Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    09.02.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Дали Сальвадор

    ДАЛИ Сальвадор (исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech,[1] маркиз de Dalí de Púbol; каталонский [səlβəˈðo ðəˈli]; испанский [salβaˈðoɾ ðaˈli]; 11.05.1904, Фигерас, Каталония, Испания – 23.01.1989, там же)- выдающийся испанский художник, скульптор, гравёр, сценограф и писатель. Как один из главных представителей сюрреализма, Дали является одним из самых известных художников 20-го века. Его художественно-техническое мастерство позволило ему рисовать картины в стиле старого мастера, напоминающего более поздний фотореализм.

    Сальвадор Дали известен своими яркими сюрреалистическими образами. Его изобразительные навыки обычно связывают с влиянием и восхищением искусством эпохи Возрождения. Он был также опытным чертёжником [2][3]. Творческие ресурсы Сальвадора Дали также были посвящены кино, скульптуре и фотографии, что привело к многочисленным сотрудничествам с другими аудиовизуальными художниками. У него была способность при первом контакте создать действительно личный и ощутимый стиль, который в действительности был очень эклектичным и «высосанным» из других нововведений. Одна из его самых известных картин — «Постоянство памяти», созданная в 1931 году. Темами, которые он затрагивал чаще всего, были сны, сексуальность, еда, его жена Гала и религия.
    Как чрезвычайно творческий художник, Сальвадор Дали проявил ярко выраженную тенденцию к нарциссизму и мании величия, целью которых было привлечь внимание общественности. Такое поведение раздражало тех, кто ценил его искусство и оправдывало его критиков, которые отвергали его эксцентричное поведение как рекламный иск, иногда более поразительный, чем его художественное произведение.[4] Дали связывал свою «любовь ко всему золотому и чрезмерному, свою страсть к роскоши и свою любовь к восточной моде» с самопровозглашенной «арабской линией», утверждая, что его предки были потомками мавров во времена арабского господства над Пиренейским полуостровом.[6]
    Симпатии Дали к испанскому диктатору Франсиско Франко, его эксцентричное поведение и его поздние работы часто приводили к противоречивым оценкам его личности и его работ в настоящее время.

    Дали Сальвадор
    Сальвадор Дали. Работа Арно Брекера (1975)

    Детство. Сальвадор Дали родился в 8:45 утра 11 мая 1904 года на улице Монтуриоль, дом 20, в Фигерасе, провинция Жерона,[7] в каталонском регионе Ампурдан, недалеко от границы с Францией. Старший брат Дали, также названный Сальвадором (родился 12 октября 1901 года и крестился как Сальвадор Гало Ансельмо), умер от «инфекционного гастроэнтеритического катара» около девяти месяцев ранее (1 августа 1903 года). Позднее это проявилось в одном из личностных кризисов художника, когда он полагал, что являлся копией своего мёртвого брата. Буржуазная среда и отцовское строгое образование в Сальвадоре вызывали острую потребность в безопасности и сильное чувство порядка, что должно было определить его дальнейшую жизнь. Его мать, которую он очень любил, компенсировала суровость отца; она терпела его ранние особенности, такие как приступы гнева, энурез, мечты и ложь.[9] В возрасте пяти лет родители отвели его на могилу брата и сказали, что он был его реинкарнацией- идея, в которую Дали поверил.[10] В части своего брата Дали сказал:
    .. [Мы] напоминали друг друга, как две капли воды, но у нас были разные отражения … Мой брат, вероятно, был моим первым видением, согласно слишком абсолютной концепции.[Dalí, Vida secreta de Salvador Dalí (1993), p. 2] Изображения его давно умершего брата вновь появятся в более поздних работах Дали, включая «Портрет моего мёртвого брата» (1963).
    У Сальвадора Дали также была сестра, Анна Мария Дали, на четыре года его младше.[11] В 1949 году она опубликовала книгу о своем брате под названием «Dalí visto por su hermana».[12] В детстве Дали подружился с будущими игроками футбольного клуба «F.C. Barcelona»- Emilio Sagi-Barba и Хосепом Самитьером. В праздничные дни, в процветающем Кадакесе, трио проводило много времени за игрой в футбол.
    В своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он описал свои мечты на будущее: «В шесть лет я хотел стать поваром. В семь я хотел быть Наполеоном. И с тех пор мои амбиции неуклонно росли»[Salvador Dalí: Das geheime Leben des Salvador Dalí. Schirmer Mosel, München 1990, S. 11]. Таким образом, в 1927 году он разработал «оперную поэму» под названием «Dietre Dieu» («быть Богом»); проект был реализован в 1974 году.[14]
    В 1916 году он открыл для себя современную живопись во время семейного визита в Кадакес, где познакомился с семьей Ramn Pichot y Girons (исп.), местного художника, который регулярно ездил в Париж, столицу современного искусства.[8] следуя советам Pichot, отец отправил юного Дали на уроки рисования с учителем Juan Núñez. В следующем году в семейном доме отец организовал выставку его рисунков углём. В 1919 году, в возрасте четырнадцати лет, Дали участвовал в коллективной выставке местных художников в муниципальном театре Фигераса, а также в ещё одной университетской выставке в Барселоне, по итогам которой получил премию ректора университета.
    В 1919 году, когда он учился в шестом классе средней школы Рамона Мунтанера, несколько друзей издали ежемесячный журнал «Studium он публикует очерки о Веласкеса, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму..[13]
    В феврале 1921 года его мать умерла от рака матки. Дали было 16 лет. После смерти своей матери он позже скажет, что это был «самый сильный удар, который я получил в своей жизни. Он обожал ее. Я не мог смириться с потерей существа, с которым я рассчитывал сделать невидимыми неизбежные пятна моей души… ».[Dalí, Secret Life, pp. 152-153] После её смерти отец Дали женился на сестре своей покойной жены. Дали никогда не одобрял этот поступок.

    Мадрид, Барселона и Париж. В 1922 году Сальвадор Дали переехал в студенческое общежитие Residencia de Estudiantes (исп.) в Мадриде и начал обучение в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Дали сразу привлек к себе внимание своим эксцентричным характером денди. Он носил длинную гриву с бакенбардами, габардином, чулками и леггинсами в стиле викторианских художников и трость с позолоченным набалдашником. Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал рядовых мадридцев. Это приводило самого юношу в неописуемый восторг. Тем не менее, именно его картины, в которых Дали нащупывал кубизм, привлекли внимание его сокурсников и преподавателей, включая будущих деятелей испанского искусства, таких как Маруха Мальо, Федерико Гарсия Лорка и Луис Бунюэль. В то время, возможно, что Дали не полностью понимал принципы кубизма: его единственными источниками были статьи, опубликованные в прессе, и каталог, который дал ему Pichot, поскольку в Мадриде того времени не было художников-кубистов.
    В начале 20-х годов Сальвадор был восхищен работами футуристов, но все-таки был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В 1924 году еще неизвестный Сальвадор Дали впервые проиллюстрировал книгу. Это была публикация каталонской поэмы «Les Bruixes de Llers», написанной одним из его друзей в резиденции поэтом Carles Fages de Climent (исп.). Вскоре Дали познакомился с дадаизмом, влияние, которое отметило его до конца его жизни. В это время у него появились новые друзья и знакомые. В резиденции он установил страстные отношения с молодым Лоркой, но Дали отказался от любовных притязаний поэта. Позднее он напишет:

    «Он [Ф. Г. Лорка] был гомосексуалистом, это все знают, и он был безумно влюблён в меня. Он пытался подойти ко мне несколько раз … и я был очень смущен, потому что я не был гомосексуалистом, и я не хотел сдаваться. […]»
    — Сальвадор Дали; Беседы с Аленом Боске [15].

    Два художника стали друзьями. Вероятно, что каждый из молодых людей нашел в другом страсть к эстетическому открытию, соответствующему его собственным желаниям.[21] Учитывая выдумки Дали, мы, вероятно, никогда не узнаем, каковы были их отношения в реальности, в то время как два художника «любовно» изображали друг друга. Картины этого периода отмечены «онанизмом»[21] художника, который подтвердил, что оставался девственником до своей встречи с Гала.
    С 14 по 27 ноября 1925 год в галерее Далмау в Барселоне Сальвадор Дали провёл свою первую персональную выставку.[17] На этой выставке были 27 картин и 5 рисунков начинающего гения. В то время Дали ещё не был погружен в сюрреалистический стиль, которым он впоследствии стал известен. Выставка была тепло принята публикой и критиками. С 31 декабря 1926 по 14 января 1927, при поддержке искусствоведа Sebastià Gasch (исп.), он снова выставлялся в галерее Далмау.[Elisenda Andrés Pàmies, Les Galeries Dalmau, un projecte de modernitat a la ciutat de Barcelona, 2012-13, Facultat d’Humanitats, Universitat Pompeu Fabra][18]
    Незадолго до выпускных экзаменов, в 1926 году, Дали был исключён из Академии.[16] Он отказался сдавать экзамен, потому что считал, что учителя не способны судить его.[22] Мастерство его изобразительных ресурсов отражено в его безупречно реалистичной «Корзине с хлебом», написанной в 1926 году. В том же году он впервые посетил Париж, где встретился с Пабло Пикассо, которым молодой Дали будет глубоко и искренне восхищаться. Пикассо уже получил похвальные комментарии о Дали от Хуана Миро, такого же каталонца, который познакомил его со многими друзьями-сюрреалистами. Разрабатывая собственный стиль в течение следующих нескольких лет, Дали сделал ряд работ, на которые сильно повлияли Пикассо и Миро. Позже, однако, Сальвадор сказал, что одна из его картин стоит больше, чем все картины Пикассо.
    Некоторые тенденции в работе Дали, которые будут продолжаться на протяжении всей его жизни, были очевидны уже в 1920-х годах. Дали впитал влияние многих художественных стилей, от классического академизма до самых передовых авангардистов.[19] На него оказывали влияние работы Рафаэля, Бронзино, Сурбарана, Вермеера и, конечно, Веласкеса.[20] Вероятно, от последнего, он заимствовал свои шикарные усы, ставшие его отличительной особенностью на всю оставшуюся жизнь. Он использовал классические и модернистские методы, иногда в отдельных работах, а иногда и в сочетании. Выставки его работ в Барселоне привлекли большое внимание и смесь похвалы и озадаченных дебатов от критиков.

    С 1929 года до Второй мировой войны. В 1929 году Дали сотрудничал с режиссером-сюрреалистом Луисом Бунюэлем, другом из студенческой резиденции, в короткометражном фильме «Un Chien Andalou» («Андалузская собака»). Его главным вкладом было помочь Бунюэлю написать сценарий фильма. Дали утверждал, что сыграл существенную роль в съемках фильма, но это не подтверждается историографией современного искусства.[Koller, Michael. Un Chien Andalou. Senses of cinema] В августе того же года он познакомился со своей музой и будущей женой Галой,[23] рожденной Еленой Ивановной Дьяконовой, русской эмигранткой, на одиннадцать лет старше его, в то время будучи замужем за французским поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром. Гала Элюар (имя при рождении — Елена Делувина-Дьяконова) казалась Дали утонченной и самоуверенной женщиной. Она долгое время вращалась в высших художественных кругах Парижа, тогда как он был только простым парнем из маленького провинциального городка на севере Испании. Сначала Дали был поражен красотой Галы и истерически хохотал, когда они разговаривали. Он не знал, как обращаться с ней, но втайне признавал, что она ему нравилась. В свою очередь, Галу заинтересовал этот напряженный юноша и его обеспокоенность мастурбацией и кастрацией. Когда Поль Элюар вернулся в Париж, Дали и Гала нашли выход из ситуации. «Первый поцелуй, — писал Дали позже, — когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас грызть друг друга до самой сути нашего бытия».[49] Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм — все эти образы напоминают о безумной любви Дали и Галы. Когда эта пара впервые сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезали себя от остального мира. Это бегство продолжалась всю их супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали стал скандально известным. Гала стала для Сальвадора Дали не просто женщиной, которая удовлетворяла его страсть. Когда она в конце концов оставила своего мужа и переехала к Дали в 1930 году, то обнаружила себя как прекрасный организатор, менеджер и патронесса.
    Хотя Дали заявил, что он был полностью беспомощным и сексуально неопытным, он был привязан к Гало на протяжении всей своей жизни неудержимой страстью. Сексуальные навязчивые идеи Дали отражены в его картинах, таких как «Адаптация года», в которой изображены желания львов.[45] Гала стала его музой, она заменила ему семью, организовывала его выставки и проводила переговоры о продажах в качестве его менеджера. Она изменила направление его жизни, избавила Нарцисса Сальвадора от его видений и дала ему реальность. Дали какое-то время подписывал свои фотографии «Гала Дали», тем самым демонстрируя свою привязанность к ней.[46] Именно благодаря ей Дали стал финансово самым успешным художником своего времени.
    Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной женщины, Дали изобразил её в виде Градивы, героини популярного романа Уильяма Дженсена, где Градива возникает, как статуя из Помпей, в которую влюбился юноша, что в конце концов, изменило его жизнь. На картине «Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины» на фоне скал, написать которые художника вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава, на переднем плане изображена Градива, моделью для которой послужила Гала, окутанная скалой, на которой стоит чернильница, возможно, как намек на её бывшего мужа-поэта.
    Особенностью этих отношений было умение чувствовать и понимать друг друга. Гала буквально жила жизнью Дали, а он восхищался ею всю жизнь.
    В том же году Дали продолжал регулярно принимать участие в профессиональных выставках и официально присоединился к группе сюрреалистов, базирующейся в парижском районе Монпарнас.
    Его работа уже была под сильным влиянием сюрреализма в течение двух лет. Сюрреалисты приветствовали то, что Дали назвал своим параноидально-критическим методом доступа к подсознанию для большего художественного творчества.[24]
    Между тем отношения Сальвадора Дали с его отцом были близки к разрыву. Дон Сальвадор Дали и Кузи решительно не одобряли романтические отношения их сына с Галой и осуждали его связь с художниками-сюрреалистами, считая их — как думала и большая часть общества — элементами, склонными к моральному вырождению. Последней каплей стало то, что Дон Сальвадор прочитал в барселонской газете, что его сын недавно выставил в Париже свой рисунок «Sagrado Corazón de Jesucristo» с провокационной подписью: «Иногда я плюю на портрет своей матери, чтобы развлечь себя».[25]
    Возмущённый отец потребовал сатисфакции. Дали отказался, возможно, из-за боязни быть изгнанным из группы сюрреалистов и 28 декабря 1929 года был силой выгнан из своего дома. Его отец заявил, что он будет лишен наследства и запретил когда-либо возвращаться в Кадакес. Впоследствии Дали описал, как в ходе этого эпизода он подарил своему отцу использованный презерватив, содержащий свою собственную сперму, со словами: «Тома. Я тебе больше ничего не должен!» Следующим летом Дали и Гала арендовали небольшую рыбацкую хижину в бухте возле Портллигат. Он купил это место и с годами постепенно расширил его, пока оно не стало его роскошной виллой у моря, теперь превращенной в дом-музей. Гала и Дали поженились в 1934 году на гражданской церемонии в Париже; 8 августа 1958 года в святилище Santuario de los Ángeles, провинция Жирона, они снова пройдут обряд венчания, но уже теперь по католическому обряду, на которое пара прибыла на кадиллаке, сегодня выставленном в Театре-музей Дали.[26][27] В 1948 году отец все-таки смягчится и примет отношения своего сына с русской женщиной.[28]
    В 1931 году Сальвадор Дали напишет одну из самых известных своих картин- «Постоянство памяти» (исп. «La persistencia de la memoria»), в которой, согласно некоторым теориям, он иллюстрировал свое неприятие времени как жесткой или детерминированной сущности. Эта идея подтверждается другими изображениями произведения, такими как обширный пейзаж или карманные часы, поедаемые насекомыми.[29] С другой стороны, насекомые являются частью мнительного Дали, как естественная разрушительная сущность, и, как он объяснил в своих мемуарах, это было навеяно воспоминанием о детстве.
    В 1934 году, благодаря арт-дилеру Жюльену Леви, Сальвадор Дали прибыл в США. Выставка некоторых работ Дали, в том числе знаменитой «La persistencia de la memoria», вызвала огромный резонанс в Нью-Йорке. В его честь был организован «Бал Дали», на котором он появился в стеклянной витрине с бюстгальтером, висящем на груди.[30] В том же году в Нью-Йорке Дали и Гала приняли участие в бале-маскараде, организованном наследницей Каресс Кросби. Они были замаскированы под младенца Линдберга и его похитителя, намекая на недавнее драматическое событие. Поднятый в прессе скандал был настолько примечательным, что Дали был вынужден публично извиниться. Вернувшись в Париж, он должен был объяснить этот поступок сюрреалистам, которые не понимали, почему он извинился за действие, которое изначально считалось сюрреалистическим.[31]
