Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    30.11.2022
    Разное Комментариев нет

    Философия права (раздел философии)

    ФИЛОСОФИЯ ПРАВА (или правовая философия) — раздел философии и юриспруденции, занимающийся исследованием смысла права, его сущности и понятия.
    Философия и право как формы выражения общественного сознания выполняют важные, тесно взаимосвязанные функции в понимании  социального бытия.
    Осмыслением права с точки зрения философии занимается специальная научная и учебная дисциплина — философия права. Она имеет свой обособленный предмет исследования и понятийно-категориальный аппарат. Философия права — это наука, которая имеет обильную историю от работ Платона и Аристотеля до концепции гуманитарного  образования  современного научного подхода. Однако дискуссия о том, что  такое философия права позволяет говорить о философской-правовом «буме».
    На современном этапе понятие «философия права» имеет несколько значений и трактуется с разных сторон. Во-первых, философия права понимается как раздел социальной философии, предметом которой выступает феномен права. Данный подход требует, чтобы право рассматривалось  только в контексте отличия от морали, религии, политики и т.д., тогда право может быть понятно и реализовано в практике. Подход к праву как к фрагменту социальной реальности, не позволяет всесторонне  и  достаточно  полно выявить его сущность.
    Согласно другому пониманию, философия права является частью общей теории права и сконцентрирована исключительно на решении проблем методологии. Таков подход Д.А. Керимова, который подчеркивает:
    «Философия права, будучи одним из основных направлений общей теории права, разрабатывает основополагающие  проблемы  диалектики,  гносеологии и логики правового бытия, обслуживающие как саму общую теорию права, так  и весь комплекс отраслевых юридических наук» (Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т.2. Философия права. М., 2002. С 31.). Данный подход имеет некоторые минусы: он предусматривает только количественное различие между философией права и другими юридическими науками  а  также оставляет без внимания ту часть философской методики, которая не имеет научного обоснования.
    Философия права отражает мировоззренческие основания  права  в  форме совокупности программных установок определенной  правовой  системы. С данной точки зрения философия занимает главное место  в правовой концепции так как позволяет формировать правовую культуру в обществе и правовое сознание.
    На наш взгляд более подходящим является подход, когда философия права трактуется как философствование правового субъекта, а именно как отражение феномена права посредством правосознания, правовой культуры.
    Важно отметить, что уровень развитости философии права и ее место в системе наук зависит от общего уровня философии и юриспруденции в обществе.
    Философия права обладает таким же предметом изучения, как и прочие юридические науки, им является право со множеством подходов к его изучению. Именно по этой причине философию права можно назвать особой юридической наукой. Теория государства  и  права  является мировоззренческой программой настоящего права, а философия права в свою очередь показывает право с точки зрения понимания окружающего мира и сущности феномена человеческой жизни.
    Лишь философия может быть связующим звеном между методологией и общенаучной методологией, которая лежит в фундаменте правовой теории.
    Если утверждать, что предметом философии права является само право, то это будет слишком поверхностным суждением.
    Георг Гегель считал, что предметом философии права является идея права, которая в процессе своего диалектического развития проходит три ступени: абстрактное право; мораль; социальная этика или нравственность. Задача философии права заключается в том, чтобы постигнуть фундаментальные мысли о праве. А это возможно лишь с помощью философского познания права.
    В первой половине XX столетия в русской, а в частности эмигрантской философско-правой мысли наблюдалось смещение акцента в сторону теоретической защиты концепции правого порядка как состояния более ценного, чем хаос и произвол. Данное событие нашло свое отражение в том, что была произведена попытка объединить «русскую идею» с «идеей прав человека» не путем пренебрежения правом во имя морали, а  в совокупности с достижениями западной философской мысли, прежде всего феменологической.
    С феменологических позиций подходил к трактовке права Н. Н.  Алексеев, критически оценивая европейскую философию права, он особое внимание придавал единству правовых и нравственных моментов в жизни государства и опирался на опыт древнерусской государственности.
    Р. Лукич определял философию права как « специальную философию», предметом которой является не весь мир в целом, не все сущее как таковое, а лишь одна его часть-право.
    Фундаментальным понятием в философии права по И.Канту был правопорядок. Он определял его как «порядок свободы», который является гарантом надежности правоотношений. Это означает, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, субъекты правоотношений должны быть лично свободными людьми и наделены правами человека и базовыми политическими правами.
    Произведенный    анализ    позволяет    дать    следующее    определение: «Философия права- это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии, то есть методом рефлексии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла». Данное понятие  не  передает все грани проблематики философии права, но дает возможность сконцентрироваться на ее базовой идее, связанной с представлением о праве как отражении человеческого бытия.
    Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски  обосновать    свою мировоззренческую позицию и принимаемое правовое решение является показателем высокого профессионализма юриста. Таким    образом,    философия        права        дает        возможность    понять мировоззренческие        проблемы    права,    широко    мыслить, уметь    применять полученные знания на практике (Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления: Монография . Харьков, 2002. С 18).
    Философия всегда обращалась к анализу правовой жизни социума, так как без этого невозможно понять сущность и источники существования общества. В свою очередь, такое сложное социокультурное явление как право всегда нуждалось в философско-мировоззренческих обобщениях.

    К.З. Понежев

    Опубликуйте свой проект или вакансию сегодня- наймите фрилансера уже завтра!


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии