Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    08.12.2019
    Религия Комментариев нет

    Абу Ханифа ан-Нуʿман аль-Куфи

    АБУ ХАНИФА ан-Нуʿман аль-Куфи (араб. أبو حنيفة النعمان بن ثابت الكوفي, DMG Abū Ḥanīfa an-Nuʿmān ibn Ṯābit al-Kūfī; 699, Куфа-767)- видный суннитский богослов и фикх персидского происхождения [1], основатель  ханафитского мазхаба [2]. Абу Ханифу его последователи часто называют «Величайшим Имамом» (al-Imām al-Aʿẓam) [2].

    • Биография

    Скорее всего, семья Абу Ханифы была родом из Ирана, персидского происхождения. Сам Абу Ханифа ан-Нуʿман аль-Куфи родился в Куфе, одном из центров исламской науки и провел там большую часть своей жизни. О его жизни известно не так много сведений.  Фактически, Абу Ханифа, который всю жизнь жил в Куфе, был богатым торговцем парчой, посвятившим своё свободное время изучению фикха и богословия. Его наставником был Хаммад ибн Аби Сулейман, в честь которого Абу Ханифа назвал своего старшего сына. В области богословия он быстро приобрел известность и репутацию в Куфе и собрал вокруг себя собственный круг учеников.
    В 746 году, во время Аббасидского восстания (см.), к-рое Абу Ханифа поддержал, омейядский губернатор Куфы назначил его на должность судьи- кади, а после того, как Ханифа отказался принять этот пост, он заключил его в тюрьму и подверг пыткам. Тем не менее, как и другие шииты, после победы аббасидов, Абу Ханифа разочаровался в них и в 762 году материально поддержал восстание Алидов, Мухаммеда ибн Абд Аллаха и его брата Ибрагима. Через некоторое время после подавления этого восстания, халиф Аль-Мансур снова предложил Абу Ханифе должность кади, но тот снова отказался и был заключён в тюрьму в Багдаде, где и умер.

    • Богословские труды

    Сам Абу Ханифа не писал никаких юридических трудов, его учение передается только через труды его учеников, таких как Абу Юсуф и его «Ichtilaf Abi Hanifa wa-bn Abi Layla» и «al-Radd ala Siyar al-Awza’i» и аш-Шайбани с его сочинением «al-Hujaj».
    Единственное подлинной работой Абу Ханифы яв-ся письмо богословского содержания, которое он отправил в Басру торговцу одеждой Утману аль-Батти (умер в 760 году). [3] В нем он защищал себя от обвинения, что является мурджиитом, подтверждая ещё раз своё суждение о том, что мусульманин, совершающий грех, все равно должен считаться верующим (muʾmin). Абу Ханифа писал, что уничижительный термин мурджа в отношении определённой группы людей, которые по-настоящему благородны и ортодоксальны, используется не верно [4].
    Другой известный богословский источник («Fiqh al-Absat») содержит ответы Абу Ханифы на теологические вопросы своего ученика Абу Мути аль-Балчи. Наконец, Абу Ханифе приписываются два текста со списками верований- «al-Fiqh al-akbar» («Величайшее прозрение»).

    • Богословие Абу Ханифы

    Правоведческая школа Абу Ханифы Абу считается теоретически строгим учением, а иногда и смелым в своих инновациях, но иногда слишком ориентированным на практику. По словам Абу-ль-Хасана аль-Ашари (см.), абу Ханифа утверждал, что вера — это знание (maʿrifa) и исповедание (iqrār) по отношению к Богу, а также знание пророка и исповедание того, что пришло от Бога (то есть откровение) — в общем, без объяснения в деталях [5]. Что касается грешника, он придерживался мнения, что тот был ḍāll- «верующим, сбившимся с пути», но ни в коем случае не кафиром. Согласно «Ahl al-Qibla» все мусульмане верующие [6].
    Абу Ханифа стал первым мусульманским ученым, оставившим полное толкование закона, создающего наиболее распространенную и оригинальную исламскую правовую систему. Источники, из которых Абу Ханифа вывел исламский закон, в порядке важности и предпочтения: Коран, подлинные повествования мусульманского пророка Мухаммада (известные как хадисы), консенсус мусульманской общины (иджма), суждения по аналогии (кияс), юридическое усмотрение (истихсан) и обычаи местного населения, принимающие указанный закон урф).
    В своем преподавании права Абу Ханифа уделял особое внимание рациональным соображениям. Как и другие факихи, Абу Ханифа также изучил Коран и хадис, однако, в качестве источников права, он смог отвергнуть традицию, которая, хотя он и не отрицал её подлинность, считала ее изолированной, не подлежащей рациональному обобщению, а следовательно, неприменимой, за исключением отдельного случая прошлого. Следовательно, среди других, многие современные и более поздние мусульманские богословы и юристы обвиняли Абу Ханифу в игнорировании традиций и чрезмерной опоре на личное мнение.
    Помимо своих научных достижений, Абу Ханифа широко известен среди мусульман-суннитов как человек с высочайшими личными качествами: исполнитель добрых дел, отличающийся самоотречением, смиренным духом, преданностью и благочестивым благоговением перед Богом [7].
    Его могила, увенчанная куполом, воздвигнутым поклонниками в 1066 году, до сих пор является святыней для паломников [8]. Купол был восстановлен в 1535 году Сулейманом Великолепным после османского завоевания Багдада [9].
    Из последователей Абу Ханифы наиболее выдающимися богословами были Абу Юсуф Якуб (ум. 795), Мухаммад аш-Шейбани (ум. 805), Бурхан ад-дин Али Маргилани (ум. 1197)[10].

    Ссылки:
    1. Pakatchi, Ahmad and Umar, Suheyl, «Abū Ḥanīfa», in: Encyclopaedia Islamica, Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary
    2. S. H. Nasr (1975), «The religious sciences», in R.N. Frye, The Cambridge History of Iran, Volume 4, Cambridge University Press. p. 474
    3. Josef van Ess: Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert der Hidschra. Eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. 6 Bde. Berlin: De Gruyter 1991–1997, insbesondere Bd. I, S. 183–214
    4. Vgl. van Ess: Theologie und Gesellschaft. Bd. V, S. 29
    5. Vgl. van Ess: Theologie und Gesellschaft. Bd. V S. 28
    6. Vgl. van Ess: Theologie und Gesellschaft. Bd. V S. 28
    7. Waines, David (November 6, 2003). An Introduction to Islam. Cambridge University Press. p. 66
    8. Magill, Frank Northen (January 1, 1998). Dictionary of World Biography: The Middle Ages. Routledge. p. 18
    9. Burak, Guy (2015). The Second Formation of Islamic Law: The Ḥanafī School in the Early Modern Ottoman Empire. Cambridge: Cambridge University Press. p. 1
    10. http://www.pravenc.ru/text/62510.html

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты