Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    20.08.2018
    Монархи мира Комментариев нет

    Абдуллах аль-Мамун

    АБДУЛЛАХ АЛЬ-МАМУН (полное имя абу аль-Аббас аль-Мамун ибн Харун аль Рашид; араб. أبو العباس المأمون‎; сент. 786, Багдад – 9.08.833, Тарсус)- седьмой халиф Аббасидов (см.), правивший с 813 до своей смерти в 833 году. После гражданской войны он сменил своего брата аль-Амина, а также был известен своей ролью в полемике по вопросам мутазилизма и возобновлением широкомасштабной войны с Византийской империей. Правление этого халифа считается самым славным и великим в истории ислама и всегда упоминается как начало арабского научного великолепия.
    Абдуллах аль-Мамун родился в Багдаде в ночь с 13 на 14 сентября в семье пятого аббасидского халифа Харуна аль-Рашида и его наложницы Мараджил из Бадгиса. В ту же ночь, которая позже получила известность как «Ночь трёх халифов», его дядя аль-Хади умер и правителем Аббасидского халифата (см.) стал его отец, Харун. [Rekaya, M. (1991). «al-Maʾmūn». The Encyclopedia of Islam, New Edition, Volume VI: Mahk–Mid. Leiden and New York: BRILL. p. 331]
    В 802 году Харун ар-Рашид, отец аль-Мамуна и аль-Рашида, распорядился, чтобы аль-Амин стал его преемником, а аль-Мамун стал губернатором Хурасана и только после смерти аль-Амина смог править в качестве халифа. В последние годы жизни ар-Рашида его здоровье сильно пошатнулось и однажды он увидел во сне шиитского имама Мусу ибн Джафара, сидящего в молитве и плачущего, что заставило Харуна вспомнить, как сильно он изо всех сил пытался создать свой собственный халифат. Он хорошо знал способности обоих своих сыновей и принял решение, что для блага аббасидской династии, после своей смерти, халифом должен стать аль-Мамун, о чём и сообщил своим придворным. Один из придворных, Фади ибн Раби, решил не следовать последней воле халифа и разнёс весть, что воля правителя не претерпела каких-либо изменений.  Позже, другие трое придворных Харуна, к-рые поклялись ему в верности, а именно: Иса Джаруди, Абу Юнус, Ибн Аби и Умран, поддерживая аль-Мамуна, принудили признаться Фади, что Харун назначил именно аль-Мамуна наследником. По мнению Фади, поскольку Харун не был в здравом уме, следовательно, это его решение не должно быть принято. Абдуллах аль-Мамун был старшим из двух братьев, но его мать была персидской женщиной, в то время как мать аль-Амина была членом правящей семьи Аббасидов. После смерти Харуна аль-Рашида в 809 году, отношения между двумя братьями ухудшились. В ответ на шаги аль-Мамуна к получению независимости, аль-Амин заявил, что его собственный сын Муса станет его наследником. Это нарушение завещания аль-Рашида привело к борьбе за престол. В 811 году в Багдаде аль-Амин  собрал крупную армию во главе с Исой ибн Маханом и вторгся в Хорасан, но генерал аль-Мамуна Тахир ибн аль-Хусейн (ум. 822) разгромил эту армию и вторгся в Ирак, взяв в 812 в осаду Багдад. В 813 году Багдад пал, аль-Амин был обезглавлен и аль-Мамун стал бесспорным халифом. [Kennedy, Hugh (1986). The Prophet and the Age of the Caliphates (2nd ed.). London and New York: Pearson Longman. pp. 148–150]
    В течение первых нескольких лет правления аль-Мамуна, в то время как халиф был в Мерве, в Ираке вспыхивали беспорядки. 13 ноября 815 года Мухаммад ибн Джафар аль-Садик, младший брат имама Мусы аль-Казима  (араб. موسى الكاظم‎; 6 ноября 745 — 1 сентября 799) принял решение основать свой собственный халифат в Мекке. Однако, он быстро потерпел поражение и отрёкся от престола, утверждая, что он решил стать халифом только узнав о смерти аль-Мамуна. Беззаконие в Багдаде привело к формированию повышенного внимания со стороны соседей.
    В 817 году Абдуллах аль-Мамун заставил Имама Резу перебраться из Мадины в Мерв. Имам Реза, восьмой потомок Мухаммеда, был назван его наследником. Данная новость была принята лидерами Аббасидов не без возмущения и рассматривалась как политический шаг аль-Мамуна, поскольку он боялся широкой симпатии к членам семейства Ахль аль-Байт. План Аль-Мамуна состоял в том, чтобы следить за Имамом Резой. Однако, его план не увенчался успехом из-за растущей популярности Али Аль-Рида в Мерве. Люди со всего мусульманского мира отправились навстречу внуку пророка и слушали его учения и наставления.
    После дебатов с религиозными учёными того времени, Абдуллах аль-Мамун принимает решение унизить Имама; попытка оказалась неудачной, а сам Имам сообщил аль-Мамуну, что его великий визирь, Фазл ибн Сахл, не сообщал ему обо всем происходившем. Из-за слухов, распространяемых Фазлом, народ в Багдаде считал, что Абдуллах аль-Мамун уже свергнут. Из-за этого жители Багдада решили присягнуть дяде аль-Мамуна Ибрагиму ибн Мехди. 12 апреля 818 года аль-Мамун сам отправился в Багдад. В Тусе он делает остановку, чтобы посетить могилу своего отца. Абдуллах аль-Мамун был встревожен широко распространенной поддержкой потомка Имама Резы пророка Мухаммеда и предательством его великого визиря. В целях завоевания поддержки Аббасидов и создания новой базы для своего правления в Багдаде, аль-Мамун отравил Имама Резу и организовывал убийство Фазла ибн Сахла. Реза был похоронен рядом с отцом аль-Мамуна Харуном аль-Рашидом. После смерти Имама в Хорасане вспыхивает крупное восстание. Аль-Мамун пытается показать себя невиновным в совершённом преступлении, но, несмотря на все усилия, оправдать себя ему не удаётся.
    Исламский богослов Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (араб. محمد بن جرير الطبري‎; 839, Табаристан — 923, Багдад) указывает, что Абдуллах аль-Мамун вошёл в Багдад 11 августа 819 года. Он носил одежду зелёного цвета, и другие решили ему подражать. Несмотря на популярную оппозицию цвету, 18 августа он вернулся к традиционному аббасидскому чёрному. В то время, когда в Багдаде воцарилось спокойствие, в других местах были беспорядки. В 825–826 годах губернатор Хорасана Абдуллах ибн Тахир (798—845) открыл для аль-Мамуна доступ к Египту, освободив Александрию от андалузцев и подавив беспорядки.
    Кроме того, в 825 году произошло восстание в Куме, вызванное жалобами на высокие налоги. В 827 году в Йемене вспыхивает восстание. В 829-830 гг. Абу аль-Рази, захвативший одного из йеменских бунтарей, был убит повстанцами. Египет продолжал быть неспокойным. Синд был охвачен мятежом. В 831-832 гг. Гасан ибн Аббад подчиняет этот город себе. Постоянной проблемой для аль-Мамуна было восстание во главе с Бабаком Хоррамдином. В 214 году Бабак разгромил халифатскую армию, убив их командира Мухаммада ибн Хумайда.
    К тому времени, когда аль-Мамун стал халифом, арабы и Византийская империя начали столкновения в приграничных зонах, происходили арабские набеги вглубь Анатолии с целью захвата имущества христиан, которых обращали в рабов в Аббасидском халифате. Ситуация изменилась в 820 году с приходом к власти византийского императора Михаила II Травла. Вынужденный иметь дело с повстанцем-самозванцем Фомой славянином, у Михаила было мало войск, чтобы избавиться от небольшого андалузского вторжения числом в 40 кораблей и 10 000 человек против Крита, который пал в 824 году. В 826 году византийцы решили вернуть утраченный остров, но их выступление провалилось. Хуже всего было вторжение арабов из Туниса на Сицилию в 827 году. Несмотря на это, византийское сопротивление на Сицилии было жёстким и не без успеха, в то время как арабы страдали от внутренних дрязг. В том же году арабы были изгнаны с Сицилии, но планировали вернуться.
    В 829 году Михаил II Травл умирает и место императора занимает его сын Феофил (ок. 803 — 20 января 842). Во время своего правления, Феофил периодически одерживал победы над мусульманами. В 830 году арабы вернулись на Сицилию и после долгой осады захватили у христиан Палермо и удерживали его в течение последующих двухсот лет. Тем временем, в 830 году, халиф аль-Мамун начинает вторжение в Анатолию. Победа обернулась захватом нескольких византийских фортов и пощадой капитулировавших византийцев. Феофил решил не проявлять подобного великодушия и в 831 году захватывает у мусульман Тартус. В следующем году, узнав, что византийцы убили около шестисот человек, Абдуллах аль-Мамун принимает решение вернуться. На этот раз пали уже тридцать фортов, а византийские силы дважды проигрывали халифату в Каппадокии.
    Феофил решает обратиться в письме к аль-Мамуну. Халиф ответил, что он тщательно рассмотрел письмо византийского правителя, заметив, что тот смешивает предложения мира и торговли с угрозами войны и предложил Феофилу вариант принятия шахады, уплаты налогов или военного противостояния. Аль-Мамун готовился к крупной военной кампании, но умер в пути, возглавляя экспедицию в Тиане.
    Отношения аль-Мамуна с византийцами отмечены его усилиями переводов греческой философии и науки. В Багдаде халиф собирает многих религиозных учёных, к которым он относился великодушно и терпимо. Он послал эмиссара в Византийскую империю, чтобы собрать там самые известные рукописи и перевести их на арабский язык. [Lee S. Tesdell, «Greek Rhetoric and Philosophy in Medieval Arabic Culture: The State of the Research,» in: Discourses of Power: Grammar and Rhetoric in the Middle Ages, ed. Carol Poster and Richard Utz (Evanston, IL: Northwestern University Press, 1999), pp. 51–58] В рамках своего мирного договора с Византийским императором аль-Мамун ежегодно получал ряд греческих рукописей, одна из которых — астрономическая работа Птолемея  «Альмагест». [Angelo, Joseph (2009). Encyclopedia of Space and Astronomy. p. 78]
    На равнинах Месопотамии в долине Синджар Абдуллах аль-Мамун провёл две астрономические операции, предназначенные для определения дуги земного меридиана. Лунный кратер «Аль-Мамун» назван в знак признания его вклада в астрономию.
    Сохранившиеся архивные материалы аль-Мамуна отмечены его усилиями по централизации власти и его уверенности в правопреемстве. В Багдаде Абдуллах аль-Мамун основал свой Дом Мудрости («Байт аль-Хикма»), объединив в том же пространстве академию с библиотекой. Библиотека была составлена из книг, которые касались всех известных в то время дисциплин, включая литературу, естественные науки и логику. Дом Знаний был местом, где все важные научные и философские произведения древнего мира, особенно из Древней Греции и Египта, постоянно переводились на арабский язык. [Goldschmidt, Arthur (2002). A concise history of the Middle East. Boulder, Colorado: Westview Press. p. 78]
    Исламское испытание для богословов, михна, сравнима с средневековыми европейскими инквизициями в том смысле, что здесь речь идёт не о тюремном заключении, а о религиозном испытании и присяге на верность. Богословы, прошедшие михну, были традиционалистскими учеными, социальное влияние которых было необычайно высоким. Аль-Мамун вводит михну с намерением централизовать религиозную власть в институте халифата и проверить лояльность своих подданных. В обязательном порядке михну, состоящую из вопросов, касающихся богословия и веры, должны были пройти представители элиты, учёные, судьи и другие правительственные чиновники. Главный вопрос заключался в происхождении Корана; если собеседник заявлял, что он считает, что Коран написан, а не был богодухновен с Богом, он мог свободно уйти и продолжать свою профессию.
    Противоречия в отношении михны усугублялись симпатиями аль-Мамуна богословию мутазилитства и другими противоречивыми взглядами. Мутазилитское богословие находилось под сильным влиянием аристотелевской мысли и греческого рационализма и заявляло, что вопросы веры и практики должны решаться путем рассуждения. Это противоречило традиционалистской позиции основателя ханбалитского мазхаба Ахмада ибн Ханбаля и других теологов, согласно которой всё, что верующий должен знать о вере и практике, было буквально прописано  в Коране и Хадисах. Более того, мутализиты заявляли, что Коран был создан, а не был передан Богом; это положение, которое, среди прочего, разделяли яхмиты и часть шиитов и оно противоречило традиционалистско-суннитскому мнению о том, что Коран и Божественное было сокровенным. Тот факт, что школа мутазилитов основывалась на язычестве Греции, еще больше разочаровала большинство исламских священнослужителей.
    Во время правления аль-Мамуна значительное развитие получила алхимия. Пионерами этого направления были арабский фармацевт Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи (араб. جابر بن حيان‎; Тус, ок. 721, — Эль-Куфа, ок. 815) и его ученик Юсуф Луква, которые находились под покровительством аль-Мамуна. Несмотря на то, что их попытки по трансмутации золота не увенчались успехом, их опыты привели в появлению новых фармацевтических соединений. [E.J. Brill’s First Encyclopaedia of Islam (1993), Vol. 4, p. 1011]
    Халиф аль-Мамун был пионером в картографии, заказав карту мира у большой группы астрономов и географов. В настоящее время эта карта хранится в музее дворца Топкапы Сарай в Стамбуле. На карте показаны крупные части евразийских и африканских континентов с узнаваемыми береговыми линиями и основными морями. Она изображает мир, как это было известно капитанам арабских парусных судов, которые использовали муссонные ветровые циклы для торговли на огромных расстояниях (к 9 веку арабские морские торговцы достигли Гуанчжоу в Китае). Карты греков и римлян показывают хорошее знание закрытых морей, таких как Средиземное море, но мало демонстрируют огромные океанские пространства за их пределами. [Rechnagel, Charles (15 October 2004). «World: Historian Reveals Incredible Contributions of Muslim Cartographers». Radio Free Europe/Radio Liberty]
    Хотя багдадский халиф Мухаммад ибн Мансур аль-Махди провозгласил, что халиф является защитником ислама против ереси, а также заявлял о способности декларировать ортодоксию, религиозные ученые в исламском мире считали, что Абдуллах аль-Мамун превзошёл его в михне. Взыскания михны становилось всё сложнее реализовать, так как улемы превращались в более твёрдую и сплочённую оппозицию. Несмотря на то, что михна сохранялась в царствования еще двух халифов, в 848 году халиф Аль-Мутаваккиль Алаллах принимает решение от неё отказаться. Неудача михны серьезно повредила авторитету халифаля и разрушила репутацию чиновников для последующих халифов. Из-за михны халиф потерял бы большую часть своей религиозной власти по отношению к мнениям улемов.
    Улема и основные исламские юридические школы стали действительно определяющими и важными параллельными институтами в период аль-Мамуна и суннизма, как религии законничества. Доктринальные различия между суннитами и шиитским исламом стали более выраженными. Ибн Ханбал, основатель юридической школы ханбализма, прославился своей оппозицией михне. Одновременная оппозиция и покровительство аль-Мамуна интеллигенции привели к возникновению важных диалогов как по светским, так и по религиозным вопросам, а «Байт аль-Хикма» стала важным центром перевода греческих и других древних текстов на арабский язык. Этот исламский ренессанс стимулировал повторное открытие эллинизма и обеспечил выживание этих текстов в европейском ренессансе.
    Аль-Табари (стих 32, стр. 231) описывает аль-Мамуна как человека среднего роста со светлым лицом, красивого и имеющего длинную седую бороду. Он упоминает о способности халифа говорить кратко и красноречиво без подготовки, о его щедрости, уважению к Мухаммеду и религии, его чувству умеренности, справедливости и любви к поэзии.
    Мавританский писатель Ибн Абд Раббих в униге «Уникальное ожерелье» («al-‘iqd al-Farid»), вероятно, опираясь на более ранние источники, делает аналогичное описание аль-Мамуна.

    Лит.:  تاريخ الدولة العباسية ، د. فاروق عمر فوزي ، دار الشروق ، عمان 2010 ، ص 54

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна!

    См. Алфавитный указатель статей Большая энциклопедия знаний

    Комментарии закрыты