Абд аль-Мутталиб
АБД АЛЬ-МУТТАЛИБ (Шейба ибн Хашим аль-Кураши, араб. شيبة ابن هاشم القرشي; 497, Медина — 578, Мекка) — дед Пророка Мухаммада.
- Биография
Воспитывался Мутталибом ибн-абд Манафом (араб. Arabic: مطلب ابن عبدالمناف). Его отцом был Хашим ибн Абд Манаф, [1] прародитель выдающегося рода Хасим, подгруппы племени курайшитов Мекки. Они утверждали, что они родом от Ismā’īl и Ibrāhīm. Его матерью был Салма бинт Амр из Бану Наджара, клана племени Хазрадж в Ятрибе (позже- город Медина). Хашим умер во время ведения предпринимательства в Газе, прежде чем родился аль-Мутталиб.
Ему было дано имя «Шайба», что означает «древний» или «беловолосый» из-за полоски белых волос, а иногда также его называют Шайбат аль-Шамд («Белая полоса хвалы»). После смерти отца до восьми лет его воспитывали в Ясрибе с матерью и её семьей, когда его дядя Мутталиб увидел его и попросил его мать Салму доверить Шейбу на его попечение. Салма не хотела отпускать сына и Шайба отказался уходить без её согласия. Тогда Мутталиб указал, что возможности в Ясрибе несопоставимы с Меккой. Салма была впечатлена его аргументами, поэтому согласилась отпустить сына. При первом их прибытии в Мекку люди предполагали, что неизвестный ребенок был мутталибским рабом, называя его «Abdul-Muṭṭalib» (раб Мутталиба).
Когда Мутталиб ибн-абд Манаф умер, Шейба стал главой клана хасим. Он взял на себя обязанности поить и кормить паломников в ходе хаджа. За внимание и добросердечность он достиг уважения среди своего народа [2].
Умар ибн аль-Хаттаб, дед Нафаила ибн Абдуллы Уззы разрешил спор между Абд аль-Мутталибом и Харб ибн Умайей, отцом Абу Суфьяна, по вопросу опеки над Каабой. Нуфаил дал свой вердикт в пользу Абд аль-Мутталиба. Обращаясь к Харб ибн Умайе, он сказал:
Почему вы выбираете ссору с человеком, который выше вас ростом? более внушительный, чем вы по внешности; более изысканный, чем вы в интеллекте; чье потомство превосходит вас и чья щедрость затмевает вас в блеске? Не следует, однако, истолковывать это в любое унижение ваших хороших качеств, которые я высоко ценю. Вы так же нежны, как ягненок, вы знамениты во всей Аравии за стентиронические тона вашего голоса, и вы являетесь преимуществом для своего племени.
Абд аль-Мутталиб рассказал, что, когда он спал в священном окружении, ему приснилось, что ему было приказано копать на бойне Курайши между двумя идолами Исафом и Наилой. Там он найдет Замзамский колодец, который заполнило племя Юрхум, когда они покинули Мекку. Во время работ по копке курайши попытались остановить его, но его сын Аль-Харит стоял на страже, пока они не отказались от своих протестов. Через три дня работы Шейба ибн Хашим аль-Кураши нашел следы старого колодца и воскликнул: «Аллах Акбар!» Некоторые из курайшей оспаривали его претензию на исключительные права на воду, но в итоге признали за ним это право. Он отправил паломников в Каабу с водой Замзама, которая вскоре затмила все другие колодцы в Мекке, потому что считалась священнейшей.
Согласно Ибн Хишаму, имел десять сыновей и шесть дочерей. Ибн Саад пишет о двенадцати сыновьях. Один из них, Абу Лахаб (см.), стал противником Пророка Мухаммада.
Могила Абд аль-Мутталиба находится на кладбище «Джаннат аль-Муалла» в Мекке.
Ссылки:
1. Muhammad ibn Saad. Kitab al-Tabaqat al-Kabir. Translated by Haq, S. M. (1967). Ibn Sa’ad’s Kitab al-Tabaqat al-Kabir Volume I Parts I & II. Delhi: Kitab Bhavan
2. Muhammad ibn Ishaq. Sirat Rasul Allah. Translated by Guillaume, A. (1955). The Life of Muhammad
Вы можете помочь Большой энциклопедии знаний стать лучше- пришлите нам свою любую новую авторскую статью и получите гонорар!
© При копировании активная ссылка на сайт обязательна
См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний