Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    03.12.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Абу Убайда

    АБУ УБАЙДА, Обайда или Убайдах (араб. أبو عبيدة‎; ок. 728, Басра–825, там же) Ма’мар ибн аль-Мусанна- араб. филолог и историк еврейского происхождения [1]. Спорная фигура для персидского энциклопедиста Ибн Кутайбы, к-рый наблюдал, как Абу Убайда «ненавидел арабов», в то время как практически все его современники считали его самым культурным и образованным ученым своего поколения [2]. Является ли он сторонником политического движения Шуубия- это всё ещё остается предметом споров.

    • Биография Абу Убайды

    По мнению ряда источников, Абу Убайда изначально был евреем. [3][11] В юности он был учеником Абу Амра ибн аль-Аля, араб. лингвиста Юнуса ибн Хабиба ад-Дабби и араб. грамматика Аль-Ахфаша аль-Акбара [4], а позже- современником знатока араб. поэзии аль-Асмаи [5] и в 803 был вызван в Багдад ко двору аббасидского халифа Гаруна аль-Рашида. В одном случае, о котором рассказывают многочисленные историки, халиф аль-Рашид вывел лошадь и попросил как аль-Асмаи, так и Абу Убайда (который также много писал о зоологии) дать правильные термины для каждой части анатомии лошади. Абу Убайда оправдался, заявив, что он лингвист и антолог, а не ветеринар; затем аль-Асмаи запрыгнул на лошадь, опознал каждую часть ее тела и привёл примеры из арабской поэзии бедуинов [6].
    Абу Убайда был одним из наиболее образованных и авторитетных ученых своего времени во всех вопросах, касающихся арабского языка и древностей- на него постоянно ссылаются более поздние авторы и составители. Основоположник араб. литературной критики Аль-Джахиз считал его самым образованным ученым во всех областях человеческого знания, а Ибн Хишам согласился с его вариантом толкования отрывков из Корана [7]. Хотя Абу Убайда не мог прочитать ни одного стиха Корана, не допустив ошибок в произношении, его считали экспертом по лингвистическим значениям стихов, особенно, в отношении редко используемого словарного запаса [8]. Список ста пяти его работ, упомянутых в «Kitāb al-Fihrist» Ибн ан-Надима и его «Книга дней» является основой сборника поэм Ибн ал-Асира и «Kitab al-Aghani» Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (см.), но ничего из этого (кроме песни), кажется, в самостоятельной форме сейчас не существует [7].

    • Наследие

    Точный характер религиозных и этноцентрических взглядов Абу Убайда является предметом споров. Брит. арабист сэр Гамильтон Александр Росскин Гибб считает, что до обвинения Ибн Кутайбы столетия спустя, никто не выдвигал Абу Убайде претензии в его предубеждении против арабов; скорее, считает Гибб, это стало результатом его статуса как хариджита— члена средневековой секты мусульман, отличающейся от суннитов и шиитов [9]. Англ. редактор «Британники» Хью Чисхолм предполагает, что Абу Убайда не был ни хариджитом, ни расистом, а просто сторонником шубийи и выступал против идеи, что арабы по своей природе превосходят другие расы. В статье Чисхолма об Абу Убайде показано, что слова, басни, обычаи и т. д., что нек-ые арабы считали исключительно своими, были получены от персов. В этих вопросах Убайда был великим соперником аль-Асмаи [7]. Взгляды Абу Убайды резко отличались в отношении арабского языка и Корана; он отрицал, что в Коране содержался какой-либо неарабский словарь, и этому противостояли более поздние комментаторы, такие как исламский богослов Джалалуддин ас-Суюти [10].
    Независимо от каких-либо противоречий, влияние Абу Убайды неоспоримо. Почти половина всей информации об Аравии до ислама, о которой сообщили более поздние авторы, принадлежала Абу Убайде. Он яв-ся автором самого раннего тафсира к Корану, который послужил основой для интерпретации Ибн Хишамом стихов в биографии Пророка [9].

    Ссылки:
    1. Günter Lüling, A Challenge to Islam for Reformation: The Rediscovery and Reliable Reconstruction of a Comprehensive Pre-Islamic Christian Hymnal Hidden in the Koran Under Earliest Islamic Reinterpretations, Delhi, Motilal Banarsidass, 2003, p. 31
    2. Hamilton Alexander Rosskeen Gibb, Studies on the Civilization of Islam, p. 67. Volume 21 delle Routledge library editions: Islam. Londra, Routledge, 2013
    3. Hamilton Alexander Rosskeen Gibb, «Abū ʿUbayda Maʿmar b. al-Mut̲h̲annā.» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2007
    4. Ibn Khallikan, Deaths of Eminent Men and History of the Sons of the Epoch, vol. 4, pg. 586. Trns. William McGuckin de Slane. London: Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland, 1871
    5. M.G. Carter, Sibawayh, pg. 22. Part of the Makers of Islamic Civilization series. London: I.B. Tauris, 2004
    6. Housni Alkhateeb Shehada, Mamluks and Animals: Veterinary Medicine in Medieval Islam, pg. 132. Volume 11 of Sir Henry Wellcome Asian Series. Leiden: Brill Publishers, 2012
    7. Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Abu Ubaida». Encyclopædia Britannica. 1 (11th ed.). Cambridge University Press. p. 81
    8. Anwar G. Chejne, The Arabic Language: Its Role in History, pg. 43. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1969
    9. Hamilton Alexander Rosskeen Gibb, Studies, pg. 68
    10. Kees Versteegh, The Arabic Language, pg. 61. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2001
    11. https://ia802907.us.archive.org/6/items/tadab/tadab02.pdf

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты