Нажмите ENTER

ЗАГОЛОВОК ПРОЕКТА

    Нажмите ENTER

    БЛОГ

    Maxim1212
    06.02.2019
    Энциклопедия биографий Комментариев нет

    Абжалилов Халил Галеевич

    АБЖАЛИЛОВ Халил Галеевич (тат. Хәлил Гали улы Әбҗәлилов; 17 (29).09.1896, с. Мустафино, Оренбургский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя- 18.03.1963, Казань, Татарская АССР, РСФСР, СССР)- сов. тат. актёр, режиссёр; Нар. арт. РСФСР (1950), Нар. арт. СССР (1957). Один из ярких последователей системы К.С. Станиславского в татарском театре, мастер перевоплощения.[3] Член ВКП(б) с 1944 года. Депутат Верховного Совета Татарской АССР 2—4 созывов (1947—1959).

    Абжалилов Халил
    Халил Галеевич Абжалилов родился в бедной крестьянской семье [Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл]. В семилетнем возрасте был отдан на обучение в медресе. В 1906 году семья Абжалилова переехала в Оренбург.
    Призванный в 1914 году на фронт, во время Первой мировой войны побывал в Кенигсберге, Варшаве, Барановичах и был награждён Георгиевской медалью, а позднее, Георгиевским крестом 4-й степени. Бал ранен и демобилизован.
    Сценическую деятельность начал в 1916 году (труппа «Ширкат» в Оренбурге). В 1919 основывает здесь же «Восточный театр» [5]. В 1920 — 1923 годах Халил Галеевич Абжалилов принимал активное участие в создании узбекских национальных театров. В 1924–1928 годах снимается в фильмах Бухарской киностудии «Минарет смерти» (атаман Курбаши), «Шакалы Равата» (Абдул Неби-бай), «Из-под сводов мечети», «Крытый фургон», «Прокажённые», «Вторая жена» и др.[4] С 1928 года Халил Галеевич Абжалилов работает в Татарском академическом театре имени Камала (Казань) и вскоре становится его ведущим актером [2].

    Абжалилов Халил
    Абжалилов в роли Ходжы Насреддина (слева) и короля Лира

    Лучшие образы, созданные Абжалиловым: Бадри («Галиябану» Файзи), Полежаев («Беспокойная старость» Рахманова), Отелло («Отелло» Шекспира).
    Халил Галеевич Абжалилов одинаково владел и комическим гротеском и приёмом возвышенного трагизма, мастерски соединяя искусство психологического анализа по системе К.С. Станиславского и традиции национальной исполнительской культуры. Искусно работая над техникой внутреннего перевоплощения, Абжалилов исследовал предтечу действий и поступков своих героев, активно искал пути выразительности, используя, особенно в отношении негативных персонажей, приёмы утрирования и откровенного окарикатуривания. Творчество Абжалилова по праву является наследием и гордостью не только татарского, но и всего многонационального искусства России.[1]
    В 1958 г. за исполнение роли Мисбаха в спектакле «Без ветрил» артисту была присуждена Государственная премия им. Габдуллы Тукая.
    Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

    Роли в театре:
    1928 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Боцман
    1929 — «Галиябану» М. Файзи — Бадри
    1929 — «В вороньем гнезде» Ш. К. Камала — старый артельщик Халил
    1932 — «Письмо на платке» С. В. Батталова — Хафиз
    1933 — «Банкрот» Г. Камала — Сиражетдин
    1934 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Миллер
    1935 — «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа — профессор Мамлок
    1936 — «Враги» М. Горького — Яков Бардин
    1937 — «Потоки» Т. Гиззата — Биктемир
    1940 — «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета — Ходжа Насретдин
    1944 — «Король Лир» У. Шекспира — Лир
    1944 — «Минникамал» М. Амира — Гильманов
    1946 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — Харитонов
    1952 — «Профессор Полежаев» Л. Н. Рахманова — профессор Полежаев
    1958 — «Без ветрил» К. Г. Тинчурина — Мисхаб
    «На Кандре» К. Г. Тинчурина — Акбердин
    «Жизнь зовёт» В. Н. Билль-Белоцерковского — Чадов
    «Отелло» У. Шекспира — Яго
    «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — Клоун
    «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Шмага
    «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Кучумов
    «Гроза» А. Н. Островского — Тихон
    «Несчастный юноша» Г. Камала — Карим-бай
    «Враги» М. Горького — Захар Бардин
    «За туманом» Ш. К. Камала — Локман
    «Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого — Мартын Боруля
    «Алим — крымский разбойник»

    Фильмография:
    1925 — «Минарет смерти» — атаман Кур-баши
    1927 — «Шакалы Равата» — Абдул-Неби бай
    1927 — «Вторая жена»
    1927 — «Из-под сводов мечети»
    1928 — «Крытый фургон»
    1928 — «Прокажённая»

    Именем Народного артиста названа улица в Вахитовском районе Казани. 

    Ссылки:
    1. http://www.kznportal.ru/o_gorode/nazvaniya_ulits/a/id4725/
    2. http://www.tatpressa.ru/enc/abzhalilov-halil-galeevich-18961963-67
    3. http://www.millattashlar.ru/
    4. http://100.tatarstan.ru/abzhalilov-halil-galeevich.htm

    © При копировании активная ссылка на сайт обязательна

    См. Алфавитный указатель статей Большой энциклопедии знаний

    Комментарии закрыты