Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    22.10.2019
    Религия-Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Абу Бекр

    Абу Бекр

    АБУ БЕКР [1] (Абу Бакр) Аб­дал­лах ибн Ос­ман (араб. أبو بكر; ок. 572, Мек­ка – 23.8.634 Ме­ди­на)- первый из четырех халифов Праведного халифата (ал-хулафа ар-рашидун)[4], один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада [3], сопровождавший его во время миграции в Медину и принимавший участие во многих его военных конфликтах, таких как битвы при Бадре и Ухуде; первый (или один из первых) мужчина, принявший ислам [2]. После смерти Мухаммада в 632 году Абу Бекр преуспел в руководстве мусульманской общиной: во время своего правления ликвидировал ряд восстаний, известных под общим названием Войны Ридда, в результате чего укрепил и расширил власть мусульманского государства на всем Аравийском п-ове. Командовал вторжениями в соседние Сасанидскую и Византийскую империи, что в последующие годы после его смерти привело к мусульманским завоеваниям Персии и Леванта.
    Абу Бекр род. в богатой семье в племени Бану Таим племенной общины курайшитов [5]. Его отца звали Усман и ему дали лакаб Абу Кхафа, а мать — Сальма бинт Сахар, которой дали лакаб Умм уль-Хайр. Своё раннее детство он провел, как и другие арабские дети того времени, среди бедуинов, которые называли себя Ахли-ба-эр — людьми верблюда. Абу Бекр — это кунджа, прозвище, означающее «отец маленького верблюда» или, согласно некоторым более поздним мусульманским традициям, «отец девственницы» (т. е. Аишы), под которым Ас-Сиддик Абу Бакр Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши вошёл в историю. Как и другие дети богатых купеческих семей Мекки, Абу Бекр был грамотным и интересовался поэзией. Он посещал ежегодную ярмарку в Укязе и участвовал в поэтических симпозиумах. У него была очень хорошая память, он хорошо знал родословную арабских племен, их генеалогию и политику [Al-zarkali, «al-a’alam», dar al’ilm lil’malayeen, 15th edition, May 2002].
    По возвращении из поездки в Йемен друзья сообщили ему, что в его отсутствие Мухаммад объявил себя Посланником Бога и провозгласил новую религию. Историк Аль-Табари в своей книге «Тарих аль-Табари» цитирует слова Мухаммеда ибн Саада ибн Аби Ваккаса:
    Я спросил своего отца, был ли Абу Бакр первым из мусульман. Он сказал: «Нет, более пятидесяти человек приняли ислам перед Абу Бакром; но он превосходил нас как мусульман. А Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам после сорока пяти мужчин и двадцати одной женщины. Что касается самого важного в вопросе ислама и веры, то это был Али ибн Абу Талиб» [6].
    Другие мусульмане- шииты и сунниты- утверждают, что вторым человеком, публично принявшим Мухаммада как Посланника Бога, был Али ибн Аби Талиб, а из женщин- жена Мухаммеда Хадиджа бинт Хувайлид. Ибн Катир в своей книге «Al Bidaya Wal Nihayah» это игнорирует. Зейд ибн Хариса стал первым освобождённым рабом, принявшим ислам. Али ибн Аби Талиб был первым ребенком, принявшим ислам, поскольку в то время он даже не достиг возраста половой зрелости, в то время как Абу Бекр был первым свободным человеком, принявшим ислам [7].
    Первая жена Абу Бекра Кутаула бинт Абд-аль-Узза принимать ислам не желала. Он с ней развёлся. Другая жена, Умм Руман, стала мусульманкой. Все его дети приняли ислам, кроме Абдул-Рахмана, от которого Абу Бакр отмежевался. Его обращение также привело многих других людей в ислам. Он убедил своих близких друзей обратиться [8] и показал Ислам другим друзьям таким образом, что многие из них также приняли эту веру.
    Принятие ислама Абу Бекром стало значительной вехой в миссии Мухаммада. Рабство было обычным явлением в Мекке, и многие рабы приняли ислам. Когда обычный свободный человек принимал ислам, несмотря на противодействие, он получал защиту своего племени. Однако для рабов такой защиты не было, и они обычно подвергались преследованиям. Абу Бакр почувствовал сострадание к рабам, поэтому он купил восемь (четыре мужчины и четыре женщины) рабов за 40 000 динаров и затем освободил их [Tabaqat ibn Sa’d 3/ 169, 174]. Большинство рабов, освобожденных Абу Бекром, были либо женщинами, либо старыми и слабыми мужчинами. Когда отец Абу Бекра спросил его, почему он не освободил сильных и молодых рабов, которые могли бы стать для него источником силы, Абу Бекр ответил, что он освобождает рабов ради Бога, а не для ради себя.
    В течение трёх лет после рождения ислама мусульмане хранили свою веру в тайне. В 613 году, согласно исламской традиции, Бог повелел Мухаммеду открыто призывать людей к исламу. Первое публичное обращение, в котором люди предлагали свою преданность Мухаммеду, было произнесено Абу Бакром [Judd Steven, Al-Masq:Islam & the medieval Mediterranean. Apr. 2011, Vol.23 Issue 1 pg. 1-14.14p]. Часть молодых людей из племени курайшитов пришла в ярость и избила Абу Бекра до бессознательного состояния. После этого случая ислам приняла мать Абу Бекра. Преследованиям со стороны курайшитов Абу Бекр подвергался и позднее.
    В 617 году курайшиты объявили бойкот Бану Хашим. Мухаммад вместе со своими сторонниками из Бану Хашим был отрезан от Мекки. Все социальные отношения с Бану Хашим были прерваны. До этого многие мусульмане мигрировали в Абиссинию. Абу Бекр, расстроенный, отправился в Йемен, а затем в Абиссинию. За пределами Мекки он встретил друга по имени Ад-Дугна (вождь племени карах), который пригласил Абу Бекра искать защиты у курайшитов. Абу Бекр вернулся в Мекку, что стало для него облегчением, но вскоре из-за давления курайшитов Ад-Дугна был вынужден отказаться от его защиты. Курайшиты в очередной раз получили возможность преследовать Абу Бекра.
    В 620 году умирают дядя Мухаммада Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб и его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид. С Мухаммедом была помолвлена дочь Абу Бекра, Аиша, однако было решено, что настоящая церемония бракосочетания состоится позже. В 620 году Абу Бакр стал первым, кто засвидетельствовал ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса- Исра́ и Ми‘ра́дж, аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (араб. لإسراء والمعراج — ночное путешествие и вознесение) [Islam (Exploring Religions) by Anne Geldart, published by Heinemann Library, 28 September 2000. ISBN 978-0-431-09301-7].
    В 622 году по приглашению мусульман Медины Мухаммад приказал своим сторонникам мигрировать в Медину. Миграция началась партиями. Али был последним, кто остался в Мекке, на него была возложена ответственность за погашение любых займов, которые ранее взяли мусульмане. Мухаммада в Медину сопровождал Абу Бекр. Из-за опасности со стороны курайшитов, они не пошли по дороге, а двинулись в противоположном направлении, укрывшись в пещере в Джабал Тауре, примерно в пяти милях к югу от Мекки. `Абдалла ибн Аби Бекр , сын Абу Бекра, слушал планы и дискуссии курайшитов, а ночью передавал эти новости беглецам, притаившимся в пещере. Асма бинт Абу Бекр, дочь Абу Бекра, каждый день приносила им еду [Islamic Culture by the Islamic Cultural Board Published 1927 s.n. Original from the University of Michigan]. Аамир, слуга Абу Бекра, каждую ночь приносил стаю коз в устье пещеры, где их доили. Курайшиты отправляли поисковые партии по всем направлениям. Одна группа подошла к входу в пещеру, но обнаружить их не смогла. О пребывании в пещере говорится в Коране, в девятой Суре: «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый» [9]. Пробыв в пещере три дня и три ночи, Абу Бекр и Мухаммад отправляются в Медину, на некоторое время остановившись в Губе, пригороде Медины.
    В Медине Мухаммед решил построить мечеть. За участок оплату внёс Абу Бекр. Там же Абу Бекр женится на Хабибе, дочери Хаариджа ах бин Заид Ансари, его брата по вере. Хаариджа бен Заид Ансари жил в Сунхе, пригороде Медины, и Абу Бекр поселился неподалёку. После того, как семья Абу Бекра прибыла в Медину, он купил еще один дом возле дома Мухаммада. В Мекке Абу Бекр торговал тканями- тот же бизнес он продолжил и в Медине. В начале 623 года дочь Абу Бекра Аиша, которая уже была помолвлена ​​с Мухаммадом, была передана последнему на простой церемонии бракосочетания, что еще больше укрепило отношения между Абу Бекром и Мухаммадом [Tabqat ibn al-Saad book of Maghazi, page no:62].
    В 624 году Абу Бекр участвовал в первом сражении между мусульманами и курайшитами в Мекке, известном как битва при Бадре, но не сражался, а выступил в качестве одного из охранников палатки Мухаммада. В 625 году он участвовал в битве при Ухуде, в которой большинство мусульман было разбито, а сам он был ранен [10]. В 627 году принял участие в битве при Тренче и во вторжении Бану Курайза. В 629 году Мухаммад послал Амра ибн аль-Аса в Заат-уль-Салласаль, а затем Абу Убайда ибн аль-Джарраха в ответ на призыв к подкреплению. Абу Бекр и Умар командовали армией при аль-Джарре, атаковали и победили врага. В 630 году, когда мусульмане завоевали Мекку, Абу Бекр был в рядах армии. Перед завоеванием Мекки его отец Усман Абу Квафа принял ислам.
    В 630 году мусульманская армия, когда она проходила через долину Хунайн, попала в засаду лучников из местных племен, примерно в одиннадцати милях к северо-востоку от Мекки. Застигнутый врасплох, авангард мусульманской армии в панике сбежал. Было значительное замешательство: верблюды, лошади и люди столкнулись друг с другом, пытаясь найти укрытие. Мухаммад, однако, стоял твердо и вокруг него осталось только девять спутников, включая Абу Бекра. По указанию Мухаммада, Абу Бекр вскрикнул во весь голос: «О, мусульмане, приходите к Пророку Аллаха». Призыв был услышан мусульманскими солдатами и они сплотились вокруг Пророка. Когда мусульман собралось в достаточном количестве, Мухаммад выдвинул обвинение против врага. В рукопашной схватке представители племён были разбиты и бежали в Аутас.
    В 631 году нашей эры Мухаммад отправил из Медины делегацию из трехсот мусульман, чтобы совершить хадж в соответствии с новым исламским путем. Главой делегации был назначен Абу Бекр. В Мекке Абу Бекр председательствовал на церемонии хаджа, а Али зачитал прокламацию от имени Мухаммада. Основными пунктами прокламации были:

    • Отныне немусульманам не разрешалось посещать Каабу или совершать паломничество.
    • Никто не должен обходить Каабу голым.
    • Многобожие недопустимо. Там, где мусульмане имели какое-либо соглашение с многобожниками, такие соглашения будут выполняться в течение оговоренных периодов. Там, где не было договоренностей, был предоставлен льготный период в четыре месяца, после чего многобожникам не предоставлялось никаких послаблений.

    С этого дня наступила новая эра, где только Ислам становится главной религией в Аравии.
    После смерти Мухаммада мусульманская община не была готова к потере своего лидера, и многие испытали глубокий шок. Особо горевал Умар, вместо этого объявив, что Мухаммад пошел посоветоваться с Богом и скоро вернется, угрожая любому, кто скажет, что Мухаммад умер [Phipps, William E. (2016). Muhammad and Jesus: A Comparison of the Prophets and Their Teachings. p. 70]. Абу Бекр, вернувшись в Медину, успокоил Умара, показав ему тело Мухаммеда, убедив того в его смерти [Mattson, Ingrid (2013). The Story of the Qur’an: Its History and Place in Muslim Life. p. 185]. Затем он обратился к тем, кто собрался в мечети, и сказал: «Если кто-то поклоняется Мухаммаду, Мухаммад мертв. Если кто-то поклоняется Богу, Бог жив, бессмертен», тем самым положив конец любому идолопоклонническому импульсу среди населения. Затем он закончил стихом из Корана: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» [11].
    Сразу же после смерти Мухаммада в Saqifah (во дворе) клана Бану Саида состоялся сбор ансаров (уроженцев Медины) [12] с целью принятия решение о новом лидере мусульманской общины. Узнав о собрании, Абу Бекр и Умар стали беспокоиться о возможном перевороте и поспешили прибыть на эту встречу. По прибытии Абу Бекр обратился к собравшимся с предупреждением о том, что попытка избрать лидера из не курайшитов может привести к разногласиям, поскольку только они могут заполучить необходимое уважение в обществе. Он предложил на суд ансаров две кандидатуры: Умара и Абу Убайда ибн аль-Джарраха. В ответ на это предложение Хабаб ибн Мундхир, ветеран битвы при Бадре заявил, что курайшиты и ансары выбирают лидера между собой, который затем будет править совместно. Услышав это предложение, возник горячий спор. Умар поспешно взял Абу Бакра за руку и поклялся в своей верности последнему, дав тем самым пример для подражания. Собрание пришлось прекратить, когда между Умаром и Садом ибн Убадой вспыхнула драка. Это может указывать на то, что выбор в пользу Абу Бекра, возможно, не был единодушным, а эмоции усилились в результате разногласий [13].
    Абу Бекр был почти повсеместно принят в качестве главы мусульманской общины (под названием халиф) в результате этой Сакифы, хотя ему пришлось столкнуться с разногласиями из-за спешного характера этого события. Несколько компаньонов, среди которых наиболее заметным был Али ибн Аби Талиб, первоначально отказались признать его авторитет [12]. Позже Абу Бекр послал Умара, чтобы по этому поводу противостоять Али, что привело к ссоре, которая могла быть связана с насилием [14]. Однако через шесть месяцев группа заключила мир с Абу Бекром и Али присягнул ему на верность [15].
    Несмотря на то, что Абу Бекр был халифом только чуть более двух лет, ему удалось многое сделать для утверждения мусульманской религии и государственности.
    Сразу после избрания Абу Бекра халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном, это были лидеры разных арабских племен, которые стремились вернуть Аравию к состоянию племенной раздробленности, существовавшей в доисламские времена. Они не желали подчиняться высшей государственной власти, платить налоги, отказавшись от уплаты закята (уплата закята была одной из основ исламской религии, выполнение которой было обязанностью всех мусульман). Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были истолкованы как вероотступничество.
    В разных регионах Аравии активизировали деятельность лжепророки — Мусайлима, Туйлаха, аль-Асвад.
    Абу Бекр занял жесткую позицию по вопросу сепаратистов и вероотступников. Отказавшись от любых уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий враги Халифата были разгромлены.
    Поскольку Аравия объединилась под единым централизованным государством с грозными вооруженными силами, этот регион теперь можно рассматривать как потенциальную угрозу для соседних Византийской и Сасанидской империй. Возможно, Абу Бекр, полагая, что одна из этих держав неизбежно нанесет упреждающий удар по юному халифату, решил, что лучше нанести первый удар самому. С тех пор начались первые мусульманские завоевания. Хотя Абу Бекр и начал эти конфликты, которые в конечном итоге привели к исламским завоеваниям Персии и Леванта, он не дожил до реальных сражений, оставив задачу своим преемникам [Nardo, Don (2011). The Islamic Empire. Lucent Books. pp. 30, 32].
    Независимо от мотивов халифа, в 633 году небольшие силы были направлены в Ирак и Палестину, захватив несколько городов. Мусульманская армия разгромила персов на территории Ирака. В конце правления Абу Бекра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась грандиозная битва с большими силами Византийской империи. В разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о смерти Абу Бекра по причине болезни, которая протекала с лихорадкой и напоминала по своим проявлениям брюшной тиф. Его похоронили у могилы Мухаммада. Перед смертью он завещал должность халифа Умару ибн аль-Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом.
    Абу Бекр сыграл важную роль в сохранении Корана в письменной форме. Он поручил эту работу одному из секретарей Мухаммада Зейду ибн Сабиту. Собранный экземпляр Корана был отправлен жене Мухаммада Хафси, где хранился до времен правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана. Усман создал комиссию во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом для окончательной редакции Корана и его тиражирования [16].
    В исламской традиции Абу Бекр признан одним из четырех Праведных халифов, а в суннитской традиции он изображён как образец идеального правителя, рядом со своим преемником Умаром. Шииты-двунадесятники думают по-другому об этой проблеме. Согласно им, он незаконно захватил халифат- власть должна была перейти к Али ибн Абу Талибу. По их словам, арабы восстали против власти Абу Бекра, потому что знали, что он действует вопреки воле Пророка. Суннитский богослов Абу аль-Хасан аль-Аш’ари (умер в 935 году) в своей «Книге основных моментов» (Kitāb al-Luma) утверждал, что доказательство имамата Абу Бекра уже было обеспечено тем фактом, что все  мусульмане через некоторое время присягнули ему на верность. Имамат Абу Бекра, поэтому, по его мнению, является результатом консенсуса мусульман того времени [Richard J. McCarthy: The Theology of al-Ashʿarī. Beirut 1953. S. 112–116]. Шииты-двунадесятники [17] критикуют Абу Бекра за то, что после смерти Мухаммада он отказался предоставить его дочери Фатиме земли в деревне Фадак, которые, как она утверждала, ее отец подарил ей в подарок ещё до своей смерти. Он отказался принять показания ее свидетелей, поэтому она утверждала, что земля все равно будет принадлежать ей как наследство от ее покойного отца. Однако Абу Бекр ответил, что Мухаммад сказал ему, что пророки Божьи не оставляют в наследство никаких мирских владений и на этом основании он отказался предоставить ей земли. Однако, как отмечает Сайед Али Ашер Разви в своей книге «Пересмотр истории ислама и мусульман», сам Мухаммад унаследовал служанку, пять верблюдов и десять овец. Это доказывает, что пророки могут получать наследство и передавать наследство другим [Razwy, Ali Asgher. A Restatement of the History of Islam & Muslims. pp. 34–35].

    Ссылки:
    1. Абу Бекр / Орлов В. В. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 46. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1)
    2. Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008., с. 8
    3. https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780195390155/obo-9780195390155-0221.xml
    4. https://www.britannica.com/biography/Abu-Bakr
    5. Al-Jubouri, I.M.N. (2010). Islamic Thought: From Mohammed to September 11, 2001. Berlin. p. 53
    6. https://www.al-islam.org/peshawar-nights-sultan-al-waadhim-sayyid-muhammad-al-musawi-ash-shirazi/sixth-session-tuesday-night
    7. https://archive.org/stream/TheBiographyOfAbuBakrAsSiddeeq/TheBiographyOfAbuBakrAs-siddeeq#page/n53/mode/2up
    8. Merriam-Webster’s Encyclopedia of World Religions by Wendy Doniger ISBN 978-0-87779-044-0
    9. https://quran-online.ru/9:40
    10. https://books.google.co.uk/books?id=U94S6N2zECAC&pg=PA126#v=onepage&q&f=false
    11. https://quran-online.ru/3:144
    12. Fitzpatrick, Coeli; Walker, Adam Hani (2014). Muhammad in History, Thought, and Culture: An Encyclopedia of the Prophet of God. p. 3
    13. Madelung, Wilferd (1997). The Succession to Muhammad. p. 32
    14. Fitzpatrick, Walker (2014, p. 186)
    15. Fitzpatrick, Walker (2014, p. 4)
    16. https://web.archive.org/web/20100523031125/http://islam-slovar.ru/books/a.html#AbuDavud34#AbuDavud34
    17. https://www.al-islam.org/the-message-ayatullah-jafar-subhani/chapter-44-story-fadak


    Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою новую авторскую статью и получите гонорар!

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты