Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    19.09.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Абу-Бакар Ахмедхан

    Абу-Бакар Ахмедхан

    АБУ-БАКАР Ахмедхан (наст. имя — Ахмедхан Абакарович Абакаров) (12.12.1931, с. Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР — 23.10.1991, Махачкала, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР) — первый даргинский професс. драматург, сценарист и прозаик. Член Союза писателей СССР (с 1957). Нар. писатель Дагестанской АССР (1969). Член Союза  журналистов  СССР (с 1980).
    В 1956 году Ахмедхан Абу-Бакар окончил Литературный ин-т им. М. Горького и  сценарные  курсы при Главкинематографии СССР в Москве, по окончании к-рых получает диплом професс. сценариста. Сотрудничал с газетой «Ленинское знамя», позднее её стал гл. ред. Печататься начал с 1949 года на страницах  даргинского  выпуска  альманаха  «Дружба». Отв. секр. Союза писателей Дагестана.
    Ахмедхан Абу-Бакар получил широкую известность в шестидесятые годы XX века как автор повестей и рассказов, к-рые стали фактом литературной жизни всей страны. Ряд его сочинений изданы на немецком, польском, японском, хинди, персидском, болгарском языках. Причиной успеха произведений Абу-Бакара и привлечения к ним внимания не только дагестанцев, – это скрытая за видимой легкостью философская подоплека его творчества, состоящая в том, что в его рассказах или повестях главным предметом изображения становится не аул, как таковой, его быт, история, а горский мир, как некая онтологическая модель всего мира [2]. Их наиболее ярких работ Абу-Бакара следует выделить «Даргинские девушки (1958), «Чегери» (1963), «Медовые скалы» (1964), «Ожерелье для моей Серминаз» (1965), «Снежные люди» (1966), «Исповедь на рассвете» (1969), «Браслет с камнями» (1970), «Тайна кубачинского браслета» (1971), «В ту ночь, готовясь умирать» (1976), «Мама, зажги солнце» (1983) и др. [1] Это остросюжетные произведения, к-рые пронизаны лирическим мироощущением, мудростью, добротой, искрящимся юмором и остроумием [3]. Реальной основой романтики повестей служит конкретная действительность Дагестана.
    В становлении мастерства писателя большую роль сыграло его обращение к истокам духовной культуры и фольклорным традициям своего народа. Последнее придаёт прозе Ахмедхана Абу-Бакара национальную самобытность, устно-поэтический материал становится для него одним из важнейших компонентов его художественной системы [2]. Напр., герой повести «Ожерелье для моей Серминаз» выносит из скитания необычное ожерелье – оно состоит из сюжетов, составляющих рукопись будущей книги – подарок, в котором выражен главный симптом времени – духовный рост горцев [2]. Если в сказках ищут какое-то абстрактное счастье, то в повести «Чегери» герой находится в поисках обыкновенной кукурузы, к-рая даёт землепашцу два урожая в год. «Даргинские девушки» – одна из ранних повестей Ахмедхана Абу-Бакара, в которой уже ощущается стремление писателя максимально приблизить своих героев к народной жизни, к духовным и эстетическим запросам своего народа. Опираясь на устное народное творчество, на смеховые традиции своего народа, писателю удалось на этой основе обрисовать самобытные человеческие образы, каждый из которых наделен своим характером и отношением к окружающему миру, своим внутренним миром и душевными качествами [3].
    Ряд росс. литературоведов в процессе изучения творчества Ахмедхана Абу-Бакара (С.М. Хайбуллаев, С.Х. Ахмедов, К. Султанов, М.И. Зульфукарова, Т.Ю. Султанова, И.Я. Алиханова), отмечая профессионализм использования им произведений устного народного творчества, справедливо подчеркивали, что истинное мастерство писателя проявилось именно в синтезе традиционного фольклорного наследия и лучших художественных образцов советской и мировой литературной классики. Именно связь с фольклором обусловила богатство и многообразие новаторских исканий Абу-Бакара, его манеру письма, поэтический вкус и художественное чутье.
    Очерки Абу-Бакара стали заметной вехой в развитии даргинского очерка не только благодаря своим художественно-познавательным достоинствам, но и в стремлении автора быть в русле своего
    времени, поднимать его насущные проблемы. В очерках, насыщенных глубоким общ. содержанием, находят отражение важнейшие социально-исторические процессы ХХ столетия. Они несут в широкие массы идеи социальной справедливости, гуманности, добра. Элементы публицистики в них свободно перемежаются с художественным письмом, исследовательская мысль – с живой образностью. Все факты, явления, события, описанные в очерках, анализируются, обобщаются. При помощи отбора типичных жизненных явлений Абу-Бакару удается подчеркнуть наиболее общее, свойственное не одному человеку, а многим людям.
    Ахмедхан Абу-Бакар поднимает актуальные проблемы современности в доступной широкому читателю образно-публицистической форме. Многие из очерков написаны страстно и горячо, с литературным блеском. Они отмечены глубокой обобщающей мыслью, тонким проникновением в психологию фактов и явлений, острой постановкой социальных вопросов через художественный образ героя, взволнованной метафоричностью,
    насыщенностью образами. Многие очерки Абу-Бакара – к примеру, «Земля», «Встреча на привале», «Песня о хлебе» – можно рассматривать в контексте художественных очерков. В них автор идет от осмысления конкретных фактов к типическим обобщениям. Удивительной теплотой и душевностью согреты образы очерковых героев. Абу-Бакар часто привлекает документ, который никогда не занимает лидирующего положения, здесь доминирует социальный анализ факта, явления, события в художественно-эмоциональной, взволнованно-публицистической форме [4].
    Росс. литературоведением, кинокритиками практически оставлена без внимания другая составляющая литературной деятельности Абу-Бакара – сценарная. К этой стороне своего творчества писатель относился со всей ответственностью. Сам Ахмедхан Абу-Бакар стал автором сценариев к фильмам «Тучи покидают небо» (1959), «Адам и Хева» (1969), «Гепард» (1979), «Чегери» (1980), «Снежная свадьба» (1980), «Пора красных яблок» (1981), «Радуга семи надежд» (1981), «Загадка кубачинского браслета» (1982), «Тайна рукописного Корана» (1990). Это фильмы принадлежат к разным жанрам. Среди них есть комедии, мелодрамы, музыкальная комедия, сказка, лирическая комедия, историческая драма. Такое разнообразие в подходах освещения жизни Дагестана середины ХХ века свидетельствует о высоком художественном мастерстве писателя, его умении различными выразительными средствами показать сложную палитру общественных отношений в республике.
    Работа в кино у писателя заняла без малого 32 года. Начиная с первого фильма «Тучи покидают небо» (1959), где Ахмедхан Абу-Бакар выступил как сценарист, и завершая лентой «Тайна рукописного Корана» (1990), он был верен своей теме — родному Дагестану [1].

    Ссылки:
    1. Науменко В.Е. Творчество Ахмедхана Абу-Бакара в кинематографическом измерении // Наследие веков. 2016. № 1 (5). С. 74-81
    2. Гасанова К.М., Исаева М.. Фольклор в прозе Ахмедхана Абу-Бакара // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 520-521
    3. Алиева Ф.А. Фольклорная эстетика в повести Ахмедхана Абу-Бакара «Даргинские девушки» // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. 2016. № 10. С. 57-62
    4. Рабаданова С.М. Художественная документалистика Ахмедхана Абу-Бакара // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 4 (33). С. 96-99


    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты