Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    29.05.2020
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Биография Михаила Сперанского

    Михаил Михайлович Сперанский (см.) родился в 1772 г. в семье бедного сельского священника. Семья жила в деревне Черкутино Владимирской губернии. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец его отвез во Владимирскую духовную семинарию [13]. Интересно, что отец Михаила не имел собственной фамилии, поэтому будущего семинариста записали как Сперанский (от лат. гла­го­ла «spero», «sperare» – «упо­вать», «на­де­ять­ся», «ожи­дать» [3]). Это объяснялось тем, что мальчик уже тогда проявлял большие способности, а это позволяло надеяться на то, что его ждет успех в будущем [8].

    Биография Михаила Сперанского
    Михаил увлекался в семинарии книгами, по всем предметам отлично учился и был очень дисциплинированным учеником. Особенно ему нравились философия и математика. Его способности помогли Михаилу стать первым учеником и гордостью семинарии. В это время был издан указ Екатерины II, по которому при  Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге учреждалась Главная духовная семинария. По решению Синода учиться туда послали Михаила Сперанского.
    Программа обучения, принятая в Александро-Невской семинарии были приближена к университетской. Там изучали философию, физику, математику, историю, географию, немецкий, английский и французский языки. Следует сказать, что французский язык Сперанский знал в совершенстве.
    Семинаристы могли пользоваться очень богатой библиотекой, которая была в их распоряжении. В фонде имелась не только богословская литература, но и работы западных мыслителей, таких как Дидро, Ньютон, Вольтер, Лейбниц, Локк, Кант и др. Очень быстро М. Сперанский стал одним из самых эрудированных семинаристов. Еще до того, как в 1791 году [9] он окончил семинарию, Сперанский был одним из образованнейших людей России.
    Выпускники Александро-Невской семинарии должны были вернуться в губернские семинарии в качестве преподавателей. Но для Михаила Сперанского было сделано исключение. Когда ему исполнилось 20 лет, он занял должность преподавателя математики в «главной семинарии» России. Вскоре он стал вести курсы философии, физики, красноречия. Но жалование Михаила Сперанского было весьма маленьким. Поэтому в 1795 г. он принял предложение князя А.Б. Куракина и стал его личным секретарем. В 1796 г. Михаил Сперанский оставил преподавательскую деятельность. По протекции Куракина он поступил на государственную службу и тем самым окончательно отказался от духовного звания и церковной карьеры.
    Таким образом, Михаил Михайлович Сперанский очень скоро показал себя не просто прилежным чиновником, но и учёным, честным, способным человеком, который к тому, же при необходимости умеет хранить тайны. У Сперанского были чрезвычайно развитые умственные способности, образованность. Это признавали даже те, кто его ненавидел. Всего четыре года понадобилось бедному семинаристу, чтобы он смог превратиться в сановника Российской империи, заслужить чин действительного статского советника. В то время немногие чиновники, даже имевшие протекцию и титул, могли бы так быстро подняться по карьерной лестнице. Вскоре Михаил Михайлович Сперанский получил и потомственное дворянство.
    В 1801 г. новым монархом Российской империи стал Александр I. Начало его правления было ознаменовано поворотом к либеральным реформам, разработанным в Негласном комитете, состоящем из представителей знатных семей – П.А. Строганова, В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, А.Е. Чарторыйского. 8 сентября 1802 г. были учреждены восемь министерств взамен коллегий, тормозивших систему государственного управления [10]. Министры назначались императором, сами принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии включались в соответствующие министерства.
    Впоследствии важнейшие вопросы рассматривались в Комитете министров, куда также вошли члены Негласного комитета. Административные преобразования разрабатывались в основном в Министерстве внутренних дел, где главой был В.П. Кочубей, а товарищем министра П.А. Строганов. К себе они приблизили в 1802 г. и М.М. Сперанского, увидев в нем человека необыкновенного ума и таланта. Став помощником В.П. Кочубея, М.М. Сперанский, благодаря своему труду и организаторским способностям смог значительно улучшить работу министерства МВД [11].
    После того, как Александр I взошел на престол, М.М. Сперанский занимался составлением манифестов и указов. Несомненный интерес представляют его труды, а именно «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803)[12], «Размышление о государственном устройстве империи», «О духе правительства», в которых постепенно вырисовывается его концепция управления.
    В своей записке императору в 1803 г. Михаил Михайлович Сперанский писал: «В самом деле, каким образом можно основать монархическое управление (под ним Сперанский понимал конституционное управление в стране), где половина населения находится в совершенном рабстве, где сие рабство связано со всеми почти частями политического устройства и с воинской системой… Каким образом можно основать монархическое управление без государственного закона и без уложения? Каким образом можно постановить государственный закон и уложение без отделения власти законодательной от власти исполнительной?..»[14].      М.М. Сперанский считал, что прежде, чем вводить конституцию, необходимо было решить все эти и другие подобные вопросы. Он предлагал придать следующий вид существующему строю:
    1) самодержавие пока сохранить;
    2) усилить народное мнение, долженствующее влиять ограничивающим образом на власть;
    3) стремиться вообще к приближению существующего строя к конституционному, для чего позаботиться, чтобы уже существующий строй содержал учреждения, которые «приспособляли бы дух народный» к восприятию идеи нового строя [15].
    При всей необходимости реформ, было ясно, что на их пути стоит крепостное право. Чтобы освободиться от него, необходимо было начать с просвещения, как считали многие видные государственные деятели, и в том числе Михаил Михайлович Сперанский. Благодаря их усилиям были открыты такие университеты, как Казанский, Харьковский, Петербургский педагогический институт (преобразованный впоследствии в университет), Виленский, Дерптский. В 1811 г. при участии Михаила Сперанского был открыт Царскосельский лицей. В это время также создаются многие гимназии и училища.
    В записке «О коренных законах государства», написанной в 1802 г., М.М. Сперанский писал, что в основе государства лежит закон, и принятие конституции не дают действенных результатов без его осуществления. Крепостное право он предлагал уничтожить в два этапа, сначала крестьяне должны были перейти из личной крепостной зависимости в «приписные», а потом могли переходить от одного помещика к другому [16].
    В записке «Размышления о государственном устройстве империи» государственный деятель утверждал, что опыт, заимствованный у других государств не может изменить ситуации в стране, но может привести к знанию понятий: свобода, права, законы. В этой записке он также отмечал, что государственное управление должно опираться на законы. Можно сказать, что М.М. Сперанский искал другое государственное устройство, и надеялся на ограниченную монархию.
    В работе «Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», написанной в 1803 г. М.М. Сперанский обращает внимание на принципы управления государством. Предметы государственной власти делились им на те, которые относятся к законодательной власти, и те, которые касаются исполнительной. К законодательной он относил все, касающееся «постановления, усовершения и сохранения законов», а к исполнительной все, касающееся постановления временных учреждений и исполнения законов.
    Михаил Михайлович Сперанский делил законы на три вида: государственный (конституционный), гражданский, уголовный. Суды делились им на уголовные и гражданские. Сам судебный процесс состоял из следствия, суждения, приговора. В своей работе Михаил Сперанский всячески подчеркивал то, что необходимо принять конституцию —  «закона, определяющего первоначальные права и отношения всех классов государственных между собою», а также составил схему построения государственного управления. Свои размышления о необходимости реформ в стране он продолжил в работах «О духе правительства», «О образе правления», «О силе общественного мнения», «Еще нечто о свободе и рабстве».
    Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. Приступу этому предпосланы были две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, они давали последнему дух и направление этой реформы, указывая, какие дельцы требуются для новых правительственных учреждений [17].
    Таким образом, Михаил Михайлович Сперанский сыграл большую роль в реорганизации системы управления. Необходимо отметить, что он понимал сложность предполагаемых реформ и осторожно начинал преобразовательную деятельность.
    Высшим достижением реформаторского периода царствования Александра I явилось «Введение к уложению государственных законов» (План всеобщего государственного образования). В 1808 г. Александр I поручил Михаилу Сперанскому выработать общий план государственного преобразования, в то же время он должен был руководить работой комиссии законов, работавшей над составлением нового кодекса.
    Следует отметить, что в период с 1808 по 1811 гг. Михаил Михайлович Сперанский пользовался большим доверием Александра I и с большой энергией и умением  воплощал в жизнь проекты в области реформирования государственного управления. Император Александр I передал Михаилу Сперанскому для работы над проектом все материалы Негласного комитета, записки, которые поступили в Комиссию составления государственных законов.
    «Введение к уложению государственных законов», выполненное Михаилом Сперанским состоит из двух отделений, в первом три раздела, во втором – пять. Первое отделение «О плане уложения» посвящено свойствам законов государственных, свойству государственных коренных законов и предметам коренных законов.
    Второе отделение «О разуме государственного уложения» включает такие разделы, как «Об общем разуме преобразования», «О разуме законов в державной власти», «О разуме государственного уложения в составлении законов», «О разуме законов в правах подданных», «О разуме законов органических»[18].
    Составленный Михаилом Сперанским план предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий предполагалось новое разделение граждан по правам на «дворянство», «людей среднего состояния» и «народ рабочий». Крепостное право предполагалось упразднить, и население империи Михаил Михайлович Сперанский видел граждански свободным. Право владения населенными землями, а также свобода от обязательной службы сохранялись за дворянством. Купцы, мещане, поселяне, у которых были земли, не населенные крестьянами составляли среднее сословие. Крестьяне, мастеровые люди, слуги составляли народ рабочий.
    Предполагалось государство заново разделить на губернии, округа, волости и создать новый порядок управления. Во главе государства должна была стоять «державная власть» монарха, окруженная «государственным советом».  Под их руководством должны были действовать законодательное, исполнительное, судебное учреждения. Законодательная власть, по мнению Сперанского, должна была состоять из выборных учреждений.
    Система выборов предусматривалась четырехступенчатой: Волостные думы, Окружные думы, Губернские думы. Государственная дума приравнивалась Сенату. Из Губернских дум составлялась Госу-дарственная дума.
    Таким образом, Михаил Сперанский желал привлечь население, правда, на основе имущественного ценза к участию в управлении властью. Также Михаил Сперанский предусматривал, что Государственная дума не может быть произвольно распущена императором. Все законы должны приниматься Государственной думой, а затем одобряться и обнародоваться императором.
    Исполнительная власть по плану Сперанского должна состоять из четырех уровней: волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором.
    Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на полицейское, народной промышленности, казенное. Фактически исполнительная власть возглавляется императором, при этом она ответственна перед законодательной властью [19].
    Судебная власть, по плану Сперанского была представлена иерархичной системой судов. Первой инстанцией был Волостной суд, затем следовали Окружной суд, Губернский суд. Высшей судебной инстанцией, по проекту Сперанского, был Сенат, но состоящий теперь из двух органов: Правительствующего и Судебного.
    По плану Михаила Сперанского, решение Судебного сената по делу окончательно; по сути, у императора нет рычагов влияния на Судебный сенат. Таким образом, судебная власть оказывается отделенной от исполнительной. Но в своих записках Сперанский называл предложенное новое управление «полуустройством», осознавая его несовершенность [20].
    Также Михаил Сперанский предусматривал введение суда присяжных. По мнению Сперанского преобразования должны были начаться с образования Государственного совета. Министерства наделялись правом законодательной инициативы и, представляя исполнительную власть, не вмешивались в дела законодательной и судебной власти.
    Законодательную власть координировал Государственный совет, председателем которого был император. Население должно было получить гражданские и политические права.
    Таким образом, в своем проекте Михаил Михайлович Сперанский никоим образом не посягал на монархическое государственное устройство, считая, что вся полнота власти принадлежит императору. Государственный деятель просто обозначал пределы этой власти. Проект был окончательно подготовлен и представлен императору в 1809 г. Александр I признал его весьма полезным и удовлетворительным. Но в высших кругах проект встретил огромное сопротивление, и император вынужден был отказаться от него.
    Следует отметить, что из плана, представленного Михаилом Сперанским, были реализованы части, касающиеся введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

    Внешние ссылки на статью см. основную статью о М. Сперанском.


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!