Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    24.01.2022
    Энциклопедия кино Комментариев нет

    Австрийское кино

    АВСТРИЙСКОЕ КИНО — всё кинопроизводство и прокат в Австрии (см.), понимаемой как: в 1895—1918 годах — Австро-Венгрия (см.), в 1919—1934 годах — Австрийская республика, в 1934—1938 годах — Австрийское федеративное государство, в с 1938—1938 по 1945 год — как территория в составе Третьего рейха, в 1945—1955 годах — как территория позднейшей оккупации союзников, а с 1955 года — как независимое государство в нынешних границах. Одними из пионеров раннего австрийского кино были кинопродюсер Александр Йозеф Коловрат-Краковский, режиссёр Луиза Флек, уроженец Австро-Венгрии Майкл Кёртис и выходец из Венгрии Александр Корда. Несколько австрийских режиссеров сделали карьеру в Веймарской Германии, а затем в Соединённых Штатах, среди них Фриц Ланг, Г. В. Пабст, Йозеф (Джозеф) фон Штернберг, Билли Уайлдер, Фред Циннеманн и Отто Премингер.

    Австрийское кино
    Реклама фильмов французских братьев Люмьер в Вене, 1896 год

    В период между двумя мировыми войнами такие режиссеры, как Э. В. Эмо и Генри Костер, последний из которых эмигрировал из Австрии, предоставили примеры австрийских комедий. В то же время Вилли Форст и Уолтер Райш основали жанр Wiener Film (Венских фильмов). После того, как в 1938 году Австрия стала частью нацистской Германии, венская кинокомпания «Wien-Film» стала важной студией для, казалось бы, неполитических постановок. После Второй мировой войны кинопроизводство в Австрии, при частичной поддержке союзных войск, вскоре возобновилось. Ветераны и новые режиссёры, такие как Эрнст Маришка, Франц Антель, Геза фон Чиффра, Геза фон Болвари и Вальтер Кольм-Велти пересмотрели традиции комедии, провинциального жанра Heimatfilm и биографических фильмов и положили начало новому жанру роскошного имперского эпоса (например, «Сисси» (нем. Sissi) Маришки) и мюзиклов, которые по международным кассовым сборам конкурировали с голливудскими развлечениями.
    В период между двумя мировыми войнами такие режиссеры, как Э. В. Эмо и Генри Костер, последний из которых эмигрировал из Австрии, предоставили примеры австрийских комедий. В то же время Вилли Форст и Уолтер Райш основали жанр Wiener Film (Венских фильмов). После того, как в 1938 году Австрия стала частью нацистской Германии, венская кинокомпания «Wien-Film» стала важной студией для, казалось бы, неполитических постановок. После Второй мировой войны кинопроизводство в Австрии, при частичной поддержке союзных войск, вскоре возобновилось. Ветераны и новые режиссеры, такие как Эрнст Маришка, Франц Антель, Геза фон Чиффра, Геза фон Болвари и Вальтер Кольм-Велти пересмотрели традиции комедии, провинциального жанра Heimatfilm и биографических фильмов и положили начало новому жанру роскошного имперского эпоса (например, «Сисси» (нем. Sissi) Маришки) и мюзиклов, которые по международным кассовым сборам конкурировали с голливудскими развлечениями.
    Австрийское кино1950-е годы принесли Австрии самый большой бум кинопроизводства в её истории, но без неореализма или школы Новой волны, которые возродили другие европейские кинотеатры в ту эпоху, и без национальных субсидий, к 1968 году коммерческая австрийская киноиндустрия бы рухнула, а экспериментальное кино осталось в очень ограниченном объёме. К 1970-м годам телевидение стало средством для выхода к людям развлекательных фильмов, короткометражные фильмы радикального движения венского акционизма полностью отказались от повествовательной структуры, а австрийский альпийский пейзаж, а также некоторые его режиссёры и актёры использовались для постановки западногерманских секс-комедий.
    Благодаря государственной субсидии, полученной в 1981 году, в 1980-х и 90-х годах на внутренних и международных фестивалях активно зарекомендовало себя новое поколение австрийских кинематографистов, среди них Аксель Корти, Ники Лист, Пол Харатер, Михаэль Ханеке, Барбара Альберт, Харальд Зихериц, лауреат премии «Оскар» 2008 года Штефан Рузовицки и Ульрих Зайдль. В первом десятилетии 21 века австрийское кино обрело давно откладывавшуюся «Новую волну» и международный успех критиков.
    Среди австрийских актёров, добившихся международной известности и признания, следует отметить Эриха Штрогейма, Элизабет Бергнер, Оскара Вернера, Густи Хубер, австрийца немецко-французского происхождения Курда Юргенса, Лотте Ленья, Марису Мелл, Хельмута Бергера, Арнольда Шварценеггера и Кристофа Вальца.

    • История австрийского кино

    • Австрийское кино до 1918 года

    Между 1896 и, примерно, 1905 годами в Австрии производились только кинохроники, в основном, французскими компаниями, такими как «Pathé Frères» и «Gaumont». Первыми фильмами австрийских режиссёров стали серии короткометражных эротических фильмов, таких как «Am Sklavenmarkt», снятых фотографом Иоганном Шварцером, основавшим в 1906 году компанию «Saturn-Film». Некоторые из его постановок были найдены и восстановлены в последние годы «Filmarchiv Austria».
    Основное кинопроизводство началось в 1910 году, когда Антон Кольм, его жена Луиза Кольм и Якоб Флек основали компанию «Erste österreichische Kinofilms-Industrie» (позже «Wiener Kunstfilm»). Они начали с кинохроники, но вскоре стали выпускать игровые фильмы. В 1912 году Граф Александр Йозеф Коловрат-Краковский, богатый дворянин из Богемии, основал компанию «Sascha-Filmindustrie AG». В период до 1918 года она превратилась в крупнейшую производственную компанию Австрии; его главным конкурентом был «Wiener Kunstfilm». После начала Первой мировой войны австрийская киноиндустрия набирала силу, поскольку многим иностранным компаниям, в том числе, принадлежащим мощной киноиндустрии Франции, больше не разрешалось в Австрии производить или распространять фильмы. В период с 1914 по 1918 год в Австрии было снято около 200 фильмов — вдвое больше, чем за все предыдущие годы.
    К этому времени ряд австрийских кинематографистов уже эмигрировало в США, где начали новый этап своей карьеры. Эрих фон Штрогейм и Йозеф фон Штернберг были лишь двумя уроженцами Австрии, которые внесли свой вклад в ранний успех Голливуда. Менее известными режиссерами, начавшими свою карьеру в США, были, например, Генри Лерман, снявший несколько сотен фарсовых фильмов, в том числе, первые четыре фильма с Чарли Чаплином в главной роли. Основатель «Fox Film Corporation» Уильям Фокс (урожденный Вильгельм Фукс) и первый независимый продюсер в Голливуде Сэм Шпигель также были коренными австрийцами, родившимися немецкоязычными евреями в Австро-Венгрии. Соучредитель «Metro-Goldwyn-Mayer» Маркус Лёв родился в семье еврейских эмигрантов из Австро-Венгрии.

    Австрийское кино в 1918-1936 годах
    После окончания Первой мировой войны кинопроизводство продолжало расти, потому что тогдашняя австрийская валюта, крона, была очень слабой. В результате австрийские фильмы стоили дешевле, чем фильмы из других стран. В период с 1919 по 1922 год австрийское кинопроизводство достигло своего небывалого пика: ежегодно выходило от 100 до 140 фильмов.
    Многие фильмы, снятые в этот период, были более низкого качества, чем фильмы известных кинопроизводящих стран, таких как Франция, Великобритания, Дания, Германия и Италия. Но среди массы низкосортной продукции были и фильмы продюсеров и режиссеров, придававших качеству большое значение. Следовательно, экспрессионистский стиль кинопроизводства зародился не только в немецком, но и в австрийском кинематографе, например, в фильме Пауля Чиннера «Ад» (1920). Сценарий одного из самых значительных немецких экспрессионистских фильмов «Кабинет доктора Калигари» (1920) был написан двумя австрийцами, Карлом Майером и Гансом Яновицем. Вместе с Фрицем Лангом и Паулем Чиннером они в то время также работали в Берлине, поскольку Берлин был центром немецкоязычной киноиндустрии. Австриец Фриц Кортнер, работавший как в Германии, так и в Австрии — например, в австрийских доэкспрессионистских постановках, таких как «Мандарин» (1918), — был одним из самых известных актеров-экспрессионистов. Самый известный австрийский экспрессионистский фильм — «Руки Орлака» (1924) немецкого режиссера Роберта Вине, в котором снимались Конрад Вейдт и Фриц Кортнер.
    Примерно в 1923 году, из-за растущей конкуренции со стороны США, вся европейская киноиндустрия пришла в упадок. Американские фильмы можно было экспортировать в Европу очень дешево, потому что затраты на производство уже окупились в американском прокате. Европейская киноиндустрия, разделенная на множество стран и множество языков, не могла производить качественные фильмы по достаточно низкой цене, чтобы конкурировать с американским импортом. Другой проблемой, затронувшей Германию и Австрию, было успешное сдерживание гиперинфляции. Австрийские фильмы перестали быть дешевыми, и экспорт упал. В результате, к середине двадцатых годов, австрийское кинопроизводство сократилось до 20–30 фильмов в год, что соответствует значительному сокращению его размера после Первой мировой войны. За всю эпоху немого кино в Австрии было снято около 1000 фильмов.
    1920-е годы были также эпохой эпического кино по образцу фильмов довоенного периода из Соединенных Штатов (например, фильмов Д. У. Гриффита) и Италии. В Австрии австро-венгерские режиссеры Михаэль Куртиц и Александр Корда сняли эпические фильмы для «Sascha-Film» и «Vita-Film» (преемника «Wiener Kunstfilm»), среди которых «Prinz und Bettelknabe» (1920), «Samson und Delila» (1922), «Sodom und Gomorrha: Die Legende von Sünde und Strafe» (1922), «Der Junge Medardus» (1923), «Die Sklavenkönigin» (1924), «Harun al Raschid» (1924) и «Salammbo» (1925). Эти фильмы были самыми масштабными из когда-либо снятых в Австрии, с огромными затратами на производство, до 10 000 костюмированных статистов и огромными декорациями, такими как «Храм Содома», которые были спроектированы и построены лучшими австрийскими декораторами того периода Эмилем Штепанеком, Артуром Бергером и Юлиусом фон Борсоди. Над этими фильмами работали лучшие представители австрийской киносцены. Ведущие кинематографисты, такие как Франц Планер и Ханс Тейер, снимали фильмы, а жены режиссеров, Люси Дорейн (Майкл Кертис) и Мария Корда (Александр Корда), были ведущими дамами фильмов. В актёрский состав вошли звезды австрийского кино и театра, такие как Ханс Тимиг, Вальтер Слезак, Оскар Береги, Ханс Марр. Некоторые кинозвезды более поздних лет, например Вилли Форст, появлялись в некоторых из этих фильмов в качестве статистов.

    • Австрийское кино в 1936-1945 годы

    Хотя до 1938 года Австрия и не была аннексирована Германией, из-за давления со стороны нацистской Германии уже с 1936 года евреям было запрещено работать в австрийской киноиндустрии. Германия была самым важным экспортным рынком для австрийских фильмов, и Германия пригрозила полным запретом на их импорт, если австрийцы не выполнят эти требования. Единственным исключением из этого запрета стал, по неизвестным причинам, фильм «Эпизод» (1935) режиссера-еврея Вальтера Райша. Большинство еврейских австрийских режиссеров, актеров и других работников киноиндустрии, наряду со многими нееврейскими противниками нацистов, в последующие годы эмигрировали во Францию, Чехословакию, Великобританию и США. Не уехавшие погибли во время Холокоста. Из австрийских эмигрантов, к-рые сделали успешную карьеру в Соединенных Штатах, стали режиссёры Билли Уайлдер, Фред Циннеманн, Отто Премингер, Джо Мэй и Эдгар Г. Ульмер.
    После аншлюса некоторые кинематографисты пришли к соглашению с новым нацистским руководством, в то время как другие предпочли оставить кинобизнес при нацистах или спрятаться в подполье — например, знаменитый художник по костюмам Гердаго, который продолжал создавать костюмы для фильмов про Елизавету Баварскую.
    Вся австрийская киноиндустрия была быстро объединена в одну компанию «Wien-Film», которая стала новым названием «Sascha-Film» после ее конфискации нацистами с помощью банка «Creditanstalt». «Wien-Film» выпустила несколько откровенно пропагандистских фильмов; большую часть её продукции составляли, по-видимому, безобидные комедии, часто имевшие антидемократический и антисемитский подтекст. Хотя нацистская цензура была строгой, несколько фильмов содержали критику, скрытую на метафорическом уровне, например, музыкальные комедии Вилли Форста.

    • Австрийское кино в 1945-1970 годы

    Период между 1945 и 1970 годами был эпохой музыкальных комедий, ставших популярными уже в 1930-е годы, и Heimatfilme- сентиментальных фильмов с деревенской обстановкой. После Второй мировой войны города Австрии были разрушены, и кинематографисты перенесли свои работы в сельскую местность, чтобы показать населению «хорошую и красивую» Австрию. В 1950-х годах, в эпоху Wirtschaftswunder, не было популярного призыва к серьезным или критическим фильмам; общественность отдавала предпочтение фильмам, демонстрирующим безопасную среду, спасение от разрушения недавней истории. Действие многих комедий того периода происходило во времена Австро-Венгерской империи, поскольку этот период ассоциируется с роскошью, элегантностью, романтикой и видением Австрии как большой, могущественной и мирной. Это объясняет популярность фильмов Sissi с Роми Шнайдер в главной роли в роли императрицы Елизаветы, которые имели успех не только внутри страны, но и за рубежом. Эти фильмы послужили образцом для многих других австрийских фильмов того периода. Помимо Шнайдер, другими австрийскими кинозвездами 1950-х и 1960-х годов были Петер Александер, Аттила Хёрбигер, Магда Шнайдер, Вольф Альбах-Ретти и Ганс Мозер. Среди режиссеров очень плодовитый Франц Антель стал известен благодаря своим популярным комедиям.

    • Австрийское кино в 1970–1990 годы — эпоха структурных изменений

    1970-е годы были периодом, когда австрийское кинопроизводство достигло своего пика: ежегодно производилось от пяти до десяти фильмов. Реакционная австрийская киноиндустрия уступила место телевидению, в то же время появилось новое, молодое и критично настроенное поколение кинематографистов — австрийское авангардное движение — с зачастую экспериментальными постановками. Среди известных режиссёров-авангардистов, некоторые из которых начали работать в конце 1950-х годов, были Питер Кубелка, Франц Новотный, Эрнст Шмид-младший, Ферри Радакс, Курт Крен, Вали Экспорт, Отто Мюль и Питер Вайбель.
    Примерно к 1980 году в Австрии началась новая волна массового кинопроизводства. Поскольку современной промышленности приходится конкурировать с такими видами досуга, как телевидение и компьютеры, которых не существовало в период её расцвета в межвоенный период и в 1950-е годы, возврат к уровню производства тех времен кажется маловероятным. Однако австрийская киноиндустрия начала заново открывать для себя различные жанры кино, которые были в значительной степени забыты с 1930-х по 1960-е годы, когда на отечественной сцене преобладали сентиментальные комедии. Хотя комедии и по сей день остаются популярными в Австрии, природа комедии изменилась, и популярность вернулась к драмам. Другие жанры, такие как боевики, триллеры, фэнтези и фильмы ужасов не прижились в Австрии, не в последнюю очередь из-за их высокой стоимости производства и зависимости от дорогих спецэффектов. Производство австрийских фильмов 21 века редко стоит более 1–2 миллионов евро, поскольку более высокие затраты нельзя окупить на внутреннем рынке, и лишь немногие австрийские фильмы успешно распространяются за рубежом. В то же время почти вся система дистрибьюции в Австрии находится в руках крупных американских кинокомпаний, которые продают собственные фильмы. В результате, у фильмов австрийского производства мало маркетинга и рекламы.

    • Австрийское кино после 1990-х годов- наше время

    ​​​​​В 1990-е годы австрийская киноиндустрия претерпела ряд структурных изменений. Некоторые режиссеры, как состоявшиеся, так и начинающие, создали свои собственные кинокомпании, чтобы делиться ресурсами и учиться друг у друга. Другие кинокомпании, крупнейшими из которых являются «Dor-Film» и «Allegro-Film», выпускающие не менее двух фильмов в прокат в год, концентрируются на коммерческой продукции, такой как комедии со звездами кабаре, которые пользуются большим авторитетом на австрийском рынке. Такие комедии, в частности «Hinterholz 8» и «Poppitz» режиссера Харальда Зихерица, имели самые высокие кассовые сборы среди всех австрийских фильмов за последние 25 лет. Эти компании также производят более сложные фильмы, но только в ограниченном количестве, поскольку производство, кроме комедий, в Австрии сопряжено с финансовыми рисками, если не может быть обеспечено зарубежное распространение.
    Доля австрийских фильмов во внутреннем прокате является одной из самых низких в Европе: только около 3% просмотров кинотеатров приходится на отечественные фильмы. Каждый год ежегодная десятка лучших фильмов в австрийском прокате включает, как правило, только американские. Высококачественные австрийские фильмы, которые в последние годы завоевывают все большее признание критиков, обычно производятся небольшими производственными компаниями, часто в сотрудничестве с другими странами. Примерами этого являются «Пианистка» и «Скрытое» Михаэля Ханек- вероятно, самого известного австрийского режиссера. Другие успешные австрийские фильмы с 2000 года (полностью австрийские и совместное производство): «We Feed the World» (Эрвин Вагенхофер), «Darwin’s Nightmare» (Хуберт Заупер), «Зовём Хеди Ламарр» (Георг Миш), «Грбавица» (босн. Gŕbavica) (Ясмила Жбанич), «Трущобы» (Майкл Главоггер), «Silentium» и «Komm, süßer Tod» (оба Вольфганга Мурнбергера), «Воспитатели» (нем. Die fetten Jahre sind vorbei) (Ханс Вайнгартнер) и «Hundstage» (Ульрих Зайдль). Другими известными современными режиссерами являются Барбара Альберт, Андреа Мария Дусл, Элизабет Шаранг, Джессика Хауснер, Стефан Рузовицки, Рут Мадер, Курт Палм, Николаус Гейрхальтер и житель США Роберт Дорнхельм.
    Современное австрийское кино известно во всем мире своими реалистичными социальными драмами, которые с конца 1990-х годов пользовались большим вниманием и получили множество наград на международных кинофестивалях. По случаю киноряда австрийских фильмов в Линкольн-центре, где были показаны такие фильмы, как «Hundstage» или «Nordrand», «The New York Times» пришла к выводу, что Австрия в настоящее время является «мировой столицей дурного кино» [1].
    «Фальшивомонетчики» (нем. Die Fälscher) Штефана Рузовицки в 2007 году получил премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке, а «Реванш» был номинирован на ту же награду в 2009 году. Критическое признание австрийского фильма новой волны продолжилось, и в 2013 году франкоязычный фильм Михаэля Ханеке «Любовь», представляющий Австрию, получил Оскар и премию «BAFTA» за лучший фильм на иностранном языке.


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты

    error: Content is protected !!