Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    26.09.2020
    Разное Комментариев нет

    Австралийские аборигены

    АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ (лат.  Aborigines, от ab origine «с самого начала») – коренное население Австралии (см.) [3]. Представители отдельной австралоидной расы, генетически близкой к веддам Индостана, меланезийцам и папуасам Новой Гвинеи [2]. Численность коренных жителей континента в 2016 составляла 798 тыс. человек (3,3% от общего населения Австралийского Союза) [1]. В настоящее время потомки австралийских аборигенов проживают, в основном, в малонаселенных и бесплодных районах Западной Австралии, Квинсленда и Северной территории. Большое количество аборигенов также проживает в более бедных пригородах крупных городов Австралии.

    Австралийские аборигены
    Аборигены Арнемленд возле собственного жилья, 1933
    Неизвестно, когда коренное население добралось до Австралии. Сравнение митохондриальной ДНК (мтДНК) позволяет предположить, что потомки людей аборигенов были одной из первых волн эмиграции из Африки. Эти предки покинули Африку 100–130 тысяч лет назад и распространились по Европе, Азии и вдоль побережья Юго-Восточной Азии до Австралии. Самыми ранними останками человека, найденными в Австралии, являются останки Мунго Мана LM3 и Леди Мунго, датируемые примерно 50 000 лет назад [Bowler, James M; Johnston, H; Olley, J M; Prescott, John R; Roberts, Richard G; Shawcross, Wilfred; Spooner, Nigel A (20 February 2003). “New ages for human occupation and climatic change at Lake Mungo, Australia”. Nature. 421 (6925): 837–840]. Недавние археологические свидетельства анализа древесного угля и артефактов, свидетельствующие о его использовании человеком, предполагают дату 65 000 лет назад. [4] Фотолюминесцентное датирование предполагает, что на п-ове Арнем-Ленд люди жили уже 60 000 лет назад. [5] Свидетельства пожаров на юго-западе Виктории предполагают «присутствие человека в Австралии 120 000 лет назад», хотя требуются дополнительные исследования. [6] Генетические исследования установили дату проживания 80 000 лет назад. По другим оценкам, возраст составляет 100 000 лет [6] и 125 000 лет [Bindon, P. A. (1997). “Aboriginal people and granite domes”. Journal of the Royal Society of Western Australia (80): 173–179].  Около 10 тысяч лет назад аборигены достигли Тасмании.
    Практически с самого начала открытия Австралии загадка происхождения аборигенов стала волновать многих исследователей. Была высказана ряд гипотез. Вплоть до начала XX века большинство ученых считало их автохтонным населением материка. Но в XX веке эта теория не получила подтверждения – не были найдены останки ни высших видов обезьян, ни древнейших людей.
    Около 50 000 лет австралийские аборигены мало контактировали с другими народами, такими как папуасы. Впервые белые люди встретили аборигенов 29 апреля 1770 года. Это произошло, когда корабль под командованием Джеймса Кука достиг Ботанической бухты. Численность австралийских аборигенов во время постоянного европейского поселения является спорным и оценивается от 318 000 [7] до 1 000 000 [8], при этом распределение аналогично нынешнему австралийскому населению, большинство из которых проживает на юго-востоке, с центром вдоль реки Мюррей [Pardoe, C. (2006). “Becoming Australian”. Before Farming. 2006: 1–21].
    Коллапс населения, главным образом из-за болезней, последовал за европейским поселением [Ballyn, Sue (2011). “The British Invasion of Australia. Convicts: Exile and Dislocation”. University of Barcelona], начавшись с эпидемии оспы, распространившейся через три года после прибытия европейцев. К началу XX века англо-австралийцы не признавали равенства с аборигенами и относились к ним как к «братьям меньшим», при первой же возможности истребляли или вытесняли из обжитых мест. Так, во время «Чёрной войны» 1830 года, остров Тасманию прочесала цепь английских стрелков от берега к берегу, а остатки аборигенов выселены на остров Флиндерс [2]. Последняя аборигенка-тасманийка умерла в 1876 году.
    Массовые убийства и пограничные конфликты с участием европейских поселенцев также способствовали депопуляции [9]. В 1894–1897 годах произошло вооруженное восстание аборигенов под предводительством Джандамарры [23]. Обсуждается характеристика этого насилия как геноцида [Levene, Mark (2005). Genocide in the Age of the Nation State: The rise of the West and the coming of genocide. I. B. Tauris. p. 344 n.105]. С образованием Австралийского Союза, в начале XX века, стала проводиться политика сегрегации местного населения. Ради защиты «примитивных народов» было образовано ряд резерваций на побережьях, в дальнейшем они были перенесены, в основном, в пустынные регионы. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за получение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах издаются законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняют их культурное наследие. Однако во время горной лихорадки 1960-х годов массовое отчуждение земель под добычу полезных ископаемых без компенсаций показало полную декларативность законодательного «защиты» аборигенов. В 1967 году был проведён общегосударственный референдум и отменены дискриминационные статьи конституции о правах туземного населения, а уже 1973 года состоялись первые выборы в Национальный консультативного комитета аборигенов.
    Известными представителями австралийских аборигенов является художник Альберт Наматжира, писатель Дэвид Юнайпон, футболист Дэвид Виррпанда, телеведущий Эрни Динго, актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Мобо (смешанного австралийско-тиморского происхождения). С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидения Австралии. 13 февраля 2008 года премьер-министр Австралии в парламенте выступил с речью, в которой принёс перед аборигенами извинения за дискриминацию и преследования, включая практику так называемого украденного поколения.
    Австралийские аборигены- представители особой австралоидной расы, которая характеризуется очень интересным сочетанием архаичных и прогрессивных черт строения тела. Для представителей австралоидной расы характерны средний рост, крепкое телосложение с длинными конечностями, тёмная кожа, широкий нос, прогнатизм (то есть сильное выступание вперед лицевой части черепа), волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. По причине тёмного цвета кожи их ранее ошибочно относили к представителям негроидной расы. На самом деле, их предки заселили континент в очень давние времена еще до оформления современных рас, поэтому у австралийцев есть черты сближающие их со всеми другими расами. Например, некоторые особенности строения черепа и оволосение сближают их с европеоидами, цвет кожи и строение лица с негроидами, а генетически они ближе к монголоидам. Среди австралоидов есть народы, среди которых встречаются природные блондины.
    Хотя между различными аборигенными народами имеет место ряд общих черт, в Австралии существует также большое разнообразие между различными общинами и обществами, каждое со своей собственной смесью культур, обычаев и языков. В современной Австралии эти группы делятся на местные сообщества. [10] Языки австралийских аборигенов составляют отдельную австралийскую языковую группу и делятся на 6 отдельных групп с огромным количеством местных диалектов (см. Австралийские языки). Во время первоначального европейского заселения австралийские аборигены разговаривали более чем на 250 языках; в настоящее время подсчитано, что продолжают использоваться от 120 до 145 из них, но только 13 из них не считаются находящимися под угрозой исчезновения. [11] [12] Большинство языков бесписьменные, для ряда создана письменность на основе латинского алфавита. В 1770 году, когда Джеймс Кук прибыл в Австралию, насчитывалось от 500 [13] до 600 аборигенов, говорящих, по крайней мере, на 500 языках [14]. Австралийские аборигены сегодня, в основном, говорят по-английски, с добавлением местных фраз и оборотов (к-рые также имеют ощутимое влияние языков коренных народов в отношении фонологии и грамматич. структуры), родных языков в большинстве своём не знают.
    Аборигены Австралии – это различные коренные народы материковой части Австралии и связанных с ней островов, за исключением островов Торресова пролива. Широкий термин «Австралийские аборигены» включает в себя множество региональных групп, которые можно идентифицировать по именам, основанным на местном языке, местности или том, как их называют соседние группы. Некоторые сообщества, культуры или группы могут включать в себя другие и изменяться или пересекаться; значительные изменения произошли в поколениях после колонизации. Слово «сообщество» часто используется для описания групп, идентифицируемых по родству, языку или принадлежности к определенному месту или «стране». Сообщество может опираться на отдельные культурные ценности а люди, возможно, могут принадлежать к ряду сообществ. Отдельное сообщество может идентифицировать себя по множеству имен, каждое из которых может иметь альтернативные варианты написания на английском языке.
    Различают 3 группы австралийских аборигенов, которые отличаются антропологическими чертами и некоторыми особенностями культуры:

    • аборигены, живущие на самом материке;
    • тасманийцы, истреблённые в 1876 году;
    • жители островов Торресова пролива и островов Тиви.

    На протяжении всей истории континента существовало множество различных групп аборигенов, каждая со своим собственным языком, культурой и структурой убеждений.
    Основой хозяйства австралийских аборигенов было охота, рыболовство и собирательство. Они пересекали огромные территории, разбивая временные лагеря возле водоёмов. Как только запасы еды подходили к концу, они продолжали путь. Аборигены охотились на животных, например на кенгуру, дополняя свой мясной рацион тем, что им удалось собрать: дикорастущими растениями, орехами и ягодами. Из-за слабого развития гончарного дела многие блюда ели в сыром виде или запекали на открытом огне. Охотники использовали копья с каменными клинками, дротики, а также деревянные бумеранги. Луки не были известны [15]. Некоторые племена разработали язык жестов, позволяющий им общаться, выслеживая животных (например, рука, которая постепенно раскрывается, означает кенгуру). Приручением домашнего скота они не занимались, но очень хорошо изучили животный и растительный мир вокруг себя и мастерски пользовались этими знаниями. Одежда аборигенов состоит из повязок, изготовленных из кожи кенгуру, которые носят на бедрах, и украшений. При этом их тела причудливо разрисованы.
    Диджериду, амбушюрный духовой музыкальный инструмент, напоминающий гигантскую флейту, считается одним из старейших музыкальных инструментов в мире. Под её аккомпанимент певец-рассказчик повествует о прошлом своего племени. Традиционный способ создания инструмента за тысячи лет не претерпел изменений – он делается из веток деревьев, объеденных изнутри термитами (например, эвкалипта). Ритм отражают с помощью двух палок, постукивая ими друг о друга (часто для этого используют бумеранги). В неё играли и продолжают играть аборигены во время племенных праздников. В наши дни это также один из инструментов, характерных для «этнической музыки».
    Важной составляющей материальной культуры австралийских аборигенов были рисунки минеральными пигментами на коре эвкалипта и на стенах пещер, в которых они изображали окружающий мир, животных, мифических существ, силуэты собственных ладоней. Австралийские аборигены передавали легенды, песни и традиции из поколения в поколение. Их культура пережила корробори- церемонии, сопровождающие племенные собрания, где древние сказки о прошлом Австралии воссоздаются с песнями, музыкой и танцами. В настоящее время аборигены живут, в основном, в резервациях, хотя многие из них присоединились к жизни австралийского общества и работают фермерами или селекционерами, и только десятки тысяч коренных жителей Австралии продолжают традиции своих предков.
    Религия австралийских аборигенов (см.), как и других народов, живущих в подобных условиях, тесно связана с природой и землей – матерью человека. Коренные народы Австралии поклонялись Земле, считая, что духи их предков сформировали её в далеком прошлом, известном как Время сна. Именно от них происходят все стихии природы, небесных тел, флоры, фауны и их потомков. В мифологии аборигенов большое внимание уделяется объектам звёздного неба. При этом остается неясным, изображались ли именно небесные объекты в наскальных росписях. Считается, что некоторые стилизованные изображения страуса эму соотносятся с тёмными пылевыми облаками Млечного Пути . Интересно, что тёмным облакам Млечного пути придавалось определяющее значение также и в астрономии инков. Несмотря на наличие у аборигенов определенных сведений о небе и объектах на нём, а также их отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-то из племен аборигенов использовало календарь, связанный с фазами Луны; не использовались небесные объекты и для навигации.
    В религии многих аборигенов важное место занимала Улуру (Айерс-Рок), что в переводе означает «Место встречи». Согласно легенде, его создали два мальчика, игравшие с глиной в мифические времена. У подножия Улуру есть пещеры с ценными картинами, изображающими мифических предков аборигенов, таких как Мала (кенгуру) и Лиру (змей).
    В морали австралийских аборигенов ключевую роль играет идея о том, что все существа и предметы на Земле одинаково одушевлены, сознательны и связаны. Для аборигенов наиболее важными являются [16]:

    • автономия – каждое существо имеет свои права, и ему нельзя мешать;
    • баланс – ни одна из сил не может преодолеть другую;
    • симметрия – когда сила потенциально более опасна, необходимо установить пределы этой силы;
    • действие – постоянно наблюдайте за миром, и если кто-то нарушит симметрию, остановите его.

    Примером, иллюстрирующим эту логику мышления, является способ борьбы со змеями – она имеет право кусать, поэтому ее нельзя лишить этого (автономия); однако гадюка не должна преобладать над другими, поэтому, когда есть угроза укуса человека, который может умереть от этого укуса, не следует допускать этого. Вы не можете заставить змей иметь преимущество перед людьми, но вы можете сделать это только таким образом, чтобы не иметь преимущества перед ними. Следовательно, невозможно целенаправленно уничтожить все места обитания гадюки и полностью истребить её, так как это нарушит равновесие [17].
    Практическое применение этой морали также имело место много раз во время сражений с европейцами в девятнадцатом веке, когда неоднократно отмечалось, что коренные народы Австралии не переходили к деятельности, в которой они использовали бы свое преимущество над противником [W.E.H. Stanner: After the Dreaming, Boyer Lectures. Sydney: Australian Broadcasting Commision, 1968, h. 47–49].
    Поскольку австралийские аборигены были географически изолированы от других культур более 50 000 лет, их образ мышления специфичен и сильно отличается от европейских образцов, хотя, например, он во многом похож на семитский менталитет [18]. Многочисленные исследования позволили определить особенности понимания мира австралийскими аборигенами [19] [20]:

    • в процессе мышления правое полушарие мозга является наиболее доминирующим (у европейцев левое) [Andrzej Kaczorowski: Hipnoza i sen. Wyd. III. Białystok: Studio Astropsychologii, 2009, s. 27] [21];
    • мышление невербальное, образное;
    • проблемы решаются как единое целое, но при этом рассматриваются различные, зачастую отдаленные аспекты;
    • нет конкуренции между другими, чувство желания доминировать над другими или догнать их в какой-то области встречается редко;
    • преобладающий способ обучения – метод проб и ошибок – хотя учителя, в основном пожилые люди, пользуются уважением в сообществе аборигенов; имитация – не первый способ решения проблем;
    • мышление трёхмерно, в отличие от европейского двумерного мышления и упрощения более сложных мыслей до линейных последовательностей событий;
    • Аборигены сосредоточены на настоящем, редко заглядывая в будущее.

    Концепция родства также специфична. Для австралийских аборигенов все люди, которых они знают, родственны. Известных людей принято называть «дядей», «дедушкой», «тетей», несмотря на отсутствие каких-либо отношений в европейском понимании. Более того, родственными могут быть места, животные, жилища и т. д. «Сородичи» на самом деле всего лишь ярлык, который будет вызывать определенное поведение по отношению к этим людям [Maddock K., Aboriginal societes, w: Hardy J. Studies from Terra Australis to Australia, Australian Academy of Humanities, Canberra 1989].
    В обществе аборигенов старших уважают, но только до тех пор, пока они этого заслуживают. Отношение к другим людям зависит от временных связей, которые могут меняться, например, с возрастом. Примером могут быть дети: о младших детях должны заботиться их родители и они должны передавать им все свои знания, в то время как взрослые уже живут своей жизнью и не могут находиться под присмотром [18].
    Традиционные черты, приписываемые австралийским аборигенам, включают также их специфическое чувство юмора [22]. Они также известны тем, что когда тема разговора им не подходит, они стараются как можно скорее прекратить разговор [Ahern C., Aboriginal Spirituality „National Council of Priests Newsletter’ Marzec 1989, s. 3].

    Ссылки:
    1. http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/mf/3238.0.55.001
    2. Аничкин О. Н., Куракова Л. И., Фролова Л. Г. Австралия. — М. : Мысль, 1983. — 133 с.
    3. https://leksika.com.ua/13230902/ure/avstraliytsi
    4. https://www.theguardian.com/australia-news/2017/jul/19/dig-finds-evidence-of-aboriginal-habitation-up-to-80000-years-ago
    5. Bird, M.I.; Turney, C.S.M.; Fifield, L.K.; Jones, R.; Ayliffe, L.K.; Palmer, A.; Cresswell, R.; Robertson, S. (2002). “Radiocarbon analysis of the early archaeological site of Nauwalabila I, Arnhem Land, Australia: implications for sample suitability and stratigraphic integrity”. Quaternary Science Reviews. 21 (8–9): 1074
    6. Reyes-Centeno, Hugo; Ghirotto, Silvia; Détroit, Florent; Grimaud-Hervé, Dominique; Barbujani, Guido; Harvati, Katerina (20 May 2014). “Genomic and cranial phenotype data support multiple modern human dispersals from Africa and a southern route into Asia” (PDF). Proceedings of the National Academy of Sciences. 111 (20): 7248–7253
    7. http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/94713ad445ff1425ca25682000192af2/bfc28642d31c215cca256b350010b3f4!OpenDocument
    8. https://web.archive.org/web/20120912060604/http://www.cosmosmagazine.com/news/4305/prehistoric-aboriginal-populations-australia-were-growing
    9. Evans, Raymond; Ørsted-Jensen, Robert (2014). “I cannot say the numbers that were killed”: assessing violent mortality on the Queensland frontier (PDF). The Australian Historical Association 33rd Annual Conference. Conflict in History. Fullarton, SA: sapro Conference Management. p. 28
    10. https://web.archive.org/web/20120721132745/http://wwwmcc.murdoch.edu.au/ReadingRoom/3.2/Hodge.html
    11. http://www.abs.gov.au/ausstats/abs@.nsf/Previousproducts/1301.0Feature%20Article42009%E2%80%9310?opendocument&tabname=Summary&prodno=1301.0&issue=2009%9610&num=&view=
    12. http://aiatsis.gov.au/publications/products/community-identity-wellbeing-report-second-national-indigenous-languages
    13. http://www.national-geographic.pl/artykuly/pokaz/aborygeni/
    14. http://web.archive.org/web/20171204222916/http://aborigine.pl/jezyk/
    15. Taduesz Olszewski: Geografia ekonomiczna Australii i Oceanii. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Ekonomiczne, 1975. s. 25
    16. Eugene Stockton: Dar Aborygenów Duchowość dla Australijczyków. Warszawa: Verbinum, 2008. s. 25
    17. Stockton 2008 ↓, s. 82
    18. Stockton 2008 ↓, s. 51–65
    19. S. Harris: Culture and Learning: Tradition and Education in North-East Arnhem Land. Canberra: Australian Institute of Aboriginal Studies, 1984
    20. A. Grey: Aboriginal Family Education Centres: A Final Report to the Bernard can Leer Foundation 1969-1973. Sydney: Department of Adult Education, University of Sydney, 1975
    21. http://www.wccm.pl/index.php?id=180
    22. Stockton 2008 ↓, s. 90
    23. http://wyborcza.pl/alehistoria/1,153457,20404127,powstanie-aborygenow-historie-telewizyjne.html

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии