Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    Аббасидский халифат

    АББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ (араб: ٱلْخِلافَةُ ٱلْعَبَّاسِيَّة‎ al-Khilāfatu al-‘Abbāsīyah)- третий Исламский халифат, который пришёл на смену государству, основанному мусульманским Пророком Мухаммадом. Династия Аббасидов (см.) произошла от дяди Мухаммеда, <………..>, по имени которого и получила своё название. После обретения власти в 750 году над Омейядами, аббасиды правили в качестве халифов на территории совр. Ирака, столицы Багдада.
    Аббасидский халифат считается одним из значительных событий в мировой истории. Сначала правительство Аббасидского халифата располагалось в Куфе, однако в 762 году, недалеко от столицы государства Сасанидов – Ктесифона, халиф <………..> основал город Багдад. Для управления территориями, покоренными арабскими мусульманами, Аббасидский халифат опирался на <………..> (особенно, на семейство Бармакидов), и в тоже время, аббасиды поощряли включение мусульман неарабов в местное сообщество. Персидские обычаи были хорошо восприняты правящей элитой, аббасиды стали поддерживать художников и ученых [1]. Багдад стал центром науки, культуры, философии и изобретений в период Золотого века ислама.
    Несмотря на первоначальные намерения, в конце 8 века аббасиды отдалились от покровителей не арабского происхождения (мовали) [2] и иранской бюрократии [3]. Они были вынуждены уступить Омейядам власть над исламской <………..>, Марокко- <………..>, Ифрикию- <………..>, а Египет <………..> под властью Фатимидов. Политическая власть Аббасидского халифата закончилась с расцветом иранских Буидов и сельджукских турков. Хотя власть халифата над большей частью Исламской империи проявлялась только через проведение религиозных церемоний, династия сохранила контроль над месопотамскими владениями.
    Период культурного расцвета Аббасидского халифата закончился с <………..> под предводительством <………..>. Аббасидский халифат и его династия правителей, как и мусульманская культура в целом, в 1261 переместились в <………..> со столицей в Каире. Хотя правителям не хватало политической власти, они всё же сохраняли авторитет по религиозным вопросам до завоевания Египта османами в 1517 году [4].

    Аббасидский халифат
    Территория Аббасидского халифата к 850 году


    Правители Аббасидского халифата были арабами и наследниками <………..>, который был одним из самых молодых дядей Мухаммада и происходил из того же клана <………..>. Аббасиды заявляли, что являются настоящими наследниками пророка Мухаммеда, вытесняя Омейядов, на основании более близкой кровной линии к Мухаммаду.
    Аббасиды также противопоставляли себя Омейядам, критикуя их <………..>. Согласно Ира Лапидусу «Аббасидское восстание встретило широкую поддержку у арабов, в наибольшей степени у пострадавшего населения Мерва и у йеменской фракции и их покровителей» [5]. Аббасиды также обращались к мусульманам не арабского происхождения, известным как мавали [6], которые оставались вне арабского общества и рассматривались как низший класс империи Омейядов. Мухаммед ибн Али, праправнук Аббаса, начал кампанию по возвращению власти в Персии на территории Умара II к семье пророка Мухаммада, Хашимитов.
    Во время правления Марвана II, кульминацией оппозиции стало восстание <………..>, одного из наследников Аббаса. Поддерживаемый персидской провинцией Хорасан, хотя её правитель был против этого [7], и арабами шиитами, он достиг значительных успехов, но был пойман в 747 и умер, возможно убит, в тюрьме.
    9 июня 747 г. Абу Муслим (см.) из Хорасана начал успешный бунт против правления Омейядов, который проходил под знаком «Чёрного штандарта». Когда началось открытое противоборство в Мерве, под командованием Абу Муслима были примерно 10 тысяч солдат. В 748 генерал <………..> победил Омейядов в битвах при <………..> и преследовал спасающегося бегством наместника по имени <………..>.
    Борьбу продолжил Ибрагим Абдаллах, известный как Абуль-Аббас ас-Саффах (см.), разгромивший в битве на реке Большой Заб в 750 Омейядов и позднее провозглашённый очередным халифом. После поражения, Марван отправился в Египет, где был убит. Остатки его семьи, включая одного представителя мужского пола, также были уничтожены [7].
    Сразу после победы, <………..> послал войска в Центральную Азию, где в по итогам успеха в <………..> битве началось распространение ислама в Мавераннахре и Центральной Азии. Знатная иранская семья <………..>, которые помогали строить Багдад, подарили миру первую бумажную фабрику. Так, при правлении Аббасидов, началась эпоха интеллектуального возрождения. Ас-Саффах сосредоточился на подавлении мятежей в Сирии и Месопотамии, во время этого случилось несколько набегов византийцев [7].


    Несмотря на власть буидских амиров, аббасиды сохранили определенное влияние на Багдад, а также на религиозную жизнь страны. По мере того, как после смерти их правителя Баха аль-Даула, влияние буидов ослабло, халифат смог восстановить некоторую силу. К примеру, халиф <………..> руководил идеологической борьбой против шиитов с помощью т.н. <………..>. Халифы следили за порядком в самом Багдаде, пытаясь предотвратить вспышки беспорядков в столице, часто сражаясь с айярами. Династию Буидов в конечном итоге сменила династия <………..>, известных как Сельджуки. К 1055 году Сельджуки потеснили Буидов и Аббасидов и на время захватили власть [8]. Когда бывший раб <………..>, ставший генералом, стал обладателем знамени Фатимидов в Багдаде, без внешней поддержки халиф аль-Каим уже не смог одержать над ним победу. Багдад под власть суннитов вернул <………..>, сельджукский султан, также как и весь Ирак.
    В очередной раз Аббасидский халифат был вынужден иметь дело с военной державой, с к-рой он не мог сравниться, однако аббасидский халиф продолжал оставаться главой исламского сообщества. Последующие султаны <………..>, а также их визирь Низам аль-Мульк, поселились в Персии, но сохраняли власть над Аббасидами в Багдаде. Когда в 12 веке династия начала ослабевать, Аббасидский халифат вновь обрёл независимость.

    • Возрождение военной силы (1118-1258)

    В то время как халиф <………..> был первым аббасидским халифом, который создал армию, способную встретиться с сельджукской армией в бою, он, тем не менее, в 1135 году был побежден и убит. Халиф <………..> стал тем, кто с помощью своего визиря <………..> вернул полную военную независимость халифата. После почти 250 лет подчинения иностранным династиям, он успешно защищал Багдад от сельджуков при осаде Багдада (1157), тем самым сохраняя Ирак для Аббасидов. Царствование <………..> восстановило власть халифата по всему Ираку, базирующемуся, в значительной степени, на суфийских организациях футувва (нечто вроде рыцарства в Европе), которые возглавлял халиф [9]. В попытке затмить сельджуков, которые построили Низамию, <………..> построил школу Мустансирия.
    В 1206 году Чингисхан основал мощную династию монголов Средней Азии. В течение 13-го века эта монгольская Империя завоевала большую часть Евразийской земли, включая как Китай на востоке, так и большую часть старого исламского халифата (а также Киевскую Русь) на Западе. Разрушение Багдада ханом Хулагу в 1258 году традиционно рассматривается как конец Золотого века [10]. Монголы опасались, что какая-то сверхъестественная катастрофа обрушится на них, если будет пролита кровь <………..>, прямого потомка дяди Мухаммада аль-Аббаса и последнего правящего аббасидского халифа в Багдаде [11]. Шииты в Персии заявили, что после смерти <………..> такого бедствия не произошло; тем не менее, в качестве меры предосторожности и, в соответствии с монгольским табу, который запрещал проливать королевскую кровь, 20 февраля 1258 года <………..> был завернут в ковёр и растоптан лошадьми. Ближайшие родственники халифа были также казнены, за исключением его младшего сына, который был отправлен в Монголию, и дочери, которая стала рабыней в гареме Хулагу [12]. 


    Иронично, что хотя Аббасиды получили власть, играя на настроениях мусульман не арабов (против Омейядов), именно во время правления Аббасидов сильно росла арабизация халифата. Арабский язык был основным для государства, и многие люди разных национальностей и религий стали использовать его в повседневной жизни. Книги, написанные на других языках, стали переводиться на арабский, уникальная исламская идентичность, из-за смешения арабской и многих других культур, начала трансформироваться [13].

    • Закат империи 

    Начался конфликт между аббасидами и шиитскими мусульманами, большинство из которых поддерживало Аббасидов в борьбе с Омейядами; однако спор начался из-за <………..>. Оказавшись у власти, Аббасиды приняли суннитский ислам и отказались от поддержки шиитских убеждений. Вскоре после этого, в 801 году, берберские Хариджиты создали независимое государство в Северной Африке. За 50 лет <………..>, в Африке стали, фактически, независимы. Во время правления <………..>, когда генералы тюркской армии, которые уже имели фактическую независимость, перестали платить халифату, власть Аббасидов начала ослабевать. Даже провинции, близкие к Багдаду, начали создавать местное династическое правление. Кроме того, в Испании Аббасиды часто конфликтовали с Омейядами. В 9-м и 10-м веках финансовое положение Аббасидов также ухудшилось, а налоговые поступления уменьшились [14].

    • Сепаратистские династии и их преемники

    Аббасидский халифат отличался от других халифатов тем, что он <………..>. В частности, на западе от халифата было несколько меньших государств, которые существовали в относительном мире с ним. Этот список представляет собой преемственность исламских династий, возникших из раздробленной империи аббасидов согласно их географическому положению [8]. Династии часто наслаивались друг на друга из-за постоянных восстаний наместников против господ. Пробелы появляются в периоды состязаний, когда доминирующая сила была неясной. За исключением Фатимидского халифата в Египте, признавшего шиитскую династию и андалузских халифатов Омейядов и Альмохадов, каждая мусульманская династия, по крайней мере, формально признавала номинальное главенство Аббасидов над халифом.
    Северо-западная Африка: Идрисиды 788-974) – Альморавиды (1040-1147) – Альмохады (1120-1269)
    Ифридия (современный Тунис, восточный Алжир и западная Ливия): Аглабиды (800–909) → Фатимиды в Египте (909–973) → Зириды (973–1148) → Альмохады (1148–1229) → Хафсиды (1229–1574)
    Египет и Палестина: Тулуниды (868–905) → Икшидиды (935–969) → халифат Фатимидов (909–1171) → династия Аююбидов (1171–1250) → Мамлюки (1250–1517)
    Аль-Джазире (современная Сирия и Северный Ирак): Хамданиды (890-1004) → Марваниды (990-1085) и Угайлиды (990-1096) → Сельджуки (1034-1194) → Монгольская империя и государства Хулагуидов (1231-1335)
    Юго-восточный Иран: Буиды (934–1055) → Сельджуки (1034–1194) → Монгольская империя
    Хорасан (совр. Иран, Афганистан и Туркменистан):Тахириды  (821 -873) → Саффриды (873–903) → Саманиды (903–995) → Хазнавиды (995–1038) →Сельджуки (1038–1194) → Хуриды (1011–1215) → Монгольская империя и Ильханат (1231–1335)
    Мавераннахр (совр. Средняя Азия): Саманиды (819-999) → Караханиды (840-1212) → Хваразмианы (1077-1231) → Монгольская империя и Чагатайское ханство (1225-1687)

    • Военная сила

    В Багдаде большинство военных лидеров Аббасидов являлись или утверждали, что они были арабского происхождения. Однако, осн. часть военных были <………..> происхождения, подавляющее большинство из которых были из Хорасана и Мавераннахра, а не из Западного Ирана или Азербайджана.
    Аббасиды поощряли этническое и расовое равенство сторонников. Когда Абу Муслим вербовал арабских и иранских офицеров вдоль Шелкового пути, он регистрировал их не по племенной или этнонациональной принадлежности, а по <………..> [16].


    Ссылки:


    № 94 Это сокращённая версия

    Нужна полная версия статьи? Цена 1 200 руб  Напишите заявку

    Купить полную версию статьи

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    error: Content is protected !!