    Хотя зачастую сюрреализм приписывался как политическая идея левых, Дали придерживался неоднозначной позиции в вопросе об отношениях между искусством и политической активностью. Ведущий сюрреалист Андре Бретон в письме от 23 января 1934 года обвинил Дали в сверхсознательной живописи и стремлении к успеху, а также в защите «нового» и «иррационального» в «феномене Гитлера», но Дали быстро отверг это утверждение, сказав: «Я не гитлеровец ни по факту, ни по намерению».[32] Дали настаивал на том, что сюрреализм может существовать в аполитичном контексте, и отказался публично осудить фашистский режим Германии. Этот и другие факторы привели к тому, что он потерял престиж среди своих коллег-художников, и к концу 1934 года Дали был подвергнут «сюрреалистическому суду», в ходе которого был исключен из группы сюрреалистов.[23][33] Сюрреалистическое «общее собрание», созванное Бретоном в его квартире 5 февраля 1934 года, пришло к выводу: «Дали виновен в неоднократных контрреволюционных действиях, склонных к прославлению гитлеровского фашизма. Поэтому нижеподписавшиеся, несмотря на его заявление от 25 января, предлагают исключить его как фашистского элемента из круга сюрреалистов и всеми силами с ним бороться».[47] Решение было подписано девятью членами: Виктором Браунером, Андре Бретоном, Максом Эрнстом Геральдом и др. На это Дали ответил: «Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что я сам сюрреализм» (la différence entre les surréalistes et moi, c’est que moi je suis surréaliste)[Salvador Dalí, Louis Pauwels, Les passions selon Dalí, Denoël, 1968][34].
    Среди утверждений, что он был сторонником фашизма и Адольфа Гитлера, в своей автобиографии Сальвадор Дали напишет:
    «Меня […] попросили окончательно решить стать сталинистом или гитлеровцем. Нет! […] Я бы всегда оставался до смерти тем, кем я был, Дали и только Дали! Я не верил ни в коммунистическую революцию, ни в национал-социалистическую революцию».[48]
    Однако в 1936 году Дали вернулся для участия в сюрреалистической выставке, на этот раз международного характера, проходившей в Лондоне. Его лекция под названием «Fantômes paranoique authentiques» была прочитана в глубоководном водолазном костюме и шлеме.[35] Он прибыл на конференцию с бильярдным кием и парой русских гончих, и в ходе своего курса ему пришлось снять шлем, чтобы иметь возможность подышать воздухом. Он сказал, что «я просто хотел показать, что я «глубоко погружаюсь» в человеческий разум».[36] В 1936 году, в возрасте тридцати двух лет, Дали появился на обложке амер. журнала «Time».[16]
    В 1936 году на премьере фильма Джозефа Корнелла «Роза Хобарта» в галерее «Julien Levy’s» в Нью-Йорке Сальвадор Дали прославился еще одним инцидентом. Программа короткометражных сюрреалистических фильмов Леви была приурочена к первой выставке сюрреализма в Музее современного искусства, на которой были представлены работы Дали. Во время показа Дали был в зале и в середине фильма в ярости опрокинул проектор. «Моя идея о фильме именно такая, и я собирался предложить её кому-то, кто заплатит за его создание», — сказал он. «Я никогда не записывал её и никому не говорил, но это как если бы он её украл». Другие версии обвинения Дали имеют тенденцию к более поэтичному: «Он украл её из моего подсознания!» или даже «Он украл мои мечты!».[37]
    В то время покровителем Дали был очень богатый Эдвард Джеймс, который щедро способствовал продвижению художника, покупая многочисленные работы и одалживая ему в течение двух лет деньги. Они стали настолько хорошими друзьями, что Эдвард появляется на картине Дали 1937 года «Лебеди, отражающиеся в слонах». Они также сотрудничали в создании двух наиболее представительных икон движения сюрреализма: «Телефон-омар»» и скульптуры «Mae West Lips Sofa».[38] В 1939 году Бретон изобрел унизительную анаграмму «Avida Dollars», критикуя страсть Дали к деньгам.[39] Эта саркастическая ссылка на его процветающий арт-бизнес также пыталась обвинить его в культивировании мании величия благодаря славе и деньгам. Некоторые из сюрреалистов даже начали говорить о Дали в прошедшем времени, как будто он уже умер. Некоторые сюрреалистические группы и более поздние участники, такие как Тед Джоанс, вели ожесточенные споры против Дали, которые продолжались до дня его смерти (и даже позже).
    В 1937 году Дали посещает Италию с целью ознакомления с живописью эпохи Возрождения. Дали был в восторге от произведений Возрождения. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма . Несмотря на уход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позже Дали (в лучших традициях своего высокомерия и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает свое собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»). Тем временем Испания переживала гражданскую войну (1936–1939), когда многие художники принимали ту или иную сторону или уходили в изгнание.
    В 1938 году, благодаря Штефану Цвейгу, Дали познакомился с Зигмундом Фрейдом. Дали начал рисовать портрет Фрейда, в то время как 82-летняя знаменитость рассказала другим, что «Этот мальчик выглядит как фанатик». Дали был рад услышать позже об этом комментарии от своего героя.[6] Позже, в сентябре 1938 года, Габриель Коко Шанель пригласила Сальвадора Дали в свой дом «La Pausa» в Рокбрюне на Французской Ривьере. Там он написал множество картин, которые позже выставил в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке.[40] В конце 20-го века «La Pausa» была частично воспроизведена в Художественном музее Далласа на открытии коллекции Ривза и части оригинальной домашней мебели Шанель.[41]
    Также в 1938 году Сальвадор Дали представил артобъект «Mannequin Rotting in a Taxi-Cab». В старом, покрытом дермантином автомобиле, в задней части сидел женский манекен в вечернем платье со швейной машиной на заднем сиденье. Шофер был манекеном, чьи глаза были покрыты темными очками, а голова обрамлена ртом костяной акулы. Эта художественная группа впервые была показана в «Galerie Beaux-Arts» в Париже на Международной выставке сюрреализма, организованной Андре Бретоном и Полом Элюаром. Экспозиция была разработана художником Марселем Дюшаном, который также выступал в качестве ведущего.[42][43]
    На Нью-йоркской Всемирной выставке 1939 года Дали дебютировал с сюрреалистическим павильоном «Мечта о Венере», расположенном в зоне развлечений. В павильоне были представлены причудливые скульптуры, статуи и живые обнаженные модели в «костюмах» из свежих морепродуктов. Это событие сфотографировали Хорст П. Хорст, Джордж Платт Линс и Мюррей Корман. За просмотр выставленного бралась плата.[44]

    Вторая мировая война. В 1940 году, когда Вторая мировая война ворвалась в Европу, Дали и Гала уехали в США, где они прожили восемь лет, разделив свое время между Нью-Йорком и Монтереем, штат Калифорния.[50] Им удалось сбежать, потому что 20 июня 1940 года консулом Португалии в Бордо Аристидешем де Соуза Мендешем им были выданы визы. Сальвадор и Гала Дали пересекли границу Португалии и в августе 1940 года отплыли на Экскабионе из Лиссабона в Нью-Йорк. Прибытие Дали в Нью-Йорк стало одним из катализаторов развития этого города как мирового центра искусств в послевоенные годы.[51]
    После переезда Сальвадор Дали вернулся к практике католицизма и приступил к циклу картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946), «Мадонна порта Льигат» (1949), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959) и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 году Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). «В этот период Дали никогда не переставал писать», — писали Роберт и Николя Дешарнес.[52]
    Началось «классическое время» Дали, в котором он использовал мотивы великих классических мастеров, таких как Рафаэль, Веласкес или Энгр. Дали прокомментировал свою смену стиля словами: «Оставаться навеки сюрреалистом — все равно, что рисовать глаза и носы всю жизнь».[57]
    В этот период Дали плодотворно работал в различных средствах массовой информации, занимаясь дизайном ювелирных изделий, одежды, мебели, сценических декораций для спектаклей и балета и витрин розничного магазина. В 1939 году, работая над витриной для Бонвита Теллера, он был настолько разгневан несанкционированными изменениями в своей работе, что протолкнул декоративную ванну через окно из листового стекла.[6]
    Дали провел зиму 1940–1941 годов в поместье Хэмптон, резиденции дизайнера бюстгальтеров и покровительницы искусств Кэресс Кросби, возле Боулинг-Грин в округе Кэролайн, коротая время в различных проектах, сотрудничая с такими известными журналами, как «Vogue» и «Harper’s Bazaar», а также разработал парфюмерию и модные аксессуары для Эльзы Скиапарелли. Жители местной газеты называли его «шоуменом».[53] В 1941 году Дали сочинил сценарий фильма для Жана Габена «Moontide». В 1942 году Дали опубликовал более 400 страниц автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали», в которой он описывает период с детства до его отъезда в Соединенные Штаты в 1940 году. Он составил каталоги своих выставок, например, в 1943 году для Галереи Кноедлера в Нью-Йорке, в которых атаковал некоторые часто используемые сюрреалистические приемы, заявляя: «Сюрреализм, по крайней мере, послужил экспериментальным доказательством того, что полная стерильность и попытки автоматизации зашли слишком далеко и привели к тоталитарной системе. … Сегодняшняя лень и полное отсутствие техники достигли пароксизма в психологическом значении текущего использования коллежа» (коллажа). Он также написал, опубликованный в 1944 году, роман о салоне моды для автомобилей. По следам этого произведения Эдвин Кокс в «Miami Herald» изобразил Дали, одевающим автомобиль в вечернее платье.[54]
    В те годы Сальвадор Дали создавал иллюстрации для таких классических произведений, переведенных на английский язык, как «Дон Кихот», автобиография Бенвенуто Челлини и «Очерки Мишеля де Монтеня».  Он также рисует декорации для сцены сна к фильму «Заворожённый» Альфреда Хичкока, в котором исследовался психоанализ Фрейда. Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений. Дали сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Сальвадору испытать свой талант в кино — искусство, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Дали проект сюрреалистического мультфильма «Destino» был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Только 2003 году мультфильм выйдет на экраны и будет номинирован на «Оскар».
    Это был один из самых плодотворных периодов его жизни, но он также оспаривался некоторыми критиками, которые считали, что Дали стирает границу между искусством и товарами народного потребления, загнав картину в угол, чтобы больше обратить внимание на дизайн и коммерческие товары.
    В «Тайной жизни» Дали предположил, что он расстался с Луисом Бунюэлем, потому что последний был коммунистом и атеистом. Бунюэль был уволен (или ушёл в отставку) со своего поста в Музее современного искусства (MOMA), предположительно после того, как нью-йоркский кардинал Спеллман отправился навестить Айрис Барри, начальницу отдела кинематографии в MOMA. Затем Бунюэль вернулся в Голливуд, где с 1942 по 1946 год работал в отделе дубляжа Warner Brothers. В своей автобиографии 1982 года «Mon Dernier soupir» («Мой последний вздох», 1983) Бунюэль писал, что на протяжении многих лет он отвергал попытки Дали к примирению.[55]
    Публичный образ Сальвадора Дали складывался из всевозможных слухов о его расточительности и навязчивых идеях. Итальянский монах по имени Габриэле Мария Берарди объявил, что во время визита Дали во Францию в 1947 году он совершил над художником обряд экзорцизма. В 2005 году в поместье монаха была обнаружена скульптура Христа на Кресте. Было отмечено, что Дали передал эту работу священнослужителю в знак благодарности и два испанских эксперта по искусству подтвердили, что были достаточные стилистические причины полагать, что скульптура была сделана Дали.[56]
    Дали был шокирован бомбардировкой Хиросимы 6 августа 1945 года. Он отразил это страшное событие в своих работах «Атомно-урановая меланхолическая идиллия», «Три сфинкса острова Бикини» и «Апофеоз Гомера». Его «ядерная» или «атомная живопись» завершилась в 1949 году картиной «Леди Атомика».[58] В 1948 году он написал свою книгу «Пятьдесят магических секретов», которая представляет собой трактат о его технике живописи и творчества.

    Поздние годы в Испании. Со временем ностальгия по родине берёт свое, и в 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в свой дом в Порт-Ллигате, на побережье недалеко от Кадакеса. Тот факт, что он выбрал Испанию, чтобы жить во времена диктатуры, послужило причиной некоторых из его бывших коллег нацелить на него новую критику.[59] Это говорит о том, что дискредитация между сюрреалистами и искусствоведами, с которой Дали считался, была вызвана, по крайней мере, частично, политическими мотивами, а не внутренней ценностью их произведений искусства. Его скрытое принятие диктатуры Франко были решительно осуждены другими испанскими художниками и интеллектуалами, которые остались в изгнании.
    Дали оторвался от атеизма и снова повернулся к католической вере; 23 ноября 1949 года он был удостоен частной аудиенции Папы Пия XII. Так появилась «Мадонна Порт-Льигата», которая положила начало целой серии картин на религиозные темы.[71]
    В том же году он пишет «Атомная Леда» на которой, как Мадонна, изображена его жена Гала. Дали прокомментировал картину: «Атомная Леда»- это ключ к нашей жизни. Все висит в комнате, ничего не трогая. Смерть сама поднимается из земли в воздух». И: «В гениальном изобилии идей я решил приступить к изобразительному решению квантовой теории и изобрел квантовый реализм, чтобы овладеть гравитацией. Я начал с изображения «Атомной Леды», прославления Галы, богини моей метафизики, и мне удалось создать плавающее пространство».[72]
    В 1949 году сестра Дали, Анна Мария, опубликовала в Барселоне книгу «Dalí As Seen By His Sister», в которой она изображает брата как неблагодарного сына, богохульника, женившегося на женщине-разведёнке. Дали отреагировал с негодованием публичной «поправкой»: «В 1930 году моя семья выкинула меня без копейки. Своим всемирным триумфом я обязан исключительно помощи Бога […] и ежедневной героической жертве несравненной жены, моей жены Гала».[73]
    В 1951 году Сальвадор Дали начал иллюстрировать акварелью «Божественную комедию» Данте. Итальянское правительство хотело почтить этим орденом 700-летие итальянского поэта. Но когда в 1954 году в Италии стало известно, что эту работу получил испанец, проект был остановлен под давлением общественности. Позже, в нескольких издательствах, вышли разные версии издания, например, в 1961 году Джозефом Форе было опубликовано парижское издание. В 1953 году проходит большая ретроспективная выставка Сальвадора Дали в Риме. На ней представлены 24 картины, 27 рисунков и 102 акварели. С 1956 года Дали создал иллюстрации к произведению Сервантеса «Дон Кихот» в авторском стиле абстрактной живописи- тахизме.
    С Robert Descharnes, фотографом и режиссером, с которым Дали познакомился на переправе в США в 1950 году, в 1954 году он снял фильм «Необычная история кружевницы и носорога» — теорию Дали о логарифмической спирали, которая математически восстанавливается.  «Кружевница» (нидерл. De kantwerkster) Яна Вермеера очаровывала Дали с самого юного возраста и вдохновила его на создание картины «Paranoisch-kritisches Gemälde der Spitzenklöpplerin von Vermeer» (нем.). В фильме он позволяет картине взорваться в виде рогов носорога.[74] Сам Descharnes позднее стал близким доверенным лицом и партнером художника и является одним из его самых известных биографов.
    12 мая 1958 года Дали подарил кусок хлеба длиной 15 метров парижскому театру Theâtre de l’Étoile Хлеб изображен в нескольких его работах, например, в картинах «Хлебная корзина» 1926 и 1945 годов, «Антропоморфный хлеб» 1932 года; хлеб украшает голову в картине «Ретроспективный бюст женщины 1933 года».
    В 1959 году Дали и Гала обустроили свой дом в Порт-Льигат. К тому времени уже никто не мог сомневаться в гениальности художника. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Огромные полотна, написанные Далее в 60-х годах, оценивались в колоссальные суммы. Для многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции картины Сальвадора Дали.
    В 1959 году Бретон организовал антологическую выставку под названием «Посвящение сюрреализму» (на испанском языке «Homenaje al surrealismo»), в которой были представлены произведения, появившиеся в течение четырех десятилетий движения. На выставке были представлены работы Дали, Хуана Миро, Энрике Табары и Eugenio Fernández Granell (исп.). Однако в следующем году Бретон решительно выступил против включения «Сикстинской Мадонны» Дали в Нью-Йоркскую международную выставку сюрреалистов.[60]
    В конце своей карьеры Дали не ограничился живописью, разработкой новых процессов и экспериментальных средств: он создал бюллетень[61] и стал одним из пионеров художественной голографии[62], что неудивительно, учитывая его длительное художественное исследование искусства. Многие из его поздних работ включали в себя оптические иллюзии, негативное пространство, визуальные каламбуры и визуальные эффекты. Он также экспериментировал с пуантилизмом, увеличенными полутоновыми точечными сетками (метод, который позже использовал Рой Лихтенштейн) и стереоскопическими изображениями.[63] В поздние годы творчества Дали некоторые молодые художники, например, Энди Уорхол, провозгласил его важное влияние на поп-арт.[64]
    Дали также проявил большой интерес к естествознанию и математике. Это проявилось в нескольких его картинах, в частности в 1950-х годах, в которых он рисовал свои предметы в виде рогов носорога. Согласно Дали, рог носорога означает божественную геометрию, потому что он растет в логарифмической спиральной прогрессии. Он связал носорога с темами целомудрия и Девы Марии.[65] Дали также был очарован ДНК и тессерактом (четырехмерный куб); разворачивание гиперкуба изображено на картине «Распятие» (Corpus Hypercubus).
    В какой-то момент у Дали был установлен стеклянный пол в комнате возле его студии в Ллигате. Он широко использовал его для изучения ракурсов, как сверху, так и снизу, включая драматические перспективы фигур и предметов для своих картин.[63]:17–18, 172 Он также был рад использовать комнату для развлечения гостей и посетителей своего дома и студии. Во многих своих картинах Дали использовал анаморфоз, форму эксцентричной и преувеличенной перспективы, которая искажает объекты до неузнаваемости; однако, если смотреть с определенной перекошенной точки зрения, появляется четкое изображение. Он использовал силу этой техники, чтобы скрыть из вида «секретные» или «запрещенные» изображения.[63]:20–25
    В 1960 году Дали начал работать над созданием своего собственного музея-театра; это был самый крупный из его индивидуальных проектов и он посвятил ему большую часть своей энергии до 1974 года. С согласия мэра Рамона Гвардиолы он выбрал руины театра Фигераса, сожженного во время Гражданской войны в Испании, где в 1914 году он организовал свою первую выставку. В 1970 году средства на реконструкцию были предложены испанским государством. По просьбе Дали, который мечтал о стеклянном куполе в стиле американского архитектора Бакминстера Фуллера, архитектором Эмилио Пересом Пиньеро был спроектирован стеклянный купол византийской формы[76]. Сам Дали проектировал детали музея как произведение искусства, от монументальных яиц на крыше здания до высоты туалетов. Строительство началось 13 октября 1970 года; всего через год Дали начал работу по росписи потолка для театра-музея.[75] Даже позже, в середине 1980-х годов, он провел некоторые незначительные реформы в здании.[66] Рядом с картинами и инсталляциями самого Дали в музее есть работы его друзей, в том числе Эрнста Фукса, Арно Брекера или Антони Питксота.
    В зрелом возрасте художник был вовлечён и в другие т.н. «вне-художественные» действия, которые снискали ему славу общественного деятеля. С 1966 по 1973 год Дали работал над заказом роскошного издания «Алиса в стране чудес». В 1968 году Дали записал телевизионную рекламу шоколадного бренда «Lanvin»,[67], провозглашая по-французски «Je suis fou du chocolat Lanvin!» («Я без ума от шоколада Lanvin!»), а в 1969 году он разработал логотип «Chupa Chups». Также в 1968 году его статус экстравагантного артиста был использован в рекламной кампании («Если у вас есть, выставьте напоказ!») для «Braniff International Airlines».[68] В том же году он стал креативным директором рекламной кампании «Евровидения» и создал большую металлическую скульптуру, которая была установлена на сцене Королевского театра в Мадриде. В 1971 году, наряду с другими личностями, такими как Габриэль Гарсия Маркес,  Дали открыл «Sala Gaudí Barcelona»- первую и самую большую художественную галерею в Испании.[69] В телевизионной программе «Dirty Dalí: A Private View», которая транслировалась 3 июня 2007 года на 4-м канале, искусствовед Brian Sewell описал описал, как в конце 60 -х художник требовал позировать без штанов в положение плода под подмышкой фигуры Иисуса Христа и изображать мастурбацию, в то время как Дали делал вид, что его фотографирует, возясь в собственных брюках.[87][88]

    Последние годы и смерть. В 1968 году для Галы Сальвадор Дали купил замок в Пуболе и начиная с 1971 года она на несколько недель жила там в уединении. По собственному признанию Дали, он согласился не входить туда без письменного разрешения своей жены. Его страх покинутости и отчуждения от своей давней художественной музы способствовал депрессии и ухудшению здоровья
    В 1980 году здоровье Сальвадора Дали приняло катастрофический оборот. Его правая рука ужасно дрожала, с симптомами, похожими на болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда-то стала смертельной для его отца. Вместе со своей супругой, уже тоже весьма пожилой и с признаками деменции, он якобы употреблял достаточно много лекарств, которые серьезно повредили его нервную систему, вызывая преждевременный конец своей творческой способности.[1]
    В 1982 году король Испании Хуан Карлос I наградил Сальвадора Дали дворянским титулом маркиз де Пуболь, ссылаясь на место, где жил художник. Дали изобразил короля еще в 1973/74 году в картине «Принц сна». Позже, уже будучи тяжело больным, Дали подарил монарху свою картину «Cabeza de Europa», которая, в конечно счёте, стала его одной из последних работ. В дополнение к присвоению ему титула, незадолго до составления завещания Дали, государство приобрело у Дали две работы на сто миллионов долларов и было ответственным за репатриацию его произведений, хранящихся в Париже и Нью-Йорке.
    10 июня 1982 году умерла Гала. После её смерти Сальвадор Дали утратил энтузиазм к жизни. Сознательно он прекратил пить воду — предположительно, в результате попытки самоубийства — хотя оправдывал свои действия как метод входа в состояние анабиоза, так же, как это могут делать некоторые бактерии.[77] Он переехал из Фигераса в замок в Пуболе, который она купила для Гала и где она умерла.
    В мае 1983 года, под впечатлением от математической теории катастроф Рене Тома, Сальвадор Дали написал свою последнюю картину- «Хвост ласточки» (фр. La queue d’aronde — Série des catastrophes).
    В 1984 году в его спальне возник пожар- неясно, либо это была очередная попытка суицида, либо всё это произошло по вине небрежности обслуживающего персонала. Роберт Дешарн, который руководил делами Далее в течение многих лет, спас его от смерти, вытащив из горящей комнаты. Ожоги на теле художника занимали 18% кожи.[78] В любом случае, Дали был спасен и вернулся в свой дом в Фигерасе, где группа художников, меценатов и коллег-художников заботилась о его благополучии до последних лет его земной жизни. В феврале 1985 года состояние Далее несколько улучшилось, и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете «Паис».
    Были обвинения в том, что его опекуны заставляли Дали подписывать пустые полотна, которые впоследствии, даже после его смерти, использовались для подделки и продавались как оригиналы. Также утверждается, что с 1965 года до своей смерти он сознательно продавал со своей подписью чистую литографическую бумагу в количестве более 50 000 таких листов.[79] Эти слухи заставили рынок искусства скептически относиться к работам, приписываемым Дали в его последний период.
    В ноябре 1988 года Дали поступил в больницу с признаками сердечной недостаточности. 5 декабря 1988 года его посетил король Хуан Карлос, который признался, который признался ему, что всегда был верным поклонником его работы.[80]
    В начале января 1989 года Дали был возвращен в Театр-музей, а по возвращении он сделал свое последнее публичное выступление. Его отвезли в инвалидной коляске в комнату, где ждали пресса и камеры и он сделал краткое заявление, сказав:
    «Я хочу жить для короля, для нашего короля, для Испании и для Каталонии, да здравствует король, живет Испания и живет Каталония. Поскольку я гений, я не имею права умереть, я никогда не умру».[81]
    Утром 23 января 1989 года, когда играла его любимая пластинка «Тристан и Изольда», Сальвадор Дали умер от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его тело было забальзамировано на срок до 300 лет; он был завернут в тунику, украшенную короной маркиза и рамкой, представляющей двойную спираль.[85] В течение недели тело находилось в музее в Фигерасе и тысячи людей приезжали только для того, чтобы проститься с великим гением. Он похоронен в склепе под сценой своего театра и музея в Фигерасе. Это место находится через дорогу от церкви Sant Pere, где он принял крещение, первое причастие и похороны, и всего в полукилометре  от дома, где он родился.[82] Таким удивительным образом, в одном месте, завершился круг жизни одного из выдающихся художников двадцатого века. Сегодня музей является главной туристической достопримечательностью и очаровывает посетителей со всего мира.
    Официально Сальвадор Дали умер бездетным. Ранним утром 20 июля 2017 года тело Дали было эксгумировано для получения образцов ДНК по решению суда первой инстанции № 11 Мадрида в связи с  иском об отцовстве.[83] Его бальзамировщик, Нарс Бардалет, присутствующий во время эксгумации заявил, что, снимая шелковый платок, который скрывал его лицо, он мог увидеть, «как усы все еще были целы, и стоят в десять минут одиннадцатого, как он и хотел».[84] В начале сентября 2017 года Фонд Дали объявил, что тест был отрицательным, гадалка Пилар Абель не была дочерью Дали.[86] Тело перезахоронили 16 марта 2018 года.[87]

    См. Творчество Сальвадора Дали, Идеология и личность Сальвадора Дали

    Наследие. В биографии Карлоса Лозано «Секс, сюрреализм, Дали и я», написанной в сотрудничестве с Клиффордом Терлоу, Лозано дает понять, что Сальвадор Дали никогда не переставал быть сюрреалистом. Дали говорил о себе: «единственное различие между мной и сюрреалистами состоит в том, что я сюрреалист» [134].
    Сальвадор Дали был назван главным вдохновителем многих современных художников, таких как Дэмьен Стивен Хёрст, Джефф Кунс и большинства других современных сюрреалистов. Маниакальное выражение лица Сальвадора Дали и знаменитые усы сделали его чем-то вроде культурной иконы для всего странного и сюрреалистического. Он был изображен Робертом Паттинсоном в «Маленьком пепле» (2008) и Эдрианом Броуди в «Полночь в Париже» (2011). В его честь названа пустыня в Боливии и кратер на Меркурии.
    За свою карьеру Сальвадор Дали создал около 1500 картин, сто с лишним иллюстраций к книгам, литографии, сценические рисунки, костюмы, а также огромное количество рисунков, скульптур и параллельных проектов в фотографии и кино.
    Ниже приведен список некоторых наиболее важных работ Дали за всю его карьеру (см. Список работ Сальвадора Дали).
    Самая большая коллекция произведений Сальвадора Дали собрана в Театре-музее Дали в Фигерасе, за которым следует коллекция Музея Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, штат Флорида, включающая частную коллекцию из полутора тысяч экспонатов А. Рейнольдса Морса и его супруги. Другие важные коллекции распределены между Музеем королевы Софии в Мадриде, галереей Сальвадора Дали в Pacific Palisades (Калифорния, Espace Dalí на Монмартре  Париж), в которых хранится большая коллекция рисунков и скульптуры.

    Музеи, посвященные исключительно Дали:

    • Управляется Фондом Гала-Сальвадор Дали 
    • Театр-музей Дали (Фигерас, Испания)
    • Дом-музей Сальвадора Дали (Кадакес, Испания)
    • Кастильо-де-Пуболь (Ла Пера, Испания)

    См. Внешние ссылки к статьям

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна!

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!