Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    27.09.2019
    Монархи мира Комментариев нет

    Абуль-Аббас Абдуллах ибн Мухаммад ас-Саффах

    Абуль-Аббас Абдуллах ибн Мухаммад ас-Саффах

    АБУЛЬ-АББАС АБДУЛЛАХ ИБН МУХАММАД АС-САФФАХ (араб. أبو العباس عبد الله السفاح‎; 721/722, Хумейма, Билад аш-Шам (совр. Иордания)—10.06.754, Аль-Анбар, Аббасидский халифат (совр. Ирак) — основатель и первый халиф Аббасидского халифата (см.), одного из самых протяжённых по времени существования и важных халифатов (исламских династий) в исламской мировой истории. Из-за различных традиций транскрибирования арабских названий можно найти оба варианта имени халифа- и как Ас-Саффах и Аль-Саффах. Его историческое араб. имя означает «Кровь-проливающий», вероятно, из-за безжалостной тактики по отношению к своим врагам или из-за желания посеять у своих противников чувство страха.
    Абуль-Аббас ас-Саффах был главой одной ветви Бану Хашим из Аравии, субклана племени курайшитов, который вёл свою родословную до Хашима ибн Абд Манафа, прадеда Мухаммеда через Аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дядю Мухаммеда, отсюда и название «Аббасид» для халифата его потомков. Эта косвенная связь с большим кланом Мухаммеда послужила достаточным основанием для претензии Ас-Саффы на звание халифа.
    Как говорится в ряде хадисов, многие полагали, что в конце времен из семьи Мухаммеда, к которому принадлежал Али, появится великий лидер или махди [Mahdi.The Encyclopaedia of Islam, 2nd. ed. Editors P. Bearman et al. (page 1233)], который избавит Ислам от коррумпированного руководства. Нерешительная политика поздних омейядов по отношению к неарабским мусульманам и шиитам не смогла подавить волнения среди этих меньшинств.
    Во время правления покойного омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика, эти волнения привели к мятежу и восстанию в Куфе на юге Ирака, главным образом, со стороны городских рабов. В 736 году под предводительством Зейда ибн Али, внуком Хусейна и другим членом Бану Хашим восстали шииты и им удалось удерживать город вплоть до 740 года. Восстание Зейда провалилось и в 740 году было подавлено омейядскими войсками. Восстание в Куфе показало как силу Омейядов, так и растущие волнения в мусульманском мире.
    В последние дни режима Омейядского халифата Абуль-Аббас и его клан решили поднять восстание в Хорасане- важном, но отдаленном военном регионе, включающем восточный Иран, южные районы современных центрально-азиатских республик Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстан и север Афганистана. В 743 году смерть омейядского халифа Хишама спровоцировала восстание на востоке. Абуль-Аббас, поддерживаемый шиитами и жителями Хорасана, привел свои силы к победе над омейядами, и гражданская война была отмечена тысячелетними пророчествами, вдохновленными верованиями некоторых шиитов, что Ас-Саффах был именно тот махди, к-рого все так ждали. В шиитских произведениях, таких как «Аль-Джафр» (араб. الجفر), говорилось, что жестокая гражданская война была великим конфликтом между добром и злом. Выбор Омейядов вступить в бой с белыми флагами и Аббасидов, чтобы войти с Чёрными поощрял такие теории. Белый цвет, однако, был расценен на большей части Персии как знак скорби.
    В начале октября 749 года (132 года хиджры) повстанческая армия Абуль-Аббаса ас-Саффаха вошла в Куфу, крупный мусульманский центр на юге Ирака, и ас-Саффах ещё не был объявлен халифом. Один из его приоритетов состоял в том, чтобы устранить его омейядского соперника, халифа Марвана II ибн Мухаммада. Последний в феврале 750 года в битве на (Великой) реке Заб к северу от Багдада потерпел поражение, что фактически положило конец Омейядскому халифату, правившему с 661 года нашей эры. Марван II бежал обратно в Дамаск, который не приветствовал его, и в конечном итоге был убит в августе в бегах в Египте [Kennedy, Hugh N. (2004). The Prophet and the Age of the Caliphates: The Islamic Near East from the 6th to the 11th Century (Second ed.). Harlow: Longman].
    В одном далеко идущем историческом решении ас-Саффах утвердит Куфу в качестве новой столицы халифата, положив конец господству Дамаска в исламском политическом мире, и теперь Ирак станет центром власти Аббасидов на многие века.
    Более поздние рассказы сообщают, что, будучи обеспокоен возвращением омейядской власти, ас-Саффах пригласил всех оставшихся членов семьи Омейядов на обед, где забил их до смерти первым блюдом, которое затем было подано оставшимся сидящим за столом. Единственный выживший, Абд аль-Рахман ибн Муавия (см.), бежал в провинцию Аль-Андалус (Испания), где Омейядский халифат будет существовать ещё в течение трех столетий на западе в эмирате Кордова. Другая версия заключается в том, что новый сирийский губернатор ас-Саффаха, Абдаллах ибн Али, выследил практически всех членов династии Омейядов, а спастись удалось только Абд аль-Рахману. В конечном счете, «правление Аббасидов было принято даже в Сирии, и начало новой исламской династии было «свободным от крупных внутренних разногласий» [Kennedy, H. (2004). The prophet and the age of the caliphates. 2nd ed. р. 129].
    Четырёхлетнее правление Абуль-Аббаса ас-Саффаха было отмечено усилиями по консолидации и восстановлению Халифата. Аббасиды (см.) объявили, что не будут отличать шиитов от суннитов, мусульман-арабов от мусульман — неарабов, и призвали всех «правоверных» к всеобщему единению. Опорой новой династии сразу стал шиитско — аббасидский Ирак, потому владычества Сафф начал переносом столицы халифата из Дамаска в иракский город Анбар. В новом правительстве были активно представлены его сторонники, в т.ч. числе и из числа евреев, персов и несторианских христиан, но помимо его политики по отношению к семье Омейядов, историки считают ас-Саффаха умеренным правителем. Поощрялось образование- в Самарканде появились первые бумажные фабрики, на которых работали опытные китайские заключенные, захваченные в битве при Таласе. Не менее революционной была реформа армии Саффаха, в которую вошли немусульмане и неарабы, что резко контрастировало с омейядами, которые отказывались от солдат любой национальности. Ас-Саффах своим военным командиром выбрал одаренного Абу Муслима, который будет служить до 755 года в армии Аббасидов [Али-заде А. А. Хроника мусульманских государств I—VII веков хиджры. — 2-е, испр. и доп.. — М.: Умма, 2007].
    Абу Муслим, который, будучи губернатором Хорасана, фактически управлял восточной частью империи как почти независимый правитель, станет самой серьёзной угрозой для Аббасидского халифата. В 751 году он подавил начавшееся в Бухаре шиитское восстание во главе с Шариком ибн Шайчем аль-Махри, а вскоре после этого его командир Зияд ибн Салих вместе с Карлуки разгромил войска китайского генерала в битве при реке Талас. В 753 году Зиджад ибн Салих, воодушевленный Ас-Саффой, восстал против Абу Муслима, но когда произошло столкновение, солдаты первого перешли на сторону правителя Хорасана. Зиджад был убит, и Абу Муслим узнал из полученных документов о враждебных намерениях по отношению к нему Аббасидов.
    Однако, далеко не все мусульмане признают Аббасидский халифат. Согласно взглядам более поздних шиитов, ас-Саффах не выполнил свои ранее данные обещания сторонникам алидов, требуя для себя звание халифа. Шииты возлагали надежды, что главой халифата назовут их имама и это откроет эру мира и процветания. Факт предательства оттолкнул алидов от  Абуль-Аббаса ас-Саффаха, хотя сохраняющаяся дружба с другими группами делала правление Аббасидов заметно более платежеспособным, чем у омейядов.
    Через четыре года после получения титула халифа, Абуль-Аббас Абдуллах ибн Мухаммад ас-Саффах умрёт от оспы [Мюллер Ф. А. История ислама. Том II. Книга четвертая. Халифы Багдада. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004]. Перед смертью он успеет назначить преемником своего брата Абу Джафара аль-Мансура (см.) [Carlquist, Gunnar, red (1933). Svensk uppslagsbok. Bd 14. Malmö: Svensk Uppslagsbok AB. sid. 978-79] и, вслед за ним, племянника халифа Ису ибн Мусу (Ибн Муса, однако, так никогда и не занял эту должность).


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты