Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    29.05.2020
    Разное Комментариев нет

    Деятельность Михаила Сперанского в области регионального управления

    Практически все слои общества затронули реформы Михаила Сперанского (см.). И не все они воспринимались положительно, что сказалось негативно на его положении. В 1811 г. Михаил Михайлович Сперанский попросил у императора отставки, но Александр I просьбу эту не удовлетворил. Но недоброжелатели всячески оговаривали государственного деятеля перед императором, приписывая ему связь с Наполеоном и даже обвиняя в предательстве.
    Изначально император старался не прислушиваться к этим слухам, но они все более увеличивались. Против Михаила Сперанского ополчились консерваторы, собиравшиеся вокруг сестры Александра I. Н.М. Карамзин был одним из них.
    Он передал императору «Записку о древней и новой России», где выражался протест против реформ и защита традиций. Считается, что эта записка окончательно привела Михаила Сперанского к опале. В 1812 г. император объявил Михаилу Сперанскому о прекращении его службы. Государственному деятелю было указано покинуть Санкт-Петербург, куда он впоследствии вернется только в 1821 г.[20]
    В период с 23 сентября 1812 г. по 19 сентября 1814 г. Михаил Михайлович Сперанский был в ссылке в Перми. Он не знал, какой окончательный приговор его ждет. Впоследствии он проживал в своем имении Великополье, в Новгородской губернии. В 1816 г. опала государственного деятеля была снята. Указом от 30 августа 1816 г. Михаил Михайлович Сперанский был назначен пензенским губернатором. В марте 1819 г. его назначают генерал-губернатором Сибири.
    Теоретические разработки Михаила Сперанского в области регионального управления заслуживают большого внимания. Его видение проблем местной власти шло из концепции государственного управления, которая была основана на разделении законосовещательной, исполнительной и судебной отраслей управления.
    Следует отметить, что некоторые из его разработок актуальны и в настоящее время [22]. Реформатор постоянно размышлял о проблеме местного управления. Прогрессивное значение для Пензенской губернии и Сибири  имело решении М.М. Сперанским проблем, связанных с управлением.
    Интересна деятельность Михаила Сперанского в Пензе как губернатора, особенно в связи с определением влияния административного опыта на его представления о том, как устроена власть на местах. В первую очередь, во время своего нахождения в Пензе, Михаил Михайлович Сперанский всё внимание обратил на то, чтобы выявить недостатки функционирующего Учреждения о губерниях, а также на пересмотре регламента власти генерал-губернатора и губернатора.
    Государственный деятель, находясь в Пензе, разработал комплекс мер, направленных на то, чтобы освободить губернские учреждения от слишком настойчивой опеки главных начальников на местах. Также Михаил Михайлович Сперанский старался ослабить личную власть высших администраторов на местах. Реформатор все больше убеждался в необходимости разделения функций надзора и управления местных властей.
    Пригодился Михаилу Сперанскому пензенский опыт и в управлении Сибирью. Ему одновременно приходилось проводить ревизию края, осуществлять управление им, а также собирать материалы, необходимые для разработки основ местного управления[22].
    В это же время Михаил Михайлович Сперанский пишет уставы новых учреждений. Необходимо отметить, что он отлично понимал, какое экономическое значение для России имела Сибирь. Там государственный деятель учредил Главное управление торговли Сибири, смог модернизировать органы земельного и финансового управления.
    Главный недостаток Михаил Михайлович Сперанский видел в том, что в крае не соблюдаются государственные интересы, управление Сибирью весьма несовершенно, отсутствует согласованная система законодательных актов, с помощью которых определяется административное устройство и компетенция местного аппарата управления. Он вместе с С.Г. Батеньковым приступил к подготовке законопроектов.
    В результате появился комплекс документов под общим названием «Записка о заселении Сибири», а также ряд документов по отдельным частям управления. Именно системное и комплексное изучение проблем края позволило выйти и на комплексные решения конструктивного характера, реформирующие всю систему управления краем и создающие комплекс сибирских кодифицированных законодательных актов.
    Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев»[23].
    За два года пребывания в Сибири Сперанский составил план административной реформы края, подготовил проекты императорских указов по самым острым на тот момент вопросам. И сумел убедить царское правительство в необходимости их исполнения.
    Таким образом, необходимо сказать, что большинство проектов Михаила Сперанского не было реализовано, но, тем не менее, его планы и замыслы смогли оказать ощутимое влияние на политику царизма некоторых окраин Российской империи. Некоторые его предложения использовались при подготовке законодательных актов, которые касались местного и окраинного управления при царствовании Николая I и Александра II.
    В 1808 году Михаил Михайлович Сперанский стал членом Комиссии составления законов. Комиссия в 1810 г. была преобразована в учреждение при Государственном совете. Сперанский стал государственным секретарем и ее директором. Но в 1812 г. он попал в опалу и к работе комиссии вернулся только в 1821 г.
    В 1825 г. на престол вступил Николай I. При новом императоре Сперанский занимался своей прежней работой. Император в 1826 г. поручил ему подготовить доклад, посвященный сведениям о систематизации законодательства. Сперанский предоставил императору две записки:  «Краткое историческое обозрение комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов».  В записках он объяснял причины неудачи предпринимаемых ранее попыток систематизации, а также предоставлял теоретическую основу для новой систематизации законодательства.
    Михаил Михайлович Сперанский считал, что модернизировать законодательство необходимо двумя способами: по мере необходимости вносить изменения и дополнения в законы и написать частные уставы, с дополнением и изменением действующих законов.
    Михаил Михайлович Сперанский предложил общую схему систематизации законодательства, которая должна была носить тройственный характер и складывалась из подготовки свода законов, составления уложения и написания учебных пособий. Представленные в январе 1826 года Николаю I Сперанским записки повлекли за собой решение Николая I об учреждении II отделения в составе Собственной Е.И.В. Канцелярии. Было принято решение о создании Полного собрания и Свода законов Российского империи. В рамках работы во II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, Сперанским был создан его основной теоретико-практический труд по систематизации российского законодательства – «Обозрение исторических сведений о Своде законов» 1833 года, являющейся одновременно пояснительной запиской к Своду законов Российской империи[24].
    Свод законов должен был основываться на содержании Полного собрания законов Российской империи. М.М. Сперанским была сформулирована и введена в действие модель классификации законов, формирующая структуру Свода законов «так, чтобы те же законные книги, а не две системы разные, были основанием и в отправлении дел и в учебном образовании». Разработанная Сперанским классификация законов позволила ему успешно соединить практическую и образовательную цели работы по систематизации российского законодательства, разработать план ведения данных работ и определить структуру будущих систематизационных проектов.
    Таким образом, новые интеллектуальные подходы и методы, введенные Сперанским в арсенал юридической науки, а также юридическая техника, использованная Сперанским в процессе подготовки Полного собрания и Свода законов Российской империи, легли в основу теории и практики законотворчества, и представляют собой большую ценность для современных юристов, и в первую очередь, правоустановителей.
    В ходе работы над Полным собранием и Сводом законов Российской империи [13] во II Отделении М. М. Сперанский впервые создал высшую юридическую школу, положив тем самым начало специальному юридическому образованию в России.
    Серьезным шагом Михаила Сперанского как реформатора стало упорядочение государственных финансов. В вопросах финансов и экономики ему удалось проявить себя как мыслителю и теоретику. Теория трудовой стоимости и работы А. Смита и Д. Рикардо были методологической основой его взглядов. Кроме этих ученых, его интерес вызвал английский мыслитель И. Бентам. Работы этого ученого появились в России еще в начале XIX в. и сразу заинтересовали Сперанского.
    Следует сказать, что Михаил Михайлович Сперанский, обладая разносторонними знаниями, вел большую переписку с учеными Европы. В своих работах он выступал теоретиком и историком денежного обращения и финансов в России.
    В то время насущной потребностью и необходимостью было проведение финансовых и экономических реформ в России. Войны, континентальная блокада, непрофессиональное хозяйствование и управление привели к тому, что финансы России оказались в катастрофическом положении. Государственный долг увеличивался с каждым годом. Правительство пыталось покрыть дефицит с помощью выпуска новых ассигнаций [25].
    Михаила Сперанского призвали для выработки пути решения финансовых проблем. Он за несколько месяцев составил «План финансов». Этот план стал основой манифеста от 2 февраля 1810 г. Необходимо подчеркнуть, что в этой работе ему помогали Н.С. Мордвинов и М.А. Балугьянский. Они очень высоко ценили М.М. Сперанского, и даже во время гонений остались его друзьями.
    Реформатор в «Плане финансов» анализировал основные проблемы экономики Российской империи. Кроме того, он рассматривал теоретические основы реформ в области денежного обращения, финансов, развития и укрепления предпринимательства, бюджетного дела. Суть документа заключалась в том, что было необходимо ликвидировать бюджетный дефицит. Сперанский предлагал:
    — прекратить выпуск ассигнаций, которые обесценивались;
    — изъять ассигнации из обращения и образовать капитал для погашения;
    — сократить расходы государственных ведомств;
    — установить контроль над государственными расходами;
    — устроить монетную систему;
    — упорядочить внутреннюю и внешнюю торговлю;
    — ввести новые налоги, на дворянские имения в том числе. Следует сказать, что этого Сперанскому дворяне никогда не простят.
    Сокращение государственных расходов на 20 млн. рублей стало первым шагом на пути реализации «Плана финансов». Можно сказать, что проводилась приватизация, то есть распродажа государственного имущества в частную собственность. Так создавался капитал погашения. Продавались арендные имения, казенные леса и т.п. Купцы первой гильдии, государственные крестьяне и иностранные подданные могли купить казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права.
    Была проведена новая перепись населения, которая выявила число налогоплательщиков. Также ввелась пошлина на винокуренное производство.
    Государство повысило процентную ставку по облигациям государственных займов, тем самым расширив прямые займы у населения. Михаил Михайлович Сперанский выдвинул идею расширения кредитных операций. Он видел двигательную силу экономики в коммерческом кредите. В своей «Записке о монетном обращении» реформатор обосновывал положение разменной монеты.
    Главной монетной единицей он предлагал сделать серебряный рубль. Михаил Михайлович Сперанский считал, что необходимо заменить серебряной монетой мелкую медную монеты. Для этого нужно увеличить количество в обращении серебряной монеты. Конечной задачей он видел ввод вместо ассигнаций кредитных денег. Такие меры помогали выравниванию курса ассигнаций и серебра, восстанавливали доверие к ассигнациям и облегчали их размен на монету. Действия Михаила Сперанского дали результаты очень быстро. Дефицит государственного бюджета сократился в 1811 г. до 6 млн. рублей. Доходы возросли до 300 млн.
    Кроме вышеназванного, Михаил Сперанский занимался разработкой торгового уложения и таможенного тарифа. Его заслуга в улучшении функционирования экономической системы состояла также и в том, что при нем впервые были положены начала отчетности и проверки состояния финансовых дел в империи. Он ввел практику обсуждения в Государственном Совете бюджета страны, что позволило обеспечивать контроли и уменьшало произвол.
    Таким образом, следует сказать, что многие идеи Михаила Сперанского опередили время. Он одним из первых выступал с идеей создания в стране центрального банка. Государственный банк в России будет создан только через 21 год после смерти Сперанского, в 1860 г. Наследие Михаила Сперанского стало большим вкладом в формирование финансово-экономической мысли и оно не потеряло своей актуальности и сегодня.
    Внешние ссылки на статью см. основную статью о М. Сперанском


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!