Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    14.01.2020
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Абэ Кобо

    АБЭ Кобо (яп. 安部公房; наст. имя — Абэ Кимифуса; 7.03.1924, Кита, Токио, Японская империя — 22.01.1993, Токио, Япония) — японский писатель и драматург, известный тем, что использовал причудливые и аллегорические ситуации, чтобы подчеркнуть изоляцию личности [1]. Один из самых инновационных авторов Японии после 1945 года [8].

    Абэ Кобо

    • Биография Кобо Абэ

    Кобо Абэ вырос в Мукдене (ныне Шеньян), в Маньчжурии, где его отец, врач, преподавал в медицинском колледже. В средней школе самым сильным предметом мальчика была математика, но он также интересовался коллекционированием насекомых и начал погружаться в сочинения Федора Достоевского (см.), Франца Кафки, Райнера Марии Рильке, Эдгара Аллана По и Льюиса Кэрролла. В 1941 году, чтобы закончить среднюю школу, Кобо Абэ отправился в Японию. В 1943 году в Токийском Императорском университете он начал изучать медицину, но в 1945 году принимает решение вернуться в Маньчжурию без получения степени. Репатриированный в Японию в 1946 году, он окончил медицинский факультет в 1948 году, но отказался от медицинских исследований, проводимых в Токийском университете, и, в условиях крайней нищеты, посвятил себя литературе [6]. Женился Кобо Абэ ещё будучи студентом, его жена — художник и дизайнер по профессии — иллюстрировала обложки ко многим его произведениям. Первоначально они жили в старых казармах в разбомбленном районе центра города. Абэ продавал маринады и древесный уголь на улице, чтобы оплатить свои счета.
    В 1948 году Кобо Абэ присоединился к группе писателей, объединившихся вокруг журнала «Kindai Bungaku» и «Yoru no Kai» («Общество ночи»), которым руководил авангардистский критик Киётэру Ханада. Благодаря ему Абэ заинтересовался сюрреализмом. В 1950 году Абэ совместно с режиссёром Хироси Тэсигахарой и критиком Синъити Сэги создал творческое объединение «Век» (яп. 世紀の会). В 1956 году принял участие в съезде чехословацких писателей в Праге. Он описал свои впечатления от своих путешествий год спустя в «Tóó o yuku» («Путешествие по Восточной Европе»). В 1955–1961 годах был членом Японской академии литературы. Почётный член Американской академии наук и искусств (1977). В 1971 году основал собственную актёрскую студию «Abe Kōbō sutajio» (яп. 部 公房), где поставил одну из своих пьес — «Человек, превратившийся в палку» [7] и  с 1979 года гастролировал по США. Помимо своей литературной деятельности активно занимался художественной фотографией [9].

    • Творчество Кобо Абэ

    Одним из важнейших моментов, которые определили литературные и жизненные позиции Кобо Абэ, было прекрасное знание мировой литературы, в том числе, русской. Он писал: «Еще в школьные годы я был очарован творчеством двух гигантов русской литературы — Гоголя и Достоевского. Я прочитал почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам. Особенно большое влияние оказал на меня Гоголь. Переплетение вымысла и реальности, благодаря чему реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю [5].
    В 1947 году за свой счет он публикует «Анонимные стихи» (яп. 無名詩集). В 1951 году его короткий роман «Стена. Преступление S. Кармы» (яп. 壁―S・カルマ氏の犯罪) был удостоен премии Акутагавы. Главная тематика романов, рассказов и пьес Абэ Кобо- отчуждение современного человека и потеря идентичности в городских условиях [2]; среди излюбленных приёмов писателя – аллегория, гротеск, пародокс и переплетение вымысла и реальности [3]. Его работы также сравнивают с абсурдным театром и иберо-американским магическим реализмом. Абэ Кобо был не просто писателем, он прославился как человек различных способностей и дарований, прекрасно понимал в классической музыке, был языковедом, фотографом, драматургом, и сценаристом.
    В 1951–1962 годах Кобо Абэ был членом Коммунистической партии Японии. Это был период политического радикализма среди японской интеллигенции, который возник на фоне разочарования в социальном порядке послевоенной Японии и отвращения к старшему поколению писателей, предпочитавших реалистический стиль. Абэ разделял эти взгляды. Он был исключен из Коммунистической партии за противодействие методам партийного руководства, которые он считал недемократическими. Отойдя от политики, Кобо Абэ целиком отдался литературе и создал произведения, которые принесли ему мировую известность. Выход «Четвертого ледникового периода» (1958), соединивший в себе черты научной фантастики, детективного жанра и западноевропейского интеллектуального романа, окончательно укрепил положение Абэ в японской литературе. Всемирную славу принесли писателю появившиеся один за другим романы «Женщина в песках» (1962; экранизирован Хироси Тэсигахарой), «Чужое лицо» (1964) и «Сожженная карта» (1967). После их появления и Абэ заговорили как об одном из тех, кто вершит судьбы не только японской, но и мировой литературы. Эти романы Абэ занимают центральное место в его творчестве. И по времени создания, и по содержанию к ним примыкают романы «Человек-ящик» (1973), «Тайное свидание» (1977), «Вошедшие в ковчег» (1984) [5]. С середины 1960-х его произведения регулярно переводились по обе стороны железного занавеса.
    Писатель вел замкнутый образ жизни, друзей не имел, не подпускал к себе посторонних людей, не любил журналистов. Проживал один в уединенном коттедже в районе горного курорта Хаконэ. В 1992 году Кобо Абэ был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, но неожиданная смерть 12 января 1993 лишила его этой награды.

    • Романы

    1948    Указатель в конце дороги    終りし道の標に    Овасири мити но сирубэ ни
    1954    Альянс голодных    飢餓同盟    Кига доумэй
    1957    Только те, кто ищет дом    けものたちは故郷をめざす    Кэмоно тати ва кокёу во мэдзацу
    1959    Четвёртый ледниковый период    第四間氷期    Дай ён кан пёки
    1960    Каменные глаза    石の眼    Иси-но мэ
    1962    Женщина в песках    砂の女    Суна-но Онна
    1964    Чужое лицо    他人の顔    Танин-но као
    1965    Такеаки Эномото    榎本武揚    Эномото такэаки
    1967    Совсем как человек    人間そっくり    Нинген соккури
    1967    Сожжённая карта    燃えつきた地図    Моэцукита тидзу
    1973    Человек-ящик    箱男    Хако отоко
    1977    Тайное свидание    密会    Миккай
    1984    Вошедшие в ковчег    方舟さくら丸    Хакобунэ сакура мару
    1994    Лётчик

    • Пьесы

    1954    Охота на рыбаков    どれい狩り    Дорэй гари
    1958    Призраки среди нас    幽霊はここにいる    Юурэй ва коко ни иру
    1962    Крепость        Дзёсай
    1964    Провал времени    時の崖    Токи-но гакэ
    1965    Ты тоже виновен    おまえにも罪がある    Омаэ нимо цуми га ару
    1967    Друзья    友達    Томодати
    1969    Человек, превратившийся в палку    棒になった男    Боу ни натта отоко
    1969    Чемодан 

    Соч.: Абэ Ко­бо дзэн­сю: В 30 т. То­кио, 1997–2000; Со­бр. соч.: В 4 т. СПб., 1998.
    Лит.: Ре­хо К. Со­вре­мен­ный япон­ский ро­ман. М.,1977; Гри­горь­е­ва Т. П. Япон­ская ли­те­ра­ту­ра ХХ в. М., 1983.

    Ссылки:
    1. https://www.britannica.com/biography/Abe-Kobo
    2. https://snl.no/Kobo_Abe
    3. Абэ Кобо // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 51. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 1).
    4. https://www.universalis.fr/encyclopedie/abe-kobo/
    5. http://modernlib.net/books/kobo_abe/
    6. Mikołaj Melanowicz: Historia literatury japońskiej. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2012, s. 409
    7. Shields, Nancy (1996). Fake Fish: The Theater of Kobo Abe. Weatherhill: New York & Tokyo
    8. Slovník spisovatelů — Asie a Afrika 2., Odeon, Praha 1967, str. 152
    9. Vlasta Winkelhöferová: Slovník japonské literatury, Libri, Praha 2008, str. 46-48

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты