Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    27.09.2021
    Разное Комментариев нет

    Автобус

    АВТОБУС (предшественник- омнибус [3]) — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки большого количества пассажиров [1].
    Согласно определению Европейской экономической комиссии, Евростата и Международного транспортного форума, автобус- это дорожное пассажирское транспортное средство, предназначенное для перевозки более 24 человек (включая водителя) и имеющее как сиденья, так и стоячие места [2]. Автобусы могут иметь вместимость до 300 пассажиров [4], хотя средний автобус обычно перевозит от 30 до 100 человек.
    Автобус может быть использован для регулярных автобусных перевозок, как школьный транспорт, для частного проката или туризма; рекламные автобусы могут использоваться для политических кампаний. Первые автобусы с двигателем внутреннего сгорания, или моторные автобусы, появились в 1895 году. В последнее время большой интерес представляют гибридные электрические автобусы, автобусы на топливных элементах и электрические автобусы, а также автобусы, работающие на сжатом природном газе или биодизеле. Начиная с 2010-х годов производство автобусов становится все более глобализированным, и во всем мире появляются одни и те же конструкции.
    Автобус — это сокращенная форма латинского прилагательного omnibus («для всех»), дательного падежа множественного числа от omnis / omne («все») [Marchant, J.R.V.; Charles, Joseph F., eds. (1928). Cassell’s Latin Dictionary (Revised ed.)]. Теоретическое полное название — на французском voiture omnibus [3] («автомобиль для всех»). Название происходит от общественного транспорта, созданного в 1823 году французским владельцем кукурузной мельницы Станисласом Бодри в Ришбурге, пригороде Нанта. Побочным продуктом его мельницы была горячая вода, и поэтому рядом с ней он основал курортный бизнес. Чтобы привлечь клиентов, он открыл услуги конного транспорта из центра города Нант до своего заведения. Жители Нанта вскоре дали этой повозке прозвище «омнибус». В апреле 1828 года Бодри переехал в Париж и запустил там первый омнибусный сервис.

    • История конструкции

    Предшественниками автобусов в автомобильном пассажирском транспорте были дилижансы и конные омнибусы. В некоторых странах (Великобритания и Франция) паровые омнибусы стали популярны еще в XIX веке, но необходимость перевозки больших масс и объемов воды и топлива не способствовала развитию этих транспортных средств. В 1865 году в Англии развитие паровых омнибусов было заблокировано так называемым «Законом о красном флаге» (Red Flag Act), практически, запрещающим их использование.
    Изобретение двигателя внутреннего сгорания в конце 19 века позволило создавать дизельные омнибусы. Первые конструкции (первоначальное название Automobil-Omnibus, затем Auto-Omnibus) были созданы в компании «Benz» в начале ееё существования, а в 1895 году они начали сообщение в Германии. Первые автобусы были созданы путем развития пассажирского салона на шасси грузовика и приводились в действие двигателями с искровым зажиганием. Третий — после заводов «Daimler» и «Benz» — немецкий автомобильный завод «Stoewer» в Щецине был первым автобусным заводом [4]. Производство здесь началось в 1899–1900 годах.
    С межвоенного периода всё более широко применялись двигатели с воспламенением от сжатия (дизельные). Уже в 20-х годах прошлого века строится автобус с одной пассажирской кабиной (первые конструкции имели отдельное место водителя). Создание самонесущих кузовов в 1920-х годах в троллейбусах, а в 1930-х годах — в фургонах, позволило использовать их и в автобусах, что и было сделано компанией «Chausson» в 1942 году.
    Необходимость увеличения грузоподъёмности способствовала постройке первых многоосных (в том числе, шарнирно-сочлененных) и двухъярусных конструкций, а также использованию автобусных прицепов. С 1950-х годов, из-за интенсивной политики строительства бесплатных дорог в развитых странах, автобусы часто заменяли местные железные дороги.
    В то время автобусы стали конструктивно отличаться от конструкции других дорожных транспортных средств, то есть, вместо классической системы привода (двигатель, расположенный спереди, ведущие задние колеса), все чаще двигатель располагался сзади или под полом. Однако, обычные корпуса использовались как для местной и городской версии, так и для дальнобойной и туристической версий. Типичный пример такого решения — автобус серии «Икарус 200». В автобусах, используемых для местного движения, широко распространены двери, автоматически открываемые водителем. Из соображений безопасности постепенно отказались от использования прицепов в пользу сочленённых автобусов.
    Здесь проблемой стало опускание пола из-за наличия буксируемого прицепа. Прорывом явилось использование «Mercedes-Benz» противовесного устройства, которое позволило разместить двигатель сзади — в трейлере и с низким полом. Задняя часть толкает переднюю.
    В отличие от автобусов дальнего следования, туристические автобусы обычно строились с большими панорамными окнами и стеклянными крышами. В междугородних и туристических автобусах начали использоваться туалеты с замкнутым контуром и кондиционеры, что сделало путешествие более комфортным, чем поездка на поезде. Автобусы также обычно оснащены звуковой системой, баром и возможностью просмотра фильмов.
    В 1960-х годах в городских автобусах появились конструкции, улучшающие обзор — световые люки в крыше, а затем увеличение площади окон (марка «Chausson»). Городские автобусы обычно оснащены меньшим количеством и менее удобными сиденьями, но с многочисленными поручнями для стоящих пассажиров и с многоцелевыми помещениями (для багажа, колясок и инвалидных колясок). После 1970 года в городских автобусах появилась тенденция к понижению пола, чтобы облегчить посадку людей с ограниченными физическими возможностями и ускорить обмен пассажирами на автобусных остановках. Эти решения ранее были известны в трамваях.
    Комбинированные автобусы используются в малонаселенных районах для одновременной перевозки пассажиров и грузов.
    С начала 1990-х годов из-за большой роли двигателей внутреннего сгорания в загрязнении окружающей среды начали применяться все более строгие стандарты выбросов выхлопных газов и транспортные компании все чаще покупали автобусы, работающие на менее вредном природном газе. В развитых странах Западной Европы тенденция возврата к экологическому трамваю в высоко урбанизированных районах также становится все более заметной.
    После 2000 года в городском сегменте стали стандартом полностью низкопольные автобусы с башенным двигателем в заднем углу кузова.
    Автобусы длиной более 18 метров уже давно ходят в странах Южной Америки. Они могут иметь два сочленения и длину почти 25 метров. Эта тенденция проявляется и в некоторых агломерациях европейских стран, на линиях с высокой нагрузкой (марки «Mercedes-Benz CapaCity» или «MAN Lion’s City GXL»). Дополнительным их преимуществом является снижение потребности в водителях, недостаток — затрудненное маневрирование в тесном центре города. Двухэтажные автобусы, особенно популярные в Великобритании и в части азиатских стран, стали альтернативой увеличению количества пассажиров по отношению к водителям. Они легче маневрируют, чем сочлененные автобусы, и предлагают исключительно эргономичное расположение на верхней палубе. Также их активно используют в туристических маршрутах.

    Автобус
    «Ursus City Smile» с водородным двигателем
    Новинка второго десятилетия XXI века — создание гибридов — электробусов, использующих, в основном, аккумуляторные батареи (в отличие от классических троллейбусов), но способных заряжаться электричеством во время движения. Очень современное решение — использовать для этой цели не воздушную электрическую тягу или металлические рельсы, а технологию «SMFIR» (от ang. Shaped Magnetic Field in Resonance). Транспортные средства этого типа используются, например, в южнокорейском городе Гуми.

    • Классификация

    По назначению автобусы делят на
    городские;
    междугородные;
    туристические;
    специальные (школьные, полицейские, автобусы повышенной проходимости и т.п.).
    По габаритной длиной автобусы делятся на пять классов:
    особенно малый — до 5,0 м;
    малый — 6,0-7,5 м;
    средний — 8,0-9,5 м;
    большой — 10,5-12,0 м;
    особенно большой — более 16,5 м (соединены автобусы).
    Кузов автобуса может быть капотного или вагонного типа.
    Средние городские автобусы рассчитаны на 35-40 пассажиров, крупные — на 110-120, сверхбольшие — на 230 пассажиров.

    Ссылки:
    1. https://encyklopedia.pwn.pl/haslo/;3872528
    2. https://ec.europa.eu/eurostat/ramon/coded_files/transport_glossary_4_ed_PL.pdf
    3. https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannica/Omnibus


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты