Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    28.11.2022
    Историческая энциклопедия Комментариев нет

    Философия Иммануила Канта

    ФИЛОСОФИЯ КАНТА. Актуальность изучения философии И. Канта обусловлена непреходящим значением этой философии, её универсальным характером и огромным вкладом в развитие мировой философской мысли.
    Иммануил Кант, великий философ из Кенигсбергского университета Альбертина, стал основоположником и одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии. Немецкая классическая философия значима и интересна наравне с такими феноменами философской мысли, как, например, философия Античности или Просвещения. Свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии. У истоков этого глобального философского феномена стоял И. Кант, и его заслуги в деле формирования традиции немецкой классической философии невозможно переоценить. И. Кант впервые в истории философской мысли переместил акцент с проблем натурфилософии на вопросы гносеологии и этики. Благодаря Канту произошел перенос внимания с самого знания о предметах на процесс добычи этого знания. Вклад, внесенный Кантом в гносеологию, был огромен. Не случайно этот вклад оценивается как переворот («коперниканский»).
    Иммануила Канта исследователи часто называют самым великим философом после Платона и Аристотеля [Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2011. — С. 207].
    И. Кант является основоположником и одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии. Современная литература рассматривает немецкую классическую философию как «совокупность философских учений И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и Λ. Фейербаха, которые объединены пристальным вниманием к природе духа, трактующегося через понятия деятельности и свободы, которые рассматриваются в том числе и в историческом плане» [Философия: Учебник для вузов. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. —  М.: Академический Проект; Трикста, 2004. — С. 71].
    И. Кант (1724- 1804 гг.) родился и прожил всю свою жизнь в году в Кенигсберге (современный Калининград). Будущий философ родился в семье ремесленника, и в детстве отличался слабым здоровьем [Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1977. – С. 14].   Тем не менее, И. Кант получил качественное образование, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 г. И. Кант поступил в известный кенигсбергский университет «Альбертина».
    После учебы в «Альбертине» и нескольких лет учительской деятельности И. Кант начал преподавательскую деятельность в университете. В 1770 году он стал профессором метафизики.
    Философские взгляды Канта претерпевали изменения в процессе его духовного развития. В творчестве И. Канта принято выделять два основных этапа: «докритический», когда философ в большей степени интересовался естественнонаучными вопросами, и «критический», когда И. Кант сконцентрировал свое внимание на метафизических, то есть общефилософских проблемах познания, бытия, нравственности, человека, государства и права, эстетики.
    Таким образом, изучив в первой главе общие сведения об И. Канте как философе и человеке, можно сделать ряд выводов. Иммануил Кант является основоположником и одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии. Жизнь философа была почти полностью подчинена науке. В творчестве И. Канта как философа выделяется два основных этапа: «докритический», когда он в большей степени интересовался естественнонаучными вопросами, и «критический», когда И. Кант сконцентрировал свое внимание на философских проблемах познания, бытия, нравственности, человека, государства и права, эстетики.
    Докритический этап продолжался приблизительно до 1770 года и характеризовался интересом И. Канта к натурфилософским проблемам. В данный период философ работал над следующими темами: теория ветров, история Земли, причины землетрясений, развития вселенной и другими. Ключевым произведением этого направления деятельности философа является «Всеобщая естественная история и теория неба», написанная в 1755 году.
    При решении вопросов об основаниях природного мира, о законах его развития и бытия И. Кант опирался на ключевые достижения современного ему естественнонаучного и математического знания. Философ выдвинул предложение рассмотреть новую немеханическую картину мира. В своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755 года И. Кант выдвинул эволюционную теорию происхождения Солнечной системы. Он высказал предположение, что Солнце «есть лишь одна из звезд Млечного пути и что наш Млечный путь не есть предел строения Вселенной» [Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973. – С. 17].
    И. Кант делал особенный акцент на мысли о том, что наша звездная система, как и любые системы Вселенной, формируется на базе собственных законов, единых для всех материальных систем. Все тела во Вселенной состоят из атомов, которые обладают внутренне присущими им силами отталкивания и притяжения. Данная идея легла в основу космогонической теории Канта. Философ утверждал, что Вселенная в своем первоначальном состоянии существовала как хаос атомов (материальных частиц), рассеянных в мировом пространстве. Под воздействием свойственной им силы притяжения атомы движутся по направлению друг к другу, причем рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом.
    И. Кант считал, что его гипотеза объясняет происхождение Вселенной и планет, происхождение движений, положение орбит. Кант полностью отвергал мысль о божественном происхождении мира и его неизменности после сотворения. Философ считал, что Вселенная непрерывно изменялась во времени, то есть имела свою собственную историю, следующую из естественно-природных законов.
    Рассматривая процесс развития живых систем, И. Кант подчеркивал невозможность объяснения посредством принципа механицизма происхождения жизни и ее строения. Правда, ставя вопрос об ограниченности механицизма, Э. Кант не дает обоснования других принципов объяснения и понимания возникновения жизни.
    Вторым основным направлением теоретических разработок И. Канта в докритический период являлась философская методология. Уже на ранних этапах своего творчества И.Кант поставил вопрос о способе трансформации метафизики в точную науку. В рассматриваемый период была популярной точка зрения, согласно которой для превращения в точную науку метафизика должна была уподобиться математике. И. Кант отмечал, что методы данных наук существенно отличаются.
    Еще в докритический период И. Кант поставил перед собой вопрос о границах человеческого познания – один из главных философских вопросов. Данная проблема затрагивалась в одном из основных произведений докритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики», написанном в 1766 году.
    И.Кант отмечал, что мышление и познание представляют собой только форму воспроизведения оснований бытия окружающего мира. Следовательно, неправомерно вести речь о суверенности и автономности мышления и познания. Субъект познания всегда будет находиться в зависимости от предмета познания. С точки зрения И. Канта, подобная позиция закрывает путь к пониманию познания, познавательной деятельности человека как творческой, продуктивной и свободной. Требовалось найти собственные основания для познающего субъекта. Решение этой задачи потребовало от И. Канта критически подойти к оценке концепций познания, распространенных в современной ему философии.
    Таким образом, изучив во второй главе философию И.Канта в докритический период его творчества, можно прийти к определенным выводам. Уже на раннем этапе своего творчества И. Кант как философ достиг важнейших успехов в постижении законов природного мира, его развития и бытия. В докритический период творчества только формировался круг философских интересов И.Канта, который достиг наивысшего расцвета на следующей стадии (критической). В ранний период философ работал над следующими темами: теория ветров, история Земли, причины землетрясений, развитие Вселенной и другими. Вторым основным направлением теоретических разработок И. Канта в докритический период являлась философская методология, в рамках которой И.Кант поставил вопрос о способе трансформации метафизики в точную науку. Вопрос о границах человеческого познания являлся одним из ключевых для философа уже в ранний период его творчества, но приобрел особенное звучание в критический период.
    Второй период философского творчества И. Канта имеет в специальной литературе название «критического периода». Началом критического периода исследователи признают выпуск «Критики чистого разума» в 1781 г [Блинников Л.В. Кант. / Краткий словарь философских персоналий].
    Ведущими произведениями «критического периода» являются: «Критика чистого разума» (1781) и «Критика практического разума» (1788) [История философии: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект, 2005. – С. 284].
    В центре внимания «Критики чистого разума» находился человек в его одной из основных способностей — способности к познанию, к теоретическому мышлению. И задача первой критики состоит в исследовании этой способности. Именно вопрос о познании занял основное место в трудах И. Канта критического периода, в первую очередь в «Критике чистого разума».
    Главной темой «Критики чистого разума» являлся поиск ответа на вопрос «как возможны априорные синтетические суждения?» [1].
    Под синтетическими суждениями И. Кант понимал такие суждения, в которых предикат извне присоединяется к субъекту. (Противоположными им суждениями являются аналитические, эксплицирующие содержание субъекта). Суть вопроса заключалась в следующем: каким образом можно достоверно, с надлежащей всеобщностью и необходимостью узнать что-то о вещах, которые не даны или пока еще не даны человеку в чувственном опыте?
    И. Кант был уверен, что подобные знания существуют. В качестве примера он приводил положения чистой математики, которым заведомо соответствуют все предметы, которые можно встретить в чувствах, а также принципы «общего естествознания», наподобие закона причинности — «все изменения имеют причину». Но каким образом возможно для человека предвосхищать то, что еще не дано ему? То есть, сущность вопроса состояла в том, «как возможна чистая математика?», «как возможно чистое естествознание?» и, наконец, «как возможна метафизика как наука?» [Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука].
    Данные вопросы философ сформулировал в своем произведении «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783), которое разъясняло некоторые положения «Критики чистого разума».
    В своих философских построениях И. Кант пытался дать ответ на вопрос: как человек может предвосхищать то, что еще не дано или вообще не существует? Философ доказывал, что подобная ситуация возможна только в том случае, если познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи. Подобный взгляд на проблему противоречил очевидности. До того, как Кант высказал данную точку зрения, считалось, что понятия человека о мире, наоборот, формируются вещами. Кант поменял местами вещи и понятия человека о них.
    Сам философ назвал свое открытие «коперниканским переворотом» в философии. Суть переворота, совершенного И. Кантом, заключается в переходе от внешнего мира к человеку. Аналогия с Н. Коперником уместна, так как тот высказал мнение о том, что звезды находятся в состоянии покоя, а движется наблюдатель. Так и Иммануил Кант утверждает, что не субъект вращается вокруг объекта, а, напротив, объект — вокруг субъекта.
    И. Кант впервые указал на активную роль наблюдателя. Человек должен отказаться от идеи, что он является пассивным наблюдателем, который ждет, что природа навязывает ему свои законы. Кант предположил, что человек навязывает своим чувствам, ощущениям законы и порядок своего разума.
    Кант пришел к выводу, что «То, что упорядочивает и структурирует наш опыт таким образом, что он подчиняется общезначимым принципам, проистекает не из познаваемых нами вещей, а из нас самих» [Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Пер с англ. — М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 413],  — считают исследователи.
    Но в каком смысле такая упорядочивающая сила может находиться внутри самого человека? Яркой иллюстрацией может служить следующий пример: если человек всегда носит очки с зелеными стеклами, то все, что он видит перед собой – деревья, люди, камни, здания, — непременно будет казаться ему зеленым. Если человеку известен цвет линз, то он имеет достоверное знание о том, что рассматриваемые им явления приобретают цвет его линз, даже если он не знает наперед, что конкретно он будет рассматривать. Следовательно, если использовать категории формы и содержания, то можно сказать, что «содержание определяется тем, что вне нас, но мы всегда облекаем содержание в нашу форму (в нашем примере — в зеленый цвет). Присущая нам способность упорядочения подобна линзам наших очков» [Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Пер с англ. — М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 413].
    В определенном смысле И. Кант был солидарен с приверженцами эмпиризма, которые утверждали, что любое познание начинается с опыта. Но при этом Кант считал, что любое познание оформлено субъектом. В соответствии с точкой зрения И. Канта, мы впервые получаем подлинное опытное знание об определенном объекте лишь тогда, когда наши чувственные впечатления от него опосредованы понятиями. Это происходит тогда, когда разум человека использует категории (причинность, например) для упорядочивания чувственно воспринимаемого многообразия.
    Философ ввел в теорию познания воображение. Знания человека представляют собой духовную конструкцию, построенную воображением из материала чувственных восприятии и каркаса до-опытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. Сознание человека придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта предмет существует как непознаваемая «вещь в себе».
    Так как человек, по определению, не может формировать вещи сами по себе, их априорное познание невозможно. Не даны они и в опыте. В связи с этим, И. Кант отмечает, что такие вещи непознаваемы. Однако при этом он допускает их существование. Вещи выступают источником «материальной» стороны явлений. Формы же явлений привносятся самими людьми. Они априорны. Кант выделяет две таких формы — пространство и время.
    Суждение о том, что пространство и время не существуют независимо от человеческого восприятия, обосновывается Кантом следующим образом: если бы пространство и время не были априорной формой чувственности, то «аподиктическая экспликация их свойств в геометрии была бы невозможна. Последняя должна была бы оказаться эмпирической наукой, но дисциплины такого рода никогда не могут быть полностью достоверными» [История философии: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект, 2005. — С. 287].
    В своих философских изысканиях И. Кант стремился выявить априорные формы чувственности. Такими формами для философа являлись время и пространство. И. Кант утверждал «трансцендентальную идеальность» времени и пространства. Философ отмечал, что положение об априорности времени и пространства обосновывает собой необходимую и всеобщую значимость математических положений.
    «Трансцендентальная логика», в понимании И. Канта, — это логика, имеющая дело с «законами рассудка и разума, которые не отвлекаются от какого-либо содержания и определяют происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний» [2].
    Трансцендентальная логика в философии И. Канта противопоставлялась формальной, общей логике, которая отвлекается от содержания познания. Содержательность трансцендентальной логики делает возможной связь мышления познающего субъекта с созерцаниями и чувственными образами. Кант утверждал, что подлинное знание может возникнуть только на основе объединения рассудка и чувственности: «Мысли без содержания пусты, а созерцания без понятий слепы» [3].
    По мнению И. Канта, разум обладает активностью, тогда как чувственности свойственна пассивность. При переходе от чувственности к разуму осуществляется скачок качественного характера.
    Кроме гносеологии И. Кант в своих философских разработках уделил большое внимание правовым вопросам. В учении о государстве и праве И. Кант разделял основные идей Просвещения, что было характерно для его эпохи. Согласно просветительской идеологии, необходимым для развития общества признавалось уничтожение всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Усилиями выдающихся европейских мыслителей в эту эпоху разрабатывались такие политологические доктрины и идеи, как концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», «договорная теория происхождения государства», теории «народного суверенитета», «гражданского общества», «разделения властей», «правового государства».
    В русле просветительской идеологии государство трактовалось Кантом как объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Юридические законы И. Кант выводил из нравственных. Философ признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь» [Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение?]. В данном эссе И. Кант отмечал, что просвещение – это «выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого»[Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение?].
    Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него. Центральным институтом публичного права, по канту, выступает прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка посредством действия конституции, выражающей его волю.
    Государственные устройства, согласно концепции Канта не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. При этом только республика отличается прочностью. Это связано с тем, что закон, на котором базируется государственный порядок в республике, самостоятелен и не зависит от конкретного лица (монарха).
    И. Кант в своих философских разработках уделил большое внимание этическим вопросам. В «Основании метафизики нравов» (1785 г.), «Критике практического разума» (1788 г.), «Метафизике нравов» (1797 г.) и других произведениях этического цикла философ показывает, что свобода неизбежна в качестве практического допущения. Свобода выступает необходимым условием «морального закона», существование которого не подвергается сомнению.
    И. Кант определял этику как науку о законах свобод. Свободные действия, то есть действия по законам свободы возможны при условии, что они независимы от принципов, базирующихся на опыте. Независимы они и от целей, имеющих практический результат. Свободные действия — это действия, которые базируются только на основаниях рациональности. В связи с этим, хотя в этике и выделяется эмпирическая часть, названная И. Кантом «практической антропологией», она должна начинаться с метафизики — метафизики нравов, или «чистой моральной философии», которая выступает свободной от любого эмпирического наполнения.
    «Если система априорного познания из одних только понятий называется метафизикой, то практическая философия, имеющая своим предметом свободу произвола, а не природу, предполагает метафизику нравов и нуждается в ней, т. е. иметь таковую есть даже долг, и каждый человек имеет ее в себе, хотя обычно в довольно туманном виде» [4], — отмечал И. Кант.
    Понимание морали у И. Канта ассоциировано с безусловным долженствованием. В качестве безусловных моральные требования формируются из разума, но не теоретического, а «практического», определяющего волю. Практический разум в философии и этике И. Канта представляет собой единственный источник принципов морального поведения — это разум, перерастающий в волю.
    Императив в понимании И. Канта — это правило, содержащее «объективное принуждение к поступку» [Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973. –  М. с. 140]. Нравственный закон трактовался философом как принуждение, необходимость действовать наперекор практическим воздействиям.
    Таким образом, нравственный закон приобретал форму императива (принудительного веления).
    Условные (гипотетические) императивы свидетельствуют человеку о том, что его действия могут быть эффективны для достижения каких-либо конкретных целей (в частности, успеха или удовольствия). Нормы морали апеллируют, согласно учению И. Канта, к единому высшему принципу – категорическому (моральному) императиву. Этот принцип предписывает человеку поступки, которые объективно достойны, ценны сами по себе, вне зависимости от любой цели, помимо самой нравственности. Категорический императив выражает чистое нормотворчество морального разума.
    Категорический императив И. Канта гласил:
    ˗    «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
    ˗    «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»;
    ˗    «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы» [Кант И. Критика практического разума].
    Категорический императив И. Канта не связан с опытом,  он априорен. В связи с этим моральный императив выражается только в виде формулы без всякого эмпирического наполнения.
    Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов, т. е. возможность в любой ситуации следовать долгу. В связи с этим И. Кант связывает моральный закон и свободу. Человек свободен всегда, но становится моральным лишь тогда, когда, следует высшему моральному императиву.
    Понятие целесообразности является ключевым в работе И. Канта «Критика способности суждения».
    Согласно Канту, субъективная целесообразность присутствует в эстетической способности суждения, объективная ˗ в телеологической. Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.
    Эстетическая целесообразность выражается в гармонии эстетического предмета. В эстетике И. Кант выделял два основных вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное.
    Эстетическое ˗ это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. В учении И. Канта прекрасное трактуется как символ нравственно доброго. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). В качестве примера динамически возвышенного может рассматриваться шторм, а как пример математически возвышенного выступают горы.
    В своих философских изысканиях И. Кант поставил себе цель ответить на три основных вопроса:
    1. Что я могут знать? Ответ на данный вопрос, по мнению философа, может дать теоретическая философия.
    2. Что я должен делать? Ответ на данный вопрос содержится в рамках практической философии.
    3. На что я могут надеяться? Ответ на данный вопрос, по мнению философа, может предоставить философия религии [5].
    По мнению И. Канта, три основных вопроса философии могут, быть сведены к одной проблеме: «Что такое человек?».
    И. Кант отмечал, что человек, как данный в определенном времени и определенном пространстве индивид, не в состоянии достичь в этом мире совершенства, так как ключевым фактором Высшего Добра выступает полное соответствие намерений моральным законам. Моральный закон обязывает человека вести борьбу за высшую доброту. Практически Высшая Доброта возможна лишь при допущении бессмертия духа. А этот дух неразрывно связан с моральным законом, он — практический постулат чистого разума.
    Добродетель трактовалась И. Кантом как моральное достоинство, достигнутое подчинением моральным законам, а счастье (блаженство) как состояние человека (разумного существа), при котором воля преобладает над желаниями.
    Для И. Канта крайне значимым являлось добродетельное поведение человека. Человек должен выполнять свой долг, движимый уважением к моральному закону, а не охваченный удовлетворением собственных интересов и потребностей.
    Таким образом, изучив в третьей главе философию И. Канта критического периода, можно прийти к определенным выводам. Основное внимание уделялось метафизическим вопросам. Так как зависимость субъекта познания от объекта, предмета познания невольно приводит к догматизму, И. Кант предпринял попытку изменить данное соотношение. И. Кант указал на активную роль наблюдателя. Человек должен отказаться от идеи, что он является пассивным наблюдателем, который ждет, пока природа навязывает ему свои законы. И. Кант предположил, что человек сам навязывает своим чувствам, ощущениям законы и порядок своего рассудка. Разум исследователя должен заставлять природу отвечать на его вопросы. Превращение человека из пассивного наблюдателя в активного исследователя получило название «коперниканского переворота» в философии. Предметы познания были классифицированы Кантом на «вещи для нас» и «вещи в себе», отличающиеся по критерию возможности их познания. Заслуги Канта как философа, особенно в сфере гносеологии, очень значительны. Он показал взаимодействие опыта и интеллекта в процессе познания, переместил акценты в процессе познания – высказал предположение, что не субъект познания вращается вокруг объекта, а, напротив, объект — вокруг субъекта.
    Этическая концепция, правовые и эстетические взгляды И. Канта являются актуальными до наших дней. Свобода выступает у И. Канта обязательным условием морального закона, существование которого не подлежит для философа сомнению. Понимание морали ассоциировано у И. Канта с долгом. Моральные требования формируются из практического разума, определяющего волю. Безусловность высшего морального категорического императива означает бескорыстность нравственных мотивов и их независимость от стремлений к удовлетворению потребностей, т. е. возможность в любой ситуации следовать долгу. В связи с этим И. Кант связывает свободу и моральный закон. Человек свободен всегда, но становится моральным лишь тогда, когда, следует высшему моральному императиву. Благодаря творчеству И. Канта предметами философии стали культура, общество, человек, история. Человек для Канта — основной предмет философии и философствования.
    И. Кант является одним из самых великих философов со времён античности и до наших дней. Созданная им философская система отличается фундаментальностью, детальной разработанностью, глубиной и научностью. Кант является основоположником и одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии, имевшей огромное значение для развития мировой философской мысли в Новое и новейшее время.
    В творчестве Иммануила Канта выделяется два основных этапа: «докритический», когда философ в большей степени интересовался естественнонаучными вопросами, и «критический», когда И. Кант сконцентрировал свое внимание на общефилософских проблемах познания, бытия, нравственности, человека, государства и права, эстетики. Уже на раннем этапе своего творчества И. Кант как философ достиг важнейших успехов в постижении законов природного мира, его развития и бытия. В ранний период философ работал над следующими темами: теория ветров, история Земли, причины землетрясений, развитие Вселенной и другими.
    На втором этапе основное внимание уделялось метафизическим вопросам. Основными произведениями И. Канта выступают «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др. Так как зависимость субъекта познания от объекта, предмета познания невольно приводит к догматизму, И. Кант предпринял попытку изменить данное соотношение. И. Кант указал на активную роль наблюдателя. И. Кант предположил, что человек сам навязывает своим чувствам, ощущениям законы и порядок своего рассудка. Разум исследователя должен заставлять природу отвечать на его вопросы. Превращение человека из пассивного наблюдателя в активного исследователя получило название «коперниканского переворота» в философии. Суть переворота, совершенного И. Кантом, заключается в переходе от внешнего мира к человеку. Предметы познания были классифицированы Кантом на «вещи для нас» и «вещи в себе», отличающиеся по критерию возможности их познания. Независимо от субъекта предмет существует как непознаваемая «вещь в себе». «Вещь для нас» означает в трактовке Канта предмет в том виде, как он раскрывается человеком в процессе познания.
    Благодаря творчеству И. Канта предметами философии стали культура, общество, человек, история. Человек для Канта — основной предмет философии и философствования.
    Гносеология, этика, эстетика, правовая доктрина Иммануила Канта уникальны по своему содержанию и тому воздействию, которое они оказали на последующее развитие философской и этической мысли.

    Лит.: Введение в философию: Учебное пособие для вузов. / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — М.: Республика, 2012. — 623 с. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 304 с. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2011. — 480 с. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект, 2005. – 680 с.

    Опубликуйте свой проект или вакансию сегодня- наймите фрилансера уже завтра!


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии