Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    13.01.2021
    Произведения искусства Комментариев нет

    Австралийское изобразительное искусство

    Австралийское изобразительное искусство имеет весьма давнюю историю, к-рая берёт своё начало более чем 30 000 лет назад с настенных росписей и деревянных фигурок, выполненных аборигенами (см.) континента. Изобразительное искусство Австралии (см.) включает искусство коренных народов Австралии, колониальное искусство, пейзажи, студийные работы и современное искусство. Австралия стала родиной плеяды известных художников, творивших как в западных традициях, так и в традициях коренных народов. Более того, священность земли является общей темой этих двух художественных традиций.

    • Искусство коренных народов Австралии

    Считается, что первые предки австралийских аборигенов прибыли в Австралию уже 60 000 лет назад [1], а свидетельства изобразительного искусства аборигенов Австралии можно проследить не менее 30 000 лет назад. Примеры древних наскальных изображений аборигенов можно найти по всему континенту. В районе плато Кимберли Западной Австралии пещерные росписи аборигенов связаны с представлениями о дожде и «змее-радуге»; для Арнемленда это уже своеобразный рентгеновский стиль росписей и рисунков на коре деревьев, а также скульптурные фигурки, близкие к меланезийской культуре [2]. Известные примеры можно увидеть в национальных парках страны, например, рисунки, внесенные в список ЮНЕСКО в Улуру и в Национальном парке Какаду на Северной территории. Наскальные рисунки также можно найти в охраняемых парках в городских районах, таких как Национальный парк Ку-ринг-гай Чейз (англ. Ku-ring-gai Chase National Park) в Сиднее [3]. Этим наскальным рисункам приблизительно от 5000 до 200 лет.
    С точки зрения возраста и изобилия, пещерное искусство в Австралии сравнимо с искусством Ласко и Альтамиры в Европе [4], а искусство австралийских аборигенов считается старейшей в мире продолжающейся традицией искусства [5]. Существует три основных региональных стиля: геометрический стиль, распространенный в Центральной Австралии, Тасмании, Кимберли и Виктории, известный своими концентрическими кругами, дугами и точками; простой образный стиль, открытый в Квинсленде; сложный образный стиль, найденный в Арнемленде, который включает своеобразный рентгеновский стиль изображения [2]. Эти рисунки обычно имеют значение, связанное с духовностью «Времени снов» (см. Австралийские религии) [6].
    Уильям Барак (около 1824–1903) был одним из последних традиционно образованных представителей вурунтьери-виллам, выходцев из района, в который сейчас входит город Мельбурн. Он получил известность своими произведениями искусства, в которых запечатлены традиционные способы обучения коренных жителей Запада (в составе постоянной экспозиции в Центре Яна Поттера Национальной галереи Виктории и в Галерее изящных искусств Балларата). Маргарет Престон (1875–1963) была среди первых художников, не принадлежащих к коренным народам, которые использовали в своих работах влияние аборигенов. Альберт Наматжира (1902–1959) – известный австралийский художник, выходец из Аррернте. Его пейзажи вдохновили Художественную школу Хермансбург [7]. Работы Элизабет Дурак отличаются сочетанием западных и местных влияний. С 1970-х годов местные художники использовали акриловые краски и такие стили, как Papunya Tula, стали всемирно известными художественными движениями 20-го века.
    В Национальной галерее Австралии представлено множество произведений искусства коренных народов, в том числе, произведений искусства с островов Торресова пролива, известных своими традиционными скульптурами и головными уборами [8]. Художественная галерея Нового Южного Уэльса имеет обширную коллекцию произведений искусства коренных народов Австралии. В мае 2011 года директор Отдела наследия, эволюции и наскального искусства (PERAHU) в Университете Гриффита Пол Тасон призвал к созданию национальной базы данных по наскальному искусству [9]. В мае 2011 года австралийский антрополог Пол Такон, вместе с уважаемым австралийским актером Джеком Томпсоном, запустил кампанию «Защити дух Австралии». Эта кампания направлена на создание самого первого полностью обеспеченного ресурсами национального архива для сбора информации о местах наскального искусства, а также на планирование будущего управления и сохранения наскального искусства. Национальный институт наскального искусства объединил бы существующие знания в области наскального искусства из Университета Гриффита, Австралийского национального университета и Университета Западной Австралии, если бы они финансировались филантропами, крупным бизнесом и государством. Два раза в год издаётся академический журнал Rock Art Research, а также выплачиваются международные стипендии по изучению наскального иск-ва.

    • Раннее западное изобразительное искусство Австралии

    Первыми художественными представлениями австралийской сцены европейскими художниками были, в основном, иллюстрации по естествознанию, изображающие самобытную флору и фауну открытого континента для научных целей, а также топография побережья. Сидни Паркинсон, шотландский ботаник, посетивший Австралию в 1770 году вместе с Джеймсом Куком, под руководством натуралиста Джозефа Бэнкса выполнил большое количество рисунков флоры. По возвращении в Европу многие из его набросков были встречены весьма скептически- например, утконос был объявлен полным измышлением натуралиста. Картины Джорджа Стаббса 1772 года – Portrait of a Large Dog и The Kongouro from New Holland, изображавшие, соответственно, динго и кегуру- станут первыми изображениями австралийской фауны, получившими широкое распространение в Великобритании.
    Раннее западное изобразительное искусство Австралии, начиная с британской колонизации в 1788 году, часто описывается как постепенный переход от европейского восприятия света к сугубо австралийскому. Освещение в Австралии отличается от колористики Европы, и ранние пейзажи континента именно это и пытались передать. Это также стало одним из преобразований, когда художественные идеи, приходящие на новый континент и в развивающееся общество извне (в первую очередь, из Европы), обрели своё новое значение и цель [Art in Australia: From Colonization to Postmodernism. Christopher Allen (1997). Thames and Hudson, World of Art series].
    Несмотря на предложения Бэнкса, в 1788 году в составе Первого флота не было ни одного профессионального художника-естественника. До начала века все рисунки, сделанные в колонии, были созданы солдатами, в том числе, британскими военно-морскими офицерами Джорджем Рэпером и Джоном Хантером, а также осужденными художниками, в том числе, Томасом Уотлингом [11]. Однако, многие из этих рисунков выполнены неизвестными художниками, в первую очередь, художником Порт-Джексоном.
    в нач. 19 века экспедиции сопровождали несколько профессиональных иллюстраторов естественнонаучного профиля, включая Фердинанда Бауэра, который путешествовал с Мэтью Флиндерсом, и Шарля-Александра Лесюёра, который путешествовал с французской экспедицией под руководством Николя Бодена. Первым постоянным профессиональным художником был Джон Левин, который прибыл сюда в 1800 году и опубликовал два тома естествознания. Британский орнитолог Джон Гульд был известен своими иллюстрациями птиц страны. В конце 19 века австралийцы Харриет и Хелена Скотт были очень уважаемыми иллюстраторами [10]. «Утконос» Левина (1808) демонстрирует зрителю самые мелкие детали строения животного, что оказывает значительную помощь в изучении фауны континента.
    Помимо естественной истории, были созданы этнографические портреты австралийских аборигенов, особенно, в 1830-х годах. Среди художников-этнологов следует отметить Августа Эрла из Нового Южного Уэльса [11] и Бенджамина Дутеррау, Роберта Даулинга и скульптора Бенджамина Лоу- авторов зарисовок тасманских аборигенов.
    Самым значительным художником-пейзажистом этой эпохи был Джон Гловер. Находясь под сильным влиянием европейских пейзажистов 18-го века, таких как Клод Лоррейн и Сальватор Роза, его работы отражали характерные австралийские черты открытой местности, упавших бревен и голубых холмов [Australian Painting: 1788–2000. Bernard Smith with Terry Smith and Christopher Heathcote (2001). Oxford University Press].
    Конрад Мартенс (англ. Conrad Martens; 1801 — 1878) работал с 1835 по 1878 год как профессиональный художник, рисовал множество пейзажей и добился коммерческого успеха. Его работы были оценены в сторону сближения с европейскими представлениями ландшафтной живописи. Хорошо известны его акварельные исследования Сиднейской гавани, к-рые рассматриваются как привнесение в картины неких романтических идеалов [12]. Мартенса также помнят по сопровождению ученого Чарльза Дарвина на «Бигле» (как и Августа Эрла).

    • Золотая лихорадка и экспансия (1851–1885)

    С 1851 года викторианская золотая лихорадка привела к огромному притоку поселенцев и новым богатствам. С. Т. Гилл (1818–1880) задокументировал жизнь на австралийских золотых приисках [11], однако колониальный рынок искусства, в первую очередь, желал пейзажных картин, которые заказывались богатыми землевладельцами или торговцами, желавшими зафиксировать свой материальный успех [13].
    В 1895 году картина Уильяма Пигуэнита (1836–1914) «Flood in the Darling» была приобретена Национальной галереей Нового Южного Уэльса [McCulloch, Alan McCulloch, Susan McCulloch & Emily McCulloch Childs: McCulloch’s Encyclopedia of Australian Art Melbourne University Press, 2006].
    Среди известных художников следует отметить Юджина фон Герарда, Николаса Шевалье, Уильяма Струтта, Джона Скиннера Праута и Кнуда Булла.
    Ключевой фигурой в пейзажной живописи более позднего периода был Луи Бювело. На него оказали влияние художники барбизонской школы, и поэтому он использовал технику пленэра и более домашний и уравновешенный взгляд на изображение пейзажа, в отличие от акцента на странности или опасности, преобладавшего у более ранних художников. Такой подход, вместе с его обширным педагогическим влиянием, привели к тому, что его окрестили «отцом пейзажной живописи в Австралии».
    В 1840-х годах было предпринято несколько попыток проведения художественных выставок, которые привлекли ряд художников, но потерпели коммерческую неудачу. К 1850-м годам, однако, стали популярны регулярные выставки, на которых были представлены самые разные виды искусства. Первая из этих выставок состоялась в 1854 году в Мельбурне. В 1861 году был основан Художественный музей, который впоследствии стал Национальной галереей Виктории и начал собирать как австралийские работы, а также коллекции европейских мастеров. Важно отметить, что он также открыл художественную школу, важную для следующих поколений австралийских художников.
    Х. Дж. Джонстон, профессиональный фотограф и ученик Бювело, нарисовал крупномасштабную сцену «Вечерние тени» (1880)- первое приобретение Художественной галереи Южной Австралии и, возможно, самую известную репродукцию Австралии [14].

    • Австралийские импрессионисты (1885–1900) 

    Истоки отчетливо австралийской традиции живописи часто связывают с Гейдельбергской школой конца 19 века. Названные в честь лагеря Тома Робертса и Артура Стритона, основанного в Гейдельберге (тогда это был сельский пригород на окраине Мельбурна), эти художники вместе с Фредериком Маккаббином, Чарльзом Кондером и другими начали импрессионистический пленэрный подход к австралийскому пейзажу, который остается неотъемлемой частью общественного сознания Австралии, как в мире искусства, так и за его пределами.
    Основная часть их работ изображают сцены из сельской местности Австралии. Центральные темы их искусства включают ручной труд, освоение земли и идеализацию сельских пионеров. К 1890-м годам большинство австралийцев были горожанами, как и сами художники, и романтический взгляд на жизнь первопроходцев придал большую силу и популярность таким картинам, как «Стрижка овец» (англ. Shearing the Rams). Робертс использует формальную композицию и сильный реализм, в то время как относительная анонимность мужчин и их приглушенное выражение лиц позволяет сделать акцент именно на самом процессе стрижки, а не на персонификации действующих лиц.
    Изображая благородство сельской жизни, австралийские художники Гейдельбергской школы отдают дань признания Жану-Франсуа Милле, Жюлю Бастьену-Лепажу и Густаву Курбе, но методы и цели французских импрессионистов стали для них источников большего вдохновения и серьёзно повлияли на их конечный результат. В их ранней и чрезвычайно влиятельной выставке небольших набросков «9 на 5 впечатлений» зрителям сразу была ясна их импрессионистическая программа, о чём свидетельствует их каталог: «Эффект лишь кратковременный: поэтому импрессионист пытается найти свое место … художники старались передать его добросовестно и, таким образом, получить первые записи об эффектах, которые сильно различаются и часто носят очень мимолетный характер» [15].
    Другими известными художниками, связанными с Гейдельбергской школой, были Уолтер Уизерс, который выиграл вступительную премию Винна в 1896 году [22], и Джейн Сазерленд, ученица Маккуббина. Импрессионист Джон Рассел родился и вырос в Сиднее. Большую часть своей карьеры он провел в Европе, где подружился с Винсентом Ван Гогом (см.) и Клодом Моне. В письмах домой своему другу Тому Робертсу он рассказывал о достижениях французского импрессионизма.

    • Изобразительное искусство Австралии 20-21 века

    В 1901 году шесть самоуправляющихся австралийских колоний объединились в единую нацию. Такие художники, как Ханс Хейзен и Элиот Грюнер, опирались на австралийские пейзажные традиции художников Гейдельбергской школы, создавая грандиозные националистические пасторальные пейзажи. Другие сделали успешную карьеру в Лондоне и Париже, например, Руперт Банни и Хью Рамзи. К нач. 21 века, в связи с возросшей эмиграцией из Азии, в изобразительном искусстве Австралии усилился специфический восточный компонент [16].

    • Художественные музеи Австралии

    В Австралии есть крупные художественные музеи и галереи, субсидируемые правительством страны и штатов, а также частные художественные музеи и небольшие университетские и муниципальные галереи. Национальная галерея Австралии, Галерея современного искусства и Художественная галерея Нового Южного Уэльса имеют сильные стороны в коллекционировании произведений искусства Азиатско-Тихоокеанского региона. Следует отметить Национальную галерею Виктории в Мельбурне, в которой находится значительная австралийская коллекция западного искусства. Музей современного искусства в Сиднее и частный Музей старого и нового искусства в тасманийском Хобарте, а также Галерея White Rabbit в Сиднее считаются независимыми коллекциями современного международного искусства.
    Среди других учреждений, в к-рых представлено изобразительное иск-во Австралии- Художественная галерея Южной Австралии в Аделаиде, Художественная галерея Ньюкасла, Национальная портретная галерея Австралии, Национальный музей Австралии, Канберрский музей и галерею, Тасманский музей и художественная галерея в Хобарте, Музей и художественная галерея Северной территории в Дарвине и Художественная галерея Западной Австралии в Перте. Государственная библиотека Нового Южного Уэльса хранит значительную коллекцию, включающую более четверти миллиона произведений искусства, многие из которых относятся к колониальному периоду. 

    Ссылки:
    1. https://web.archive.org/web/20100416144209/http://www.cultureandrecreation.gov.au/articles/indigenous/art/index.htm
    2. Австралия // А-Ангоб. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 86. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1)
    3. http://www.auinfo.com/Ku_Ring_Gai_National_park_Sydney.html
    4. http://australianmuseum.net.au/The-spread-of-people-to-Australia/
    5. https://web.archive.org/web/20101007081213/http://www.ngv.vic.gov.au/whats-on/exhibitions/exhibitions/the-indigenous-collection
    6. https://web.archive.org/web/20100416144209/http://www.cultureandrecreation.gov.au/articles/indigenous/art/index.htm
    7. http://www.hermannsburgschool.com/
    8. https://nga.gov.au/atsiart/index.cfm
    9. https://web.archive.org/web/20120117223527/http://www.griffith.edu.au/humanities-languages/school-humanities/research/protect-australias-spirit
    10. http://australianmuseum.net.au/Beauty-from-Nature-art-of-the-Scott-Sisters
    11. James Gleeson, Australian Painting. Edited by John Henshaw. 1971
    12. Australian Painting: 1788–2000. Bernard Smith with Terry Smith and Christopher Heathcote (2001). Oxford University Press
    13. http://nga.gov.au/Exhibition/OceantoOutback/pdf/O2OEDUKIT.pdf
    14. http://www.artgallery.sa.gov.au/TLF/01/
    15. Australian Painting: 1788–2000. Bernard Smith with Terry Smith and Christopher Heathcote (2001). Oxford University Press
    16. Австралия // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 112. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 1)

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии