Формирование самооценки и самосознания у детей дошкольного возраста
Формирование самооценки и самосознания у детей дошкольного возраста
- Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования 5
1.1. Анализ понятий «самооценка» и «самосознание» в научной литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию самооценки дошкольников 20
2.1. Организация исследования по выявлению самооценки у дошкольников 20
2.2. Содержание работы по развитию адекватной самооценки дошкольников 23
2.3. Анализ результатов исследования по выявлению самооценки у дошкольников 28
Заключение 31
Список литературы 32
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.
Проблема самоотношения активно исследуется в психологической науке. Под самоотношением, согласно словарю конфликтолога, понимают проявление специфики отношения личности к собственному «Я»[1].
А. Ф. Лазурский , давая определение самоотношению, в первую очередь под ним понимает интерес личности к определённой стороне жизни, другому человеку, самому себе. При этом в отношении к себе выделяются две составляющих: отношение к своей личности и отношение к своей физической и психической жизни.
В самоотношении исследователь выделял следующие аспекты:
1. Наличие или отсутствие самоинтереса. При недостаточной сформированности интереса человек теряет свою индивидуальность, становится конформным. Напротив, при выраженном самоинтересе присутствует стремление сохранить целостность и своеобразие своей личности.
2. Степень сознательности в самоотношении выражается в переживания, действиях, стремлениях. Ощущать силу своего «Я» человек может инстинктивно или осознанно. Осознанное управление способствует проникновению в сложный мир своей личности.
3. Широта или узость в отношении личности выражается в стремлении человека расширить сферу своей жизнедеятельности или остановиться на одной её стороне[1].
По мнению И. С. Кона самоотношение выражается через установки, включающие в себя познавательный, эмоционально-аффективный и оценочно-волевой компоненты. Познавательный элемент выражается в представлениях о своих качествах и сущности, эмоционально-аффективный – в самолюбии, оценочно-волевой – в самооценке и соответствующем отношении к собственной личности.
В структуре самооценки выделяется ряд компонентов: оценка своих способностей, оценка социального положения, успеха, внешности, морального облика и пр.[9].
<………..>
Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!
Рекомендуем: Большая энциклопедия знаний. Аналог Википедии!
№ 4599 Цена 600 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку