Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    27.02.2020
    Религия Комментариев нет

    Дорофей Газский

    ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ или Авва Дорофей (греч. Δωρόθεος τῆς Γάζης; 505—565, или 620)- христианский подвижник, аскет, игумен монастыря недалеко от города Газы [1].
    Дорофей Газский родился, по всей вероятности, в Антиохии. Точная дата не известна. В молодые годы старательно изучал светские науки. Некоторое время жил на родине, в Аскалоне или в Газе, недалеко от обители аввы (см.) Серида. вскоре подружился с великими старцами Варсануфием и Иоанном, установки которых побудили его покинуть всё мирское и принять монашество в обители аввы Серида. Будучи послушником, наблюдал за архондариком, а затем нёс послушание по оказанию медпомощи братьям. Во время этого последнего послушания был также проводником святого Доситея. После смерти аввы Серида и святого старца Иоанна, когда общий наставник их, Варсонофий Великий, уединился в своей келье, преподобный Дорофей удалился от сообщества аввы Серида и стал настоятелем другой обители. Пожалуй, именно тогда Дорофей и написал свои  «Направлениях духовного образования», которые провозглашал своим ученикам, значительная часть которых сохранилась и была включена в 88-й том Patrologia Graeca, первоначально составленные на греческом языке и переведенные на средневековый сирийский, арабский, грузинский и церковнославянский языки [3]. Типично, что во главе своего учения он объявляет, что предлагает свое учение «после смерти Аввы Иоанна Пророка и полного молчания Аввы Варсонофия». В своих сочинениях его не интересует элегантность выражения или стиля. Его слова просты и понятны. Внимательное изучение учений Аввы Дорофея показывает четкую логическую структуру в понятной и аналитической форме. Вопросы рассматриваются не теоретически, а на основе повседневной реальности и его монашеского опыта. Он, прежде всего, связывает свое учение со Священным Писанием и часто вводит предметы, начиная с библейской цитаты или отрывка, в основном, из Ветхого Завета. Кроме того, на протяжении всего развития своей мысли он использует библейские цитаты из Ветхого и Нового Заветов. В своём учении Дорофей Газский не игнорирует богословие Церкви. В его мысли сосуществуют богословие и практико-аскетическая жизнь.
    Двадцать одно наставление и несколько посланий — это всё, что осталось нам в наследство из писаний этого христианского святого, свет науки которого распространилось не только в монашеских обителях, но и повсеместно между христианами.
    Память преподобного Дорофея совершается 5 июня в Католической (Западной) церкви [2], а 18 июня — в Православной (Восточной).
    Некоторые наставления аввы Дорофея:

    • Каждый, кто желает спасения, должен не только избегать зла, но и обязан творить добро, как сказано в Псалме: «Отойди от зла и делай добро» (Псалом 34:14)
    • Не желайте, чтобы все было сделано в соответствии с вашей решимостью, но желайте, чтобы это было так, как должно быть, и таким образом вы достигнете мира со всеми. И верьте, что все, что с нами происходит, даже самое незначительное, происходит через Божье провидение. Тогда ты сможешь терпеть все, что с тобой, без всякого волнения.
    • Когда Бог создал человека, Он вложил в него что-то божественное — определенную концепцию — искру, в которой есть и свет, и тепло. Концепция, которая просвещает ум и указывает, что правильно, а что неправильно, называется совестью. Совесть — это естественный закон. Живя во времена, предшествующие любому написанному закону, патриархи и святые радовались Богу, следуя голосу своей совести.
    • Мы должны не только соблюдать умеренность с едой, но также должны воздерживаться от любого другого греха, чтобы, как только мы постились животом, мы постились языком. Точно так же мы должны поститься глазами, то есть не смотреть на волнующие вещи, не позволять своим глазам свободно бродить, не смотреть бесстыдно и без страха. Точно так же руки и ноги должны быть защищены от совершения любых злодеяний.
    • Когда мы терпим что-то неприятное от нашего лучшего друга, мы знаем, что он не делал этого намеренно и что он любит нас. Мы также должны думать о Боге, Который сотворил нас ради нашего воплощения и умер ради нас, перенеся огромные страдания. Мы должны напомнить себе, что Он все делает по Своей благости и по Своей любви к нам.
    • Знайте, что если человек угнетен какой-то мыслью и не исповедует ее (своему духовному отцу), он придаст этой мысли больше силы противостоять ему и мучить его. Если человек исповедует гнетущую мысль, если он противостоит и борется с ней, прививая себе желание противоположности мысли, то страсть ослабнет и в конечном итоге перестанет его мучить. Таким образом, со временем, отдавая себя и получая помощь от Бога, этот человек победит саму страсть.

    Лит.: Соболевский А. И. Переводная литература Моск. Руси XIV-XVII вв.: Библиогр. мат-лы. СПб., 1903. С. 16. (СбОРЯС; 74, №1); Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний г. Горького // ССл. 1972. № 5. С. 69-71; Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в. // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 317-324; он же. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря с XIV по XVII в. // Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58; Hannick. Maximos Holobolos. S. 261-262; Христова И. Славянските преводи на монашиските поучения на авва Доротей // Старобългаристика. 2001. Т. 25. № 2. С. 36-53; Турилов А. А. К отождествлению частей некоторых фрагментированных сербских рукописей XIV в. // АрхПр. 2004/2005 [2007]. Т. 26/27. С. 123-154

    Ссылки:
    1. http://www.pravenc.ru/text/180299.html
    2. Святий Авва Доротей, «Місіонер» Львів — 2002 ББК Э 371,1 Л 636 УДК 276(082)
    3. Kazhdan, Alexander P., ed. (1991). «Dorotheos of Gaza». The Oxford dictionary of Byzantium. Oxford University Press. p. 654

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!