Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    19.06.2018
    Биржа копирайтинга Комментариев нет

    Формирование представлений об окружающем мире у учащихся

    Формирование представлений об окружающем мире у учащихся младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности

    Оригинальность 40% антиплагиат ру

    Содержание:

    Введение ………………………………………………………………………..3
    Глава 1. Теоретические аспекты вопроса формирования представлений об окружающем мире младших умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………….. 6

    1.1. Особенности сформированности представлений об окружающем мире у младших умственно отсталых школьников…………………………. 6
    1.2. Внеурочная деятельность в структуре педагогического процесса специальной (коррекционной) школы……………………………………………………………………………12
    1.3. Пути коррекции представлений об окружающем мире у умственно отсталых младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………18

    Глава 2. Экспериментальное изучение формирования представлений об окружающем мире младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности…………………………………………………… 29

    2.1. Изучение особенностей представлений об окружающем мире у младших школьников с умственной отсталостью (констатирующий эксперимент)…………..29
    2.2. Анализ результатов работы по формированию представлений об окружающем мире во внеурочной деятельности (контрольный эксперимент) …………………………………………………………………39
    2.3. Анализ результатов работы по формированию представлений об окружающем мире во внеурочной деятельности (контрольный эксперимент). ………………………………………………………………….40
    Заключение…………………………………………………………………… 41
    Список литературы………………………………………………………….. 42
    Приложения………………………………………………………………….. 45

    Формирование представлений об окружающем мире у учащихся

    В начале школьного обучения дети с умственной отсталостью не приобретают всех знаний, навыков и умении, которыми самостоятельно _ овладевают школьники с нормальным развитием. У данного контингента детей недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения [25].
    Дети с умственной отсталость плохо ориентируются в материале явлений окружающего нас мира и природы, которые им не раз приходилось наблюдать в своей повседневнои жизни. Они зачастую  не могут правильно рассказать о составе своей семьи, о трудовой деятельности родителей. Также, дети не в силах ответить на вопросы, касающиеся их самих. Например, назвать свой возраст, день рождения, сообщить свой адрес и т. п. Они значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники, ориентируются в назначении, названии, расположении общественных и бытовых предприятий, находящихся около их дома. В своих ответах многие дети с умственной отсталостью психического развития используют неверные и неточные словесные обозначения (например, там, тут, далеко, около и т. п.) [25]. Сравнивая детей в нормальном развитии и с умственной отсталостью, можно обнаружить их несоответствие при  анализе их представлений о явлениях природы.  Младшие школьники с умственной отсталостью, как правило, смешивают понятия время года и месяц, не умеют рассказывать об отличительных признаках времен года [16].
    Рассматривая картины с иллюстрациями разных времён года, дети с умственной отсталостью почти безошибочно определяют зиму и лето, но при это опираются лишь на два, три отличительных признака. В то же время ученики с нормальным развитием различают пять – семь признаков, характеризующих состояние животных, деревьев, погоду, одежду людей зимой и летом.
    Дети с умственной отсталостью часто путают осень и весну, потому что конкретные сезоны имеют ряд сходных явлений, таких как: дождь и туманы; цунами и смерч и т.п. Им легче разграничивать такие явления, как противоположного характера, как: холод и жара; замирание природы и её бурый рассвет и т.д.
    Различия между нормально развивающимися детьми и детьми имеющими умственную отсталость, наблюдается большое количество ошибочных ответов при назывании изображений отдельных предметов, что касается только определенных групп, это птицы, цветы, деревья, рыбы, грибы, насекомые. Не зная наименования предмета, дети зачастую дают его фрагментарное описание. Например, перечисляя известных ему насекомых, ребёнок говорит: «Ещё такая, тоже летает… и крылышки тоненькие… вот так и ещё так (показывает форму крыльев). Я её знаю, только забыл, как называется». Увидев описанную,но не названную им стрекозу на картинке, этот ученик поясняет:     «Это бабочка, только немножко другая. Её как-то по-другому называют. . или так. . не знаю». На данном примере можно увидеть плохо развивающуюся высшую психическую функцию как память.
    Наблюдается и обратное явление, когда ребёнок с умственной отсталостью называет кита, лося, моржа, но не сопоставляет их с изображениями на картинках.
    Стоит отметить, что даже правильно называя зверей и птиц, дети с умственной отсталостью не могут рассказать о тех признаках, опираясь на которые они их узнали на изображении. Не имея точных представлений о существенных признаках предметов, они часто расширяют значение слов, например, цветком под названием ««Мак» ребёнок может назвать и розу, и ромашку, и георгин, и астру.
    Также, дети не смогут отличить картинку, на которой изображено животное, от того же животного, которого узреют в реальном окружающем мире. Поэтому, чтобы ребёнок запомнил и смог дать правильное название любого животного, когда увидит в в жизни, главная задача педагога, показать натуральные изображения животных, полностью передающие его суть.
    С первого класса дети встречаются с заданиями, когда нужно описать отдельные предметы или рассказать о каком-то событии, явлении или последовательности событий. Чтобы составить полный, последовательный рассказ, ребёнок должен отчётливо представлять себе объект, его существенные свойства. Такие задания вызывают большие трудности у детей с умственной отсталостью.
    При самостоятельном описании объекта дети с умственной отсталостью осуществляют анализ, в основном, в трёх направлениях: называют цвет, размер отдельных деталей и дают эмоциональную оценку. В некоторых случаях дети указывают один-два оценочных признака, а затем перечисляют части анализируемого объекта. Например, дается такое описание игрушечного клоуна: «Это клоун. На голове Петрушка (имеется в виду высокий конусообразный колпак). Руки… Головка… Ноги. Туловище». Если же ребёнок называет признаки отдельных частей объекта, то ссылка на них часто повторяется: «Рубашка красивая. Штанишки красивые. Ботинки красивые» или «Ботинки большие, рот большой, нос большой». С помощью побуждающих вопросов учителя – дефектолога, дети в состоянии вычленить большее количество признаков объекта.
    Многие младшие школьники с умственной отсталостью, не дифференцируют основные и промежуточные цвета. Так, они смешивают оранжевый цвет с красным или жёлтым, фиолетовый с синим и коричневым, коричневый с серым, розовый с голубым и др.
    Также, дети не могут определить форму предмета, его величину, материал, из которого он сделан. Они затрудняются дать сравнительную характеристику величин двух предметов даже в том случае, когда правильно указывают размер каждого предмета в отдельности.
    При сравнении двух объектов дети, как правило, рассказывают только об одном из сравниваемых предметов, выделяя яркие или хорошо знакомые его признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Установление сходных и отличительных признаков сравниваемых предметов или явлений вызывает большие трудности у учащихся даже после тщательного анализа каждого из них. Назвав отличительные признаки изучаемых объектов, дети зачастую не могут рассказать, в чём их сходство, и наоборот, определив у сравниваемых объектов общие признаки, не видят их различий.
    Распространенная ошибка, характерная для детей с умственной отсталостью, – перенесение признака, принадлежащего части объекта, на весь объект, что свидетельствует о несформированности операции анализа.
    Незнание, как выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении детьми с умственной отсталостью элементарных общих понятий. Так, предметы мебели они называют словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Даже знание обобщающего слова ещё не достаточно для его правильного использования. Например, такие обобщающие слова посуда, мебель неверно оперируются детьми, они называют словом «мебель»- посуду, интерьер комнаты, отдельные части комнаты, стены, картины, электрическую бытовую технику.
    Для детей с умственной отсталостью характерна определенная неравномерность (толчкообразность) деятельности. Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют 3- 4 предмета, затем следует длительная пауза, после которой правильно называются еще 2-3 предмета или перечисляются предметы, не относящиеся к указанному родовому понятию. Перечень насекомых, например, у этих учащихся носил такой характер: «Бабочка, жук, муха… больше не знаю … еще как это … стри … стрисогузка… ещё такие … в лесу видел … не помню». [14].
    Обычно в ходе перечисления данная категория детей несколько раз повторяют название одного и того же предмета. Подобных явлений у нормально развивающихся детей этого же возраста не наблюдается. Они более сосредоточенно и целенаправленно вспоминают известные им предметы и достигают большей продуктивности в выполнении заданий. Следует отметить, что у учащихся с умственной отсталостью продолжают долго сохраняться конкурентные отношения между разными видами деятельности, вследствие чего им трудно строить свое высказывание или отвечать на вопросы взрослого в процессе предметно­ – практической или игровой деятельности. Что касается уровня речевого развития детей с умственной отсталостью, то их высказывания в основном состоят из простых предложений. Однако есть дети, которые, испытывая потребность в использовании сложных конструкций, выделяют второе предложение интонационно. Следует отметить, что независимо от 10 используемой учителем формы обращения свой ответ они начинают со слов «потому что». [24].

    <………..>


    Биржа копирайтинга– огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

    Рекомендуем: Большая энциклопедия знаний. Аналог Википедии!

    № 9799 Хотите получить эту работу? Напишите заявку на newfreelance24@gmail.com

    Комментарии закрыты