссоре между старым и новым. После 1925 года любители антиквариата практически покончат с жизнью. Прогресс достигается с помощью экспериментов; Решение будет присуждено на поле битвы за «новое».[26]

    VI. «L’art décoratif d’aujourd’hui» (1925). В 1925 году Ле Корбюзье объединил серию статей о декоративном искусстве из «L’Esprit Nouveau» в книгу «L’art décoratif d’aujourd’hui» («Современное декоративное искусство»).[27][28] Книга была энергичной атакой на саму идею декоративного искусства. Её основной предпосылкой, повторяемой на протяжении всей книги, было: «Современное декоративное искусство не имеет украшения».[29] Он с энтузиазмом атаковал стили, представленные на выставке декоративного искусства 1925 года: «Желание украсить все вокруг — это ложный дух и отвратительное маленькое извращение … Религия красивых материалов находится в окончательной агонии смерти … Почти истерическое стремление в последние годы к этой квазиоргии декора является лишь последним спазмом смерти, уже предсказуемым».[30] Он процитировал книгу австрийского архитектора Адольфа Лооса 1912 года «Орнамент и преступность» и процитировал изречение Лооса: «Чем больше людей культивируют, тем больше декора исчезает». Он атаковал возрождение деко в классических стилях, которые он называл «модерн Луи Филиппа и Людовика XVI»; на выставке он решительно осудил «симфонию цвета» и назвал её «триумфом сборщиков цветов и материалов. Они чокнулись в цвете … они готовили рагу из изысканной кухни». Он осудил экзотические стили, представленные на экспозиции, основанные на искусстве Китая, Японии, Индии и Персии. «Сегодня требуется энергия, чтобы подтвердить наши западные стили». Он критиковал «драгоценные и бесполезные предметы, которые копились на полках» этого нового стиля. Он напал на «шелестящие шелка, мрамор, который крутится и поворачивается, алые хлысты, серебряные клинки Византии и Востока … Давайте покончим с этим!». [31]
    Ле Корбюзье спросил: «Почему бутылки, стулья, корзины и предметы называют декоративными?». «Они являются полезными предметами…. Декор не нужен. Необходимо искусство». Он декларировал, что в будущем индустрия декоративного искусства будет производить только «предметы, которые совершенно полезны, удобны и обладают настоящей роскошью, которая радует наш дух своей элегантностью, чистотой исполнения и эффективностью предоставляемых ими услуг. Совершенство и точное определение создают связь, достаточную для распознавания стиля». Он описал будущее украшений в следующих терминах: «Идеал — идти работать в превосходный офис современной фабрики, прямоугольной и хорошо освещенной, окрашенной в белый цвет Ripolin (крупный французский производитель красок); где будет царствовать здоровая деятельность и трудоемкий оптимизм». В заключение он повторил: «Современное украшение не имеет украшения».[31]
    Книга стала манифестом для тех, кто выступал против более традиционных стилей декоративного искусства; В 30-х годах, как предсказывал Ле Корбюзье, модернизированные версии мебели Луи-Филиппа и Людовика XVI и яркие обои из стилизованных роз были заменены более трезвым, более обтекаемым стилем. Постепенно модерн и функциональность, предложенные Ле Корбюзье, обогнали декоративный стиль. Сокращенные названия, которые Ле Корбюзье использовал в книге «1925 Expo: Arts Deco», были адаптированы в 1966 году историком искусства  Bevis Hillier (англ.) для каталога выставки о стиле, а в 1968 году — в качестве названия книги «Art Deco of the 20s and 30s». И после этого термин «ар-деко» обычно использовался в качестве названия стиля.[32]

    VII. См. Пять архитектурных точек Ле Корбюзье для виллы Савой (1923–1931)

    VIII. Конкурс Лиги Наций и Жилищный проект в Пессаке (1926–1930). Благодаря его страстным статьям в «L’Esprit Nouveau», его участию в Выставке декоративных искусств 1925 года и конференциях, в которых шла речь о новом духе архитектуры, Ле Корбюзье стал хорошо известным в архитектурном мире, хотя он строил резиденции только для богатых клиентов. В 1926 году он принял участие в конкурсе на строительство штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве с планом создания инновационного комплекса на берегу озера из модернистских белых бетонных офисных зданий и конференц-залов. В конкурсе принимали участие триста тридцать семь проектов. Оказалось, что проект Корбюзье был первым выбором архитектурного жюри, но после большого закулисного обсуждения жюри объявило, что не может выбрать единственного победителя, и его проект был включен в число пяти других лучших архитекторов-неоклассиков. Ле Корбюзье не был обескуражен; он представил общественности в статьях и лекциях свои собственные планы, чтобы показать возможность, которую упустила Лига Наций.[35]
    В 1927 году Ле Корбюзье получил возможность, которую он долго искал; промышленник из Бордо, Генри Фрюгес, страстный поклонник его идей о городском планировании, поручил ему построить комплекс жилья для рабочих, Quartiers Modernes Frugès, в Пессаке, недалеко от Бордо. Ле Корбюзье описал Пессак как «немного похожий на роман Бальзака», шанс создать целое сообщество для жизни и работы. Квартал Fruges стал его первой лабораторией для жилищного строительства; серия прямоугольных блоков, состоящих из модульных корпусов, расположенных в саду. Как и единица, представленная на выставке 1925 года, каждая единица жилья имела свою небольшую террасу. Все более ранние виллы, которые он построил, имели белые наружные стены, но для Пессака, по просьбе его клиентов, он добавил цвет; панели из коричневого, желтого и нефритового цветов, выбранные Ле Корбюзье. Первоначально планировалось построить около двухсот единиц, в конечном итоге, восемь зданий включали в себя от пятидесяти до семидесяти единиц жилья. Пессак стал моделью в небольшом масштабе для его более поздних и более крупных проектов Cité Radieuse.[36]

    IX. Основание CIAM (1928) и Афинской хартии. В 1928 году Ле Корбюзье сделал важный шаг на пути к созданию модернистской архитектуры в качестве доминирующего европейского стиля. Во время конкурса проектов здания Лиги Наций в 1927 году, Ле Корбюзье встречался со многими ведущими немецкими и австрийскими модернистами. В том же году немецкий Werkbund организовал архитектурную экспозицию в Вайсенхофе. Для строительства 21 дома были приглашены семнадцать ведущих европейских архитекторов-модернистов; лидерами стали Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1927 году Ле Корбюзье, Пьер Шаро и другие предложили основать международную конференцию, чтобы заложить основу для общего стиля. Первая встреча Международного Конгресса Современной Архитектуры (фр. Congrès International d’Architecture Moderne — CIAM) состоялась 26–28 июня 1928 года в замке на озере Леман в Швейцарии. Среди присутствовавших были Ле Корбюзье, Роберт Малле-Стивенс, Огюст Перре, Пьер Шаро и Тони Гарнье из Франции; Виктор Буржуа из Бельгии; Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, Эрнст Мэй и Мис Ван дер Роэ из Германии; Йозеф Франк из Австрии; Март Стам и Геррит Ритвельд из Нидерландов, а также Адольф Лоз из Чехословакии. Была приглашена и делегация архитекторов из СССР, но они не смогли получить визы. Позднее в состав CIAM вошли каталанский архитектор Жозеп Серт и Алвар Аалто (см.) из Финляндии. От США участников не было. Вторая встреча была организована в 1930 году в Брюсселе Виктором Буржуа на тему «Рациональные методы для групп жилья». Третье совещание на тему «Функциональный город» было запланировано в Москве в 1932 году, но в последний момент было отменено. Вместо этого делегаты провели встречу на круизном судне, курсирующем между Марселем и Афинами. На борту они вместе составили текст о том, как должны быть организованы современные города. Текст, получивший название «Афинской хартии», после значительного редактирования Ле Корбюзье и другими, был наконец опубликован в 1943 году и стал авторитетным материалом для градостроителей 1950-х и 1960-х годов. Группа встретилась еще раз в Париже в 1937 году, чтобы обсудить вопрос о государственном жилье и намечалось встретиться в Соединенных Штатах в 1939 году, но эта встреча была отменена из-за войны. Наследие CIAM было примерным общим стилем и доктриной, которая помогла определить современную архитектуру в Европе и Соединенных Штатах после Второй мировой войны.[37]

    X. См. Ле Корбюзье в СССР (1928–1934)

    XI. Университет Cité, Immeuble Clarté и Cité de Refuge (1928–1933). Между 1928 и 1934 годами, когда репутация Ле Корбюзье росла, он получал комиссионные на строительство самых разнообразных зданий. В 1928 году он получил заказ от советского правительства на строительство штаб-квартиры Центросоюза, большого офисного здания, стеклянные стены которого чередовались с каменными плитами. Он построил Villa de Madrot в Ле-Праде (1929–1931) и парижские апартаменты для Charles de Bestigui на крыше существующего здания на Елисейских полях 1929–1932 гг. (позже здание было снесено). В 1929–1930 годах он построил на левом берегу Сены на Аустерлицком мосту плавучий приют для бездомных для Армии спасения. Между 1929 и 1933 годами он построил на улице Cantagrel в 13 округе Парижа для Армии Спасения более крупный и амбициозный проект, Cité de Refuge. Он также построил швейцарский павильон в Университете Сите в Париже с 46 квартирами для студентов (1929–33). Для этого павильона он лично разработал эскизы мебели, чтобы она сочеталась с замыслом здания; Главный салон был украшен монтажом черно-белых фотографий окружающей природы. В 1948 году он заменил это авторской собственноручной красочной росписью. В Женеве Ле Корбюзье построил жилой дом Immeuble Clarté, состоящий из 45 квартир со стеклянными стенами. Между 1931 и 1945 годами он построил жилой дом по адресу 4 rue Nungesser-et-Coli в 16-м округе Парижа с пятнадцатью квартирами, включая квартиру и студию на 6-м и 7-м этажах для себя лично с видом на Булонский лес.[47] Его квартира и студия сегодня принадлежат Фонду Ле Корбюзье и открыты для посещения.

    XII. Ville Contemporaine, план Voisin и Cité Radieuse (1922–1939). Поскольку Великая депрессия всё более и более охватывала Европу, Ле Корбюзье значительную часть своего времени стал уделять идеям городского дизайна и планируемых городов. Он полагал, что его новые, современные архитектурные формы обеспечат организационное решение, которое повысит качество жизни рабочего класса. В 1922 году на Осеннем салоне в Париже он представил свою модель Ville Contemporaine, города с тремя миллионами жителей. Его план включал высокие офисные башни с окруженными жилыми кварталами в парке. Он сообщил, что «анализ ведёт к таким измерениям, к таким новым масштабам и к такому созданию городского организма, настолько отличающегося от существующих, что ум вряд ли может его себе представить».[48] Ville Contemporaine, представляющий воображаемый город в воображаемом месте, не привлёк того внимания, на которое рассчитывал Ле Корбюзье. Что касается его следующего предложения, плана Voisin (1925), он выбрал гораздо более провокационный подход; он предложил снести большую часть центральной части Парижа и заменить ее группой из шестидесятиэтажных крестообразных офисных башен, окруженных парковой зоной. Как и ожидалось, эта идея потрясла большинство зрителей. План включал многоуровневый транспортный узел со складами для автобусов и поездов, а также шоссейные перекрестки и аэропорт. У Ле Корбюзье было причудливое представление о том, что коммерческие авиалайнеры будут приземляться между огромными небоскребами. Он отделил пешеходные маршруты от дорог и создал сложную дорожную сеть. Группы малоэтажных зигзагообразных многоквартирных домов отходили от улицы и перемежались среди офисных башен. Ле Корбюзье писал: «Центр Парижа, в настоящее время находящийся под угрозой смерти, под угрозой исхода, на самом деле является алмазным рудником … Оставить центр Парижа на произвол судьбы — значит покинуть его перед лицом врага».[49]
    Без сомнения, Ле Корбюзье ожидал, что никто не поспешит реализовать план Voisin, но он продолжал работать над вариантами идеи и вербовкой последователей. В 1929 году он отправился в Бразилию, где проводил конференции по своим архитектурным идеям. Он вернулся с рисунками своего видения Рио-де-Жанейро; он набросал серпантинные многоэтажные жилые дома на пилонах, как жилые шоссе, вьющиеся через Рио-Жанейро.
    В 1931 году он разработал дальновидный план для другого города, Алжира, являющегося в то время частью Франции. Этот план, как и его план Рио-Жанейро, предусматривал строительство надземного бетонного виадука с жилыми единицами, которые будут проходить от одного конца города к другому. Этот план, в отличие от его раннего плана Voisin, был более консервативным, поскольку не требовал разрушения старого Алжира; жилые дома появятся на вершине старого города. Этот план, как и его парижские планы, вызвал дискуссию, но так и не приблизился к реализации.
    В 1935 году Ле Корбюзье совершил свой первый визит в Соединенные Штаты. Американские журналисты спросили его, что он думает о небоскребах Нью-Йорка; с оттенком юмора он ответил, что нашёл их «слишком маленькими».[50] Он написал книгу о своём путешествии в США, «Quand les Cathédrales etait blanc- voyages au pays des timides» («Когда Соборы были белыми; путешествие с Страну робких»), название которой выражало его мнение о недостаточной смелости американской архитектуры.[51]
    В конце 30-х годов он много писал, но мало строил. Названия его книг выражали общую актуальность и оптимизм его сообщений: «Cannons? Munitions? No thank you, Lodging please!» (1938) и «The lyricism of modern times and urbanism» (1939).
    В 1928 году министр труда Франции Луи Лошер пролоббировал принятие французского закона о государственном жилье, предусматривающего в течение пяти лет строительство 260 000 новых единиц жилья. Ле Корбюзье немедленно начал проектировать новый тип подходящего для проекта модульного корпуса, который он назвал «Maison Loucheur». Эти блоки имели размер сорок пять квадратных метров (480 квадратных футов), изготовленные с металлическими рамами, и предназначались для массового производства, а затем транспортировались на площадку, где их вставляли в каркасы из стали и камня; чтобы заручиться поддержкой местных строительных подрядчиков, Правительство настаивало на каменных стенах. Стандартизация многоквартирных домов была сущностью того, что Ле Корбюзье назвал «Ville Radieuse» или «сияющий город» в новой книге, опубликованной в 1935 году. «Сияющий город» был похож на его более ранние «Современный город» и «План Voisin» с той лишь разницей, что место жительства будет определяться размером семьи, а не доходом и социальным положением. В своей книге 1935 года он развил свои идеи для нового типа города, где действует принцип, при котором тяжелая промышленность, производство, жилье и торговля будут четко разделены на собственные кварталы, тщательно спланированные и спроектированные. Однако, прежде чем какие-либо подразделения были построены, вмешалась Вторая мировая война.

    XIII. См. «Unité d’Habitation» в Марселе (1939–1952)
    XIV. Послевоенные проекты, штаб-квартира ООН (1947–1952). В период с 1948 по 1952 годы Ле Корбюзье создал еще одно почти идентичное жилье в Резе-ле-Нант в департаменте Атлантическая Луара и в последующие годы ещё три: в Берлине, Бри-ан-Форе и Фирмини; и он спроектировал фабрику для компании Клода и Дюваль в Saint-Dié в Вогезы.
    В начале 1947 года Ле Корбюзье представил проект штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, который должен был быть построен в Нью-Йорке рядом с Ист-Ривер. Вместо конкурса дизайн должен был быть выбран Советом дизайнеров-консультантов, состоящим из ведущих международных архитекторов, назначенных правительствами стран-членов, включая Николая Басова из Советского Союза, Оскара Нимейера из Бразилии, Ле Корбюзье из Франции, Говарда Робертсона из Великобритании и других. Председателем комитета был американский архитектор Уолласа Киркмана Харрисона, который также был архитектором для семьи Рокфеллеров, которая пожертвовала место для строительства здания.
    Ле Корбюзье представил свой план для Секретариата, названный Планом № 23 из 58 представленных. По плану Ле Корбюзье офисы, залы заседаний и зал Генеральной Ассамблеи находились в одном квартале в центре площадки. Он активно лоббировал свой проект и попросил молодого бразильского архитектора Нимейера поддержать его. Нимейер, чтобы помочь Ле Корбюзье, отказался представить свой собственный дизайн здания и даже не присутствовал на заседании Секретариата. Харрисону пришлось лично вмешаться в ситуацию и принудить бразильца посетить заседание. Нимейер представил свой план, План № 32, с офисным зданием, советами и Генеральной Ассамблеей, расположенными в отдельных зданиях. После долгих обсуждений Комитет выбрал план Нимейера, но в окончательном проекте предложил сотрудничать с Ле Корбюзье. Ле Корбюзье призвал Нимейера расположить зал Генеральной Ассамблеи в центре площадки, хотя это исключило бы план Нимейера иметь большую площадь в центре. Нимейер согласился с предложением Ле Корбюзье, и штаб-квартира была построена с небольшими изменениями, согласно их совместному плану.[57]

    XV. См. Религиозная архитектура (1950–1963)

    XVI. См. Чандигарх (1951–1956) 

    XVII. Поздняя жизнь и работа (1955–1965). 1950-е и 1960-е годы были трудным периодом в личной жизни Ле Корбюзье; в 1957 году умерла его жена Ивонн, а его мать, с которой он был тесно связан, умерла в 1960 году. Но он продолжал оставаться деятельным в самых разных областях; в 1955 году он опубликовал «Poéme de l’angle droits», портфолио литографий, вышедшее в том же сборнике, что и книга «Jazz» Анри Матисса (см.).  В 1958 он сотрудничает с композитором Эдгаром Варезе в работе под названием «Le Poème électronique», шоу звука и цвета, для павильона «Philips» на Международной выставке в Брюсселе. В 1960 он опубликовал свою новую книгу «L’Atelier de la recherché patiente», которая вышла одновременно на четырёх языках. Он получил заслуженное признание за его новаторскую работу в модернистской архитектуре; В 1959 году была начата успешная международная компания по присвоению его вилле Савой статуса исторического памятника с целью защиты здания от сноса; такого рода прецедент случился впервые в истории при живом архитекторе. В 1962 году, в том же году, когда состоялось открытие Дворца собрания в Чандигархе, в Национальном музее современного искусства в Париже была проведена первая ретроспективная выставка его работ.  В 1964 году, на церемонии в его архитектурном ателье на улице rue de Sèvres, он был награждён Большим крестом Почётного легиона министром культуры Франции Андре Мальро.[67]

    Ле Корбюзье
    Центр Ле Корбюзье в Цюрихе (1962-1967)

    Его более поздние архитектурные работы были чрезвычайно разнообразны и часто основывались на более ранних проектах. В 1952–1958 годах он спроектировал серию крошечных домиков для отдыха размером 2,26 на 2,26 на 2,6 метра на участке рядом со Средиземным морем в Рокбрюн-Кап-Мартен. Один подобный домик он построил и для себя, но остальная часть проекта так и не была реализована до самой его смерти. В 1953–1957 годах для парижского ун-та он спроектировал жилой дом для бразильских студентов. Между 1954 и 1959 годами он построил «Национальный музей западного искусства» в Токио. Его другие проекты включали культурный центр и стадион для города Фирмины, где он построил свой первый проект жилья (1955–1958); и стадион в Багдаде, Ирак (сильно изменившийся с момента строительства). Также сконструировал три новых блочных дома Unités d’Habitation, построенных по образцу оригинала в Марселе, первый в Берлине (1956–1958), второй в Briey-en-Forêt в департаменте Meurthe-et-Moselle; а третий (1959–1967) в Фирмини. В 1960–1963 он построил своё единственное здание в США; «Carpenter Center for the Visual Arts» в Кембридже, штат Массачусетс.[67]
    После 1950 года он увлекся коллажами. Его нарисованная работа «Открытая ладонь», выполненная в ноябре 1948 года, сочетает в себе технику склеивания бумаги и гуашь. В настоящее время она хранится в Музее изобразительных искусств Бона.[73] В мастерской Жана Мартина с 1953 года он гравировал эмали на листовой стали. Чтобы объяснить это гигантское количество его рисунков, акварелей и полотен, достаточно знать его график. Ле Корбюзье признает, что после сна, с 8  утра до 13  часов- это свободное время для создания рисунков. Послеобеденное время предназначено для архитектуры и урбанизма. Вечером он может погрузиться в подготовку докладов или планирование путешествий. После смерти супруги, архитектор проводит день и вечер в своем тихом высоком доме на улице Нунгесер 24 и Коли, читает Улисса и рисует до наступления темноты.
    На момент его смерти в 1965 году несколько проектов были на чертежных досках; церковь Сен-Пьер в Фирмини, окончательно завершенная в измененном виде в 2006 году; Дворец конгрессов для Страсбурга (1962–65) и больница в Венеции (1961–1965), которые так и не были построены. В 1962–1967 годах Ле Корбюзье разработал художественную галерею на берегу озера в Цюрихе для владельца галереи Хейди Вебер. Сейчас она называется «Центром Ле Корбюзье»- это одна из его последних законченных работ.[68]

    XVIII. Смерть. Фонд Ле Корбюзье. В интервью, которое он дал в своем доме на окраине Парижа и Булонь-Бийанкур, в своем доме-студии «Immeuble Molitor», за два месяца до своей смерти, Ле Корбюзье вспомнил о своем решении взять псевдоним: «если мы собираемся поговорить об архитектуре, а я хочу это делать, но я не хочу это делать под именем Jeanneret. Я сказал: «Я возьму имя … великого … предка матери Ле Корбюзье, и я подпишу свои архитектурные статьи Ле Корбюзье».[72]
    По совету своего врача 27 августа 1965 года Ле Корбюзье отправился купаться на Средиземное море в Рокбрюн-Кап-Мартен. В 11 часов утра его тело было найдено купальщиками. Предполагалось, что он перенес сердечный приступ. Его похороны состоялись во дворе Лувра 1 сентября 1965 года под руководством писателя и мыслителя Андре Мальро,  который в то время был министром культуры Франции. На церемонии поминовения он сказал: «У Ле Корбюзье было несколько великих соперников, но ни один из них не имел такого же значения в революции архитектуры, потому что никто не терпел оскорблений так терпеливо и так долго».[69] Ле Корбюзье был похоронен вместе со своей женой в могиле, которую он заранее выбрал в Рокбрюн-Кап-Мартен.
    Смерть Ле Корбюзье оказала сильное влияние на культурный и политический мир. Соболезнования приходили со всего мира, даже от некоторых из самых авторитетных художественных критиков Ле Корбюзье. В знак признания заслуг архитектора художник Сальвадор Дали прислал венок. От имени Советского Союза было сказано, что «Современная архитектура потеряла своего величайшего мастера». Президент США Линдон Б. Джонсон заявил: «Его влияние было универсальным, и его работы наделены постоянным качеством, которым обладают очень немногие художники в нашей истории».
    Фонд Ле Корбюзье является частным фондом и архивом, основанном в 1968 году, в котором хранятся и экспонируются работы Ле Корбюзье. Находится под управлением музея Maison La Roche, расположенного в 16-м округе по адресу 8–10, площадь дю Бланш, Париж, Франция, который открыт ежедневно, кроме воскресенья.
    Maison La Roche и Maison Jeanneret (1923–24), также известные как дом La Roche-Jeanneret, представляют собой пару двухквартирных домов, которые были третьей комиссией Ле Корбюзье в Париже. Они расположены под прямым углом друг к другу, с железными, бетонными и пустыми белыми фасадами, образующими изогнутое двухэтажное пространство галереи. Maison La Roche теперь является музеем, в котором хранится около 8000 оригинальных рисунков, исследований и планов Ле Корбюзье (в сотрудничестве с Пьером Жаннере с 1922 по 1940 год), а также около 450 его картин, около 30 эмалей, около 200 других работ на бумаге и значительная коллекция письменных и фото архивов. Это крупнейшая в мире коллекция рисунков, исследований и планов Ле Корбюзье.[70]
    Ле Корбюзье изображён на банкноте 10  швейцарских франков, введенной в обращение 8 апреля 1997 г., где он представлен в больших очках в чёрной оправе, которые он обычно носил. В 1988 году его именем названа площадь в Париже. 17 июля 2016 года на 33 сессии ЮНЕСКО семнадцать проектов Ле Корбюзье в семи странах были включены в список объектов Всемирного наследия. 

    XIX. Цитаты Ле Корбюзье:[74]
    «Чтобы дерзать нужно желать творить»
    «Дом — это живая машина и храм семьи»
    «Архитектура запечатывает союз человека и природы (космоса) с помощью геометрии, регулируемой законами мироздания»
    «Архитектура — это фундаментальная человеческая эманация, где каждая работа, выполненная в человеческом масштабе, является связующим звеном в традиции, состоящей из цепочки всех последовательных революционных связей прошлого»
    «Величие не в измерении, а в намерении»
    «Архитектура открывается при ходьбе»
    «Внимание к деталям требует времени и большого количества серого вещества: это медленная архитектура»

    XX. См. Сочинения Ле Корбюзье

    См. Внешние ссылки на данную статью

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна!

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    error: Content is protected !!