Аль-Битруджи
АЛЬ-БИТРУДЖИ Нур ад-Дин (араб. أبو إسحاق نور الدين البطروجي الإشبيلي, DMG Abū Isḥāq Nūr ad-Dīn al-Biṭrūǧī al-Išbīlī; латинизированное Alpetragius (Альпетрагиус); ум. ок. 1204)- испано-арабский астроном и кади в Аль-Андалусе [1]. Первый астроном, к-рый представил нептолемеевскую астрономическую систему в качестве альтернативы моделям Птолемея с планетами, переносимыми геоцентрическими сферами. Другим оригинальным аспектом его системы было то, что он предложил физическую причину небесных движений [3]. Альтернативная система аль-Битруджи в 13 веке распространилась по большей части Европы [Samsó, Julio (2007). «Biṭrūjī: Nūr al‐Dīn Abū Isḥāq [Abū Jaʿfar] Ibrāhīm ibn Yūsuf al‐Biṭrūjī». In Thomas Hockey; et al. (eds.). The Biographical Encyclopedia of Astronomers. New York: Springer. pp. 133–4].
О его жизни почти ничего не известно, за исключением того, что он был учеником Ибн Туфаила и современником Ибн Рушда.
- Планетарная модель
Аль-Битруджи предложил новую теорию движения планет, в к-рой он хотел объединить явления эпицикла и эксцентрики и явления, характерные для блуждающих звезд, путем компаундирования вращения гомоцентрических сфер. Это была модификация системы движения планет, предложенная его предшественниками Ибн Баджа и Ибн Туфайлем. Ему не удалось заменить планетарную модель Птолемея, так как численные прогнозы положения планет в его конфигурации были менее точными, чем предсказания модели Птолемея [2].
Основываясь на латинских переводах, было высказано предположение, что его система является обновлением и переформулировкой системы Евдокса Книдского в сочетании с движением неподвижных звезд, разработанным аль-Заркали. Тем не менее, неизвестно, имели ли андалузские космологи доступ или знание работ Евдокса.
Одним из оригинальных аспектов системы аль-Битруджи является его предложение о физической причине небесных движений. Он объединяет идею «импульса» (впервые предложенную Иоанном Филопонусом) и концепцию «шаук» («желание») Абу-ль-Бараката аль-Багдади, чтобы объяснить, как энергия передается от первопроходца, помещенного в 9-ю сферу к другим сферам, объясняя переменные скорости других сфер и различные движения. Он противоречит аристотелевской идее о том, что для каждого мира существует определенный вид динамики, вместо этого применяя одну и ту же динамику к сублунному и небесному мирам [Moreno, Jaime (2009). «Discusiones judeo-cristianas en Sefarad» (pdf). Cyber Humanitatis. Revista de la Facultad de Filosofía y Humanidades de la Universidad de Chile (49)].
Его альтернативная система распространилась по большей части Европы в течение 13-го века, и дискуссии и опровержения его идей продолжались вплоть до 16-го века [1]. В своей работе «О вращении (или: вращениях) небесных сфер» Коперник сослался на его систему, обсуждая теории порядка низших планет [1].
- Работы
Аль-Битруджи написал «Kitāb al-Hayʾah» («Книга теоретической космологии», араб. كتاب الهيئة), в к-рой с физической точки зрения содержалась критика птолемеевского «Альмагеста». В схоластических кругах 13 века это сочинение было хорошо известно и пользовалось значительной популярностью. В 1217 году под названием «De motibus celorum» оно было переведено на англ. язык Майклом Скоттом (впервые издано в Вене в 1531 году) [Pederson, Olaf. (1978) Science in the Middle Ages. ed. by David Lindberg. Chicago: Chicago University Press. p. 321]. Еврейский перевод Моисея ибн Тиббона был сделан в 1259 году.
Ссылки:
1. https://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-2/al-bitrudji-SIM_1462?s.num=1&s.q=»arab+astronomer»
2. http://www.bookrags.com/research/ptolemaic-astronomy-islamic-planeta-scit-021234/
© При копировании активная ссылка на сайт обязательна
См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний