Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    20.11.2022
    Историческая энциклопедия Комментариев нет

    Федерация (термин)

    ФЕДЕРАЦИЯ — политический термин, название широко распространенной формы государственного устройства. Федерация имеет многие отличия от иных форм устройства государств, а также обладает присущими только ей признаками. Существует несколько разновидностей федеративного устройства, в зависимости от его создания и формы управления внутри государства. Федеративными государствами являются Соединенные Штаты Америки, Россия, Германия, Швейцария и ряд других стран во всех частях света.
    Федерализм – политический, правовой, государственный, идеологический принципы построения общественных структур. Он предполагает существование и взаимодействие трёх основных начал:
    –    единство составляющих эти структуры, известной доли централизации в системе их организации, наибольшей  оптимальности и концентрации усилий по достижению целей;
    – самостоятельность составляющих данные структуры, пользование широким кругом прав и возможностей в рамках интегрированной целостности;
    –    соучастие на равноправной основе составляющих общественные структуры в их управлении и представительство в руководящих структурах и органах сообщества.
    В результате федерализм позволяет достигать наиболее оптимальные соотношения общего и частного, целого и его составляющих, универсального и конкретного, что диктуется потребностями демократического существования и развития. Получила известность формула Д. Дж. Элейзера: «Федерализм есть территориальное выражение демократии». О полноте воплощения демократизма можно, разумеется, судить по функционированию общественной структуры, построенной на основе федерализма. Учёт же опыта и взаимообогащения федеративных общественных структур позволяет формулировать наиболее общие свойства и признаки  самого  этого  принципа с учётом в каждом отдельном случае конкретных и индивидуальных особенностей его проявления. Можно согласиться с Т. В. Заметиной  в том, что необходимо разграничивать понятия «федерализм», «федерация», «федеративное устройство», а категория федерализма раскрывает специфику содержания всего многообразия внутрисистемных  федеративных  отношений в конкретной стране или группе стран.
    Принцип федерализма находит своё воплощение и в практике государственно-правового строительства. Естественно, что государство, построенное на основе этого принципа – это федеративное государство (федерация). Отметив, что принципы федерализма составляют сегодня основу государственного устройства всех крупнейших государств, кроме Китая, мира, Е. С. Строев [3] пишет: «Два главных достоинства определяют преимущества этой модели взаимоотношений между центром и регионами. С одной стороны, федерализм приближает  власть к гражданину, а значит, способствует развитию демократии.
    С другой – он является ответом на объективное требование теории управления: чем сложнее и «умнее» системы, являющиеся объектом управления, тем выше должна быть внутренняя дифференциация управляющих систем. Недаром децентрализация управления и расширение полномочий регионов в последние десятилетия реализуются и в странах традиционно унитарных, таких, как Франция, Италия, Испания. У нас этого долго не понимали, некоторые до сих пор понимать этого не хотят. Одни считали федерализм данью политической конъюнктуре 1991–1993 годов. Другие сводили его к межнациональным отношениям (И это в стране, где 85 процентов населения представляют одну нацию)».[2]
    Суть государственного федерализма – установление единой государственной структуры, единого правового строя с помощью механизма соглашения. В основе федеративного государства лежит согласие всех частей этого государства образовать себя как единое государство. Принцип политического согласия (договора) при создании федеративного государства является основополагающим.
    Федерация – это договорное и конституционно закреплённое и оформленное объединение (союз) юридически относительно самостоятельных государственно-региональных образований (республик, штатов, земель и др.), образующее единое государство на принципах правового верховенства и суверенитета единого государства (федерации) на всей его территории, разделения полномочий и предметов ведения между федерацией в лице её органов государственной власти и образующими федерацию её субъектами в лице их органов государственной власти, взаимодействия (соучастия) федерации в целом и её субъектов, гарантированном участии субъектов в деятельности общефедерального парламента (законодательного органа власти) и возможности федерации в крайне необходимых случаях осуществлять вмешательство для достижения единых общефедеративных целей и интересов во внутренние дела отдельных субъектов, единого гражданства с равенством прав, свобод и обязанностей граждан на всей территории Федерации, свободы объединения и равноправия субъектов. Федерация имеет сложную структуру государственного механизма, включающего органы власти, управления и правосудия как на уровне всей федерации (федеративные органы), так и на уровне её субъектов.
    Представляется, что главные свойства современного демократического государственного федерализма (федерации) коренятся, прежде всего, в природе демократического гражданского общества, в недрах которого находятся истоки правовой государственности, конституционных принципов и институтов, прав и свобод человека и гражданина. Гетерогенный характер демократического гражданского общества (промышленного, индустриального, постиндустриального) ставит индивидуума и индивидуальное (частное) в основе общего. Такому обществу необходим для всего объективно порождаемого политического, духовного, экономического, социального разнообразия, широкой гаммы интересов и потребностей, плюрализма взглядов, интересов и выражающих их  институтов.  Гетерогенное, а потому и плюралистическое общество, нуждающееся в плюралистичных же демократии  и государстве, требует в политической системе наряду с общим отражением индивидуального, частного, группового, местного, национально-особенного, регионального и т. п. Безусловно, федерализм должен учитывать и национальные особенности населения, концептуально ориентироваться на многообразие национально-культурных потребностей.
    Политическая система демократического гражданского общества в не меньшей мере нуждается и в участии всех тех институтов, которые выражают индивидуальное, частное и особенное в решении общих, общенациональных вопросов. В этом, собственно, и проявляется плюрализм общества, которое политически вызывает к жизни такие институты как местное самоуправление и управление, регионализм, административную и политическую автономию, федерализм.
    В конечном же счёте истоки современного демократического федерализма восходят к индивиду-человеку и гражданину, к его экономической, социальной, идеологической и политической самостоятельности и свободе, к его основным правам и свободам, их незыблемости (отсюда и идея о «врождённых» правах) и правовой гарантированности.
    Глубоко значимо содержащееся в книге В. Острома,[1] посвящённой американскому федерализму, суждение о том, что федерализм как полицентрическая политическая система не может возникнуть и развиваться спонтанно, быть навязан обществу путём, например, принятия или соответствующего изменения конституционных установлений. Федерализм может сложиться лишь благодаря собственному опыту общества, его  самоорганизации  снизу и функционирует успешно только тогда, когда распространяется на весь комплекс человеческих отношений. По определению В. Острома, федерализм – «это не просто форма правления: это метод решения проблем, образ жизни».
    Если же люди откажутся от собственной ответственности, от самоуправления и возложат управленческие задачи исключительно на «правительство», то жизнеспособности такого общества будет угрожать опасность. Когда необходимость умственных усилий и тяготы жизни перекладываются на других, это означает отказ от самоуправления. «Тогда демократия уступает место автократии, а люди приносятся в жертву под лозунгом свободы и равенства». Федерализм – это одна из форм устройства государства, полномочий и взаимоотношений его органов власти и т .п. Это, безусловно, так. Но не менее важно и то, что федерализм одновременно и форма организации общества, прежде всего его политической системы, а также систем правовой, бюджетно-финансовой и др. Не случайно, что наиболее крупные и авторитетные исследователи проблем федерализма связывают их со структурами общественного строя, с человеком, видя в них изначальные истоки федерализма. Полагаем возможным сделать в связи с этим два основных вывода,
    имеющих фундаментальное значение:
    1.    Федерализм как принцип и как форма государственного значения – это не категории политически-конъюнктурные, порождённые исключительно соображениями целесообразности и выгоды. Подлинный федерализм, а им может быть лишь демократический федерализм, проистекает из общественных потребностей, порождается самим обществом. Федерализм, следовательно, сущностно относится, прежде всего, к организации общества, когда общество испытывает в этом потребность, и находит своё претворение в том числе в организации государства как политического института общества;
    2.    Подлинный, то есть современный и демократический, федерализм сущностно отличается от федерализма сугубо формального, мнимого, псевдофедерализма своей обусловленностью обществом, его потребностями. Отсутствие истинных связей с обществом, его структурами и потребностями лишает федерацию как форму государственного устройства его подлинности, таких основополагающих принципов, как договорённость при образовании, равноправие субъектов, их партнёрские взаимосвязи (кооперативность) и др.
    Современный демократический федерализм идейно и социально политически при- надлежит к ценностям конституционализма (суверенитет народа, правовое государство, парламентаризм, разделение властей и др.). Федеративная организация государства – это наиболее действенная форма федерализма — по своему смысловому содержанию много шире собственно значения федерации как формы государственного устройства. И применение федерации весьма избирательно и несравнимо в этом отношении с практикой использования таких универсальных принципов и институтов как, например, парламентаризм, разделение властей и др. Более того федерация несравнима по своей редкости, можно даже сказать исключительности, с автономией, не говоря уже о разнообразных формах местного самоуправления. Особенность Федерации как современной демократической формы государственного устройства состоит также и в том, что вызывается к жизни она лишь в отдельных, сравнительно немногочисленных случаях и само её существование предопределяется конкретными, как правило, специфическими целями и предназначением.
    Как справедливо заметил П. М. Силинов, успех в формировании оптимальных моделей федеративного государства обусловлен не только объективными политическими экономическими и социокультурными факторами, но и способностью авторов политического процесса понимать сущность самой идеи федерализма, её принципов, вариантов и условий реализации.
    Под влиянием различных факторов, в том числе и с исчерпанием преходящих причин и обстоятельств, её породивших, Федерация может утратить своё значение и исчезнуть, уступив своё место после распада нескольким более стабильным и устойчивым унитарным государствам.
    Федеративная форма государства, следовательно, имеет в каждом конкретном случае своё назначение свою идею, свою цель. Разумеется, цели и идеи могут в разных федеративных государствах повторяться в силу аналогичных причин и обстоятельств их возникновения, но в целом представляется необходимым констатировать, что единых, общих для всех федеративных государств основополагающих идей и обязательных во всех случаях причин для применения федеративной формы государственности, на наш взгляд, не существует. К тому же федеративные отношения, система которых и составляет содержание государственной федерации, также не остаётся неизменной, она эволюционирует, меняется, порою весьма существенно. Так, элементы федерализма, содержащиеся в некоторых конфедерациях (международно-правовых союзах государств) могут укрепляться, развиваться и в результате процесса своего эволюционирования, приводить к возникновению федерации даже при сохранении исторически первоначального своего наименования как конфедерация. Классическим примером такого превращения служит Швейцария, возникшая как конфедерация в 1291 году в составе кантонов Швиц, Ури, Унтервальден и последовательно расширявшаяся за счёт добровольного присоединения к ней других кантонов. Ставшая уже давно демократическим федеративным государством Швейцария продолжает сохранять официальное наименование конфедерации.
    Следует выделить два базовых способа образования федераций: путём объединения ранее независимых государств либо путём федерализации ранее унитарного государства по причине чрезмерной централизации в нём государственного управления, обнаруживающего свою неэффективность. Устойчивость федерации придаёт также демократический характер отношений между Центром и субъектами Федерации, обеспечение равноправия последних.
    Что же даёт основание формулировать общие признаки и принципы современной демократической федерации притом, что, как уже говорилось, её применение весьма избирательно и подчинено особым в каждом отдельном случае целям и обстоятельствам? В чем мы видим основания отнесения федерации к принципам и институтам конституционализма?
    Федерализм и государственная федерация как его форма –  это одновременные  и конкретные проявления при наступлении определённых обстоятельств таких фундаментальных принципов и содержательных основ конституционализма как суверенитет народа, правовое государство, принцип разделения властей, основные права и свободы человека   и др. В этом, как нам представляется, заключается основной смысл и значение современной демократической федерации.

    В.Г. Анненкова

    Ссылки:
    1. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество : пер. с англ. /  В. Остром. М. : Арена, 1993. 320 c.
    2. Строев Е. С. О роли Совета Федерации в укреплении Российского федеративного государства / Е. С. Строев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 19

    Опубликуйте свой проект или вакансию сегодня- наймите фрилансера уже завтра!


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